Такфиризм: кризис идеологии
30.10.2016 в 19:27
Почему ИГИЛ* является высшей ступенью развития нынешней псевдосалафитской мысли и одновременно является провалом такфиризма на уровне политики?
С начала 90-х годов мы наблюдали массу попыток псевдосалафитов оформить свой политический проект. Повсеместно их ожидал провал – в силу отсутствия опыта и жажды реальной политики. Ее место занимали сектантские, радикальные и устаревшие (на основе наработок деятелей средневековья) мысли. Соответственно, эти моменты существенно облегчали работу спецслужб западных стран по манипулированию «салафитами» и создания своей агентуры в данной среде.
Одна из главных предпосылок нынешних псевдосалафитов заключается в буквальном понимании смысла тезиса о возвращении ко временам сахабов Пророка Мухаммада (саас). Тем самым подразумевается период первого халифата. Данную «мечту» реализовал ДАИШ (ИГИЛ)*, однако реакция среды буквалистов была неоднозначной, более того произошел сильный раскол по позиции ДАИШ. Определенные группировки в Нигерии, на Синайском полуострове, в Афганистане дали их халифу баят (присягу), другие, имея с ним разногласия, тем не менее, согласились сотрудничать (пример – «Аль-Каида» Исламского Магриба). Но и среда противников оказалась довольно грозной. К примеру, это сирийские группировки Джабхат ан-Нусра*, Ахрар аш-Шам*, Джейш аль-Ислам*. Также в числе осуждающих «новый халифат» оказались известные салафитские проповедники Иордании и Египта.
На поверхности осуждение в адрес ДАИШ (ИГИЛ)* со стороны других псевдосалафитов объясняется тем, что идеологи ИГИЛ* самозванно объявили свои территории «Халифатом». Для сравнения, сторонники Аль-Каиды считают, что Халифат можно объявить после объединения небольших эмиратом с «исламским правлением». Другие представители направления псевдосалафитов утверждают, что сейчас попросту не время, мотивируя тем, что Умма неподготовлена для таких радикальных изменений политического пространства.
На самом деле ИГ* продемонстрировало существенную проблему среди псевдосалафитов. Помимо усугубившегося раскола внутри своей среды, налицо отсутствие реального политического проекта. И даже попытка идеологического воздействия на массы путем призыва к возвращению в прошлое, в надежде вернуть «золотое время» Ислама, оказались лишь эмоциональным состоянием, в глубине которого – пустота. И даже группировке ИГИЛ*, исходя из ее представления об исламе, и ориентированной на свою публику, удается лишь временно имитировать то, что им кажется атмосферой «первых времен» расцвета исламской эпохи.
Однако даже эти замыслы ИГИЛ* только усилили споры и разногласия среди псевдосалафитов. Тем самым, у немалого количества «буквалистов» – как радикальных, так и умеренных – проявилась неготовность принять идеи «Халифа Ракки».
На фоне успешного для среды радикалов-буквалистов проекта «Халифат» ИГИЛ* продемонстрировал и провал. Он заключается в том, что, даже несмотря на политическое оформление своих идей на карте Ближнего Востока и военные успехи, сами усилия псевдосалафитов сведены к минимуму. Основную оперативную работу в создании «Халифата» проделали офицеры спецслужб Саддама. Если разобраться, то наружу выйдет странный симбиоз баасистов и радикальных такфиристов. Где, естественно, первую скрипку играют бывшие представители спецслужб Ирака.
Отсюда вывод: достаточно светские баасисты умело используют психическую агрессию вкупе с яростным желанием реализовать себя, присутствующим у радикально настроенных такфиристов, в своих целях. Стоит также сказать и о работе иностранных спецслужб: из источников в Катаре мы знаем, что в рядах ИГИЛ действуют двойные, а то и тройные агенты.
Но, несмотря на всю работу спецслужб, в том числе и вернувшихся баасистов, в своем надвигающемся крахе псевдосалафиты могут винить лишь себя, и причина тому – их политическая безграмотность.
Дамир Назаров
23.04.2016
* Группировки, помеченные звездочкой, в России запрещены.
Мнение автора может не во всем совпадать с позицией редакции.