Максим Шевченко: еще раз о Забадани и Мадайя — общий взгляд

26.10.2016 в 17:17

Shevchenko Syria5

Мои скромные видео и фотосообщения из Забадани неожиданно вызвали бурную реакцию интернет-пространства.

Его критическую составляющую можно разбить на две части — жесткие (и это понятно и оправдано войной) высказывания мусульман-сторонников разных фракций антиасадовской оппозиции и истерические выкрики якобы гуманистов, либералов-западников.

Среди последних неожиданно лидирующую роль по информсообщениям о боях Забадани и голоде в Мадайе стали играть разного рода пропагандисты киевского режима.

Собственно, если сделать несложный запрос со словом «Мадайя», например, в Яндексе, то украинские источники, переполненные озабоченностью судьбами сирийцев именно этого города, окажутся доминирующими. Почему? Попробуем разобраться.

Для понимания ситуации в Забадани и Мадайе необходимо рассмотреть ее повнимательнее, в контексте общей ситуации в регионе.

Немного истории и географии

Shevchenko Syria1

Забадани и Мадайя, по словам сирийцев и ливанцев, задолго до гражданской войны, с незапамятных времен, славились как область неискоренимых и профессиональных контрабандистов.

Граница между Сирией и Ливаном, проведенная по горам в годы французского колониального мандата, проходит местами прямо по домам местных жителей. Как шутят сами сирийцы, в районе Забадани бывает так, что кухня в Сирии, а спальня — в Ливане.

Очевидно, что подобная трансграничная коммуникабельность создала особый тип людей, живущих в этих местах — независимых от любых властей (хоть сирийских, хоть ливанских, хоть каких угодно), спаянных общим интересом и деловыми отношениями, переплетающимися с личными связями (семейными, например).

К тому же, жители районов Забадани и Мадайя — по преимуществу сунниты.

Причем, как это водится у горцев, живущих особой, замкнутой общинной жизнью (похожие общины сформировались в горных районах Дагестана — Гимры, Ботлих, Цумада, Губден и так далее), ислам приобретает у них характер не то, чтобы специально салафитского, а скорее традиционного, но строго, шариатского и как бы этой строгостью и некоей закрытостью цементирующего сообщество горцев (в данном случае контрабандистов) еще больше.

Это не пресловутый ваххабизм, ни в коем случае, (как нет его, например, в Гимрах), это скорее именно традиционный для этих мест ислам — строгий суннитский фикх и шариат в местах, где все знают истории семей односельчан на несколько поколений назад.

Политика и стратегия

Shevchenko Syria3

Контрабандистам из Забадани и Мадайи до войны (2012 года конкретно) было все равно, с кем работать — шиитами, алавитами, христианами, безбожниками или сионистами. Ну на то они, собственно, и контрабандисты.

Именно поэтому, в районе Забадани, до 2006 года располагались тренировочные лагеря Хизбаллы, а во время войны с Израилем и после нее именно через Забадани, по многисленным открытым источникам, шли каналы поставок вооружения Движению ливанского сопротивления, как называет себя Хизбалла.

Антиасадовское восстание в Забадани, появление там в качестве лидирующих сил салафитских Ахрар аш-Шам* и Джабат ан-Нусра* с их антишиитской и антихизбаллинской риторикой, безусловно несло прямую угрозу коммуникациям Хизбаллы, ведущей постоянную войну против Израиля, находящуюся под его авиационными ударами.

Ливанское движение сопротивления не могло допустить как перехвата тайных контрабандистских путей снабжения, так и угрозы перехвата главной дороги Дамаск-Бейрут, проходящей в паре километров от Забадани.

Предположить, что богатые жители Забадани и Мадайи, сосуществовавшие со всеми режимами вполне успешно, вдруг, внезапно, поняли ужасную тираническую сущность баасистского государства и династии Асадов (до этого, с огромной выгодой для себя, эту сущность не понимая десятилетиями), подняв восстание, честно говоря, трудновато.

Скорее всего, общая иллюзия скорого падения Асада вслед за МубарракомКаддафибен Али, поддерживовавшаяся внешними «большими дядями» сыграла дурную роль.

Неожиданное упорство контрабандистов из Забадани и их приверженность антиасадовскому и антишиитскому движению имеют, на мой взгляд, две причины.

 

Израильский след

Syria zionists

Первая — для Израиля перекрытие этих троп и контрабандистских поставок в Ливан — стратегически важно. Бомбить там, в лесной и горной местности, в отличие от главного шоссе Дамаск — Бейрут не очень перспективно.

Гораздо интереснее разжечь на этих коммуникациях восстание под антишиитскими лозунгами, поддержать деньгами (а то и оружием?) радикальные антишиитские группы и перекрыть эти коммуникации, списав все на то, что, мол, «сирийцы воюют, а Хизбулла вмешивается».

Этими интересами Израиля, на мой взгляд, объясняется повышенное истерическое внимание украинских СМИ к региону Майдайя и Забадани.

Не секрет, что большинство украинских СМИ, (как и сама Украина, впрочем), по преимуществу, принадлежат израильским гражданам — активистам, технологам и спонсорам Майдана от Портникова и Коломойского до самого Порошенко, так трогательно выступавшего недавно в Кнессете с идеей борьбы против тирании.

Успехи Хизбаллы, блокировавшей повстанцев-контрабандистов Забадани и Мадайи, и освободившей коммуникации снабжения сопротивления для Израиля и его украинских и западных партнеров — серьезная проблема.

Поэтому тема гуманитарной катастрофы в Мадайе, где, на самом деле, тяжелая ситуация, но не более тяжелая, нежели во многих регионах Сирии — под ХалебомИдлибомХомсомХамой, в окрестностях Дамаска — стала вдруг так интересовать украинские, а, по сути, израильские СМИ.

К сожалению, эту волну, не до конца понимая, в чьих интересах она поднята и кто за ней стоит, подхватили и некоторые искренние интернет-активисты, занимающиеся исламской и ближневосточной проблематикой в России.

Я не утверждаю, естественно, что повстанцы Забадани и Мадайи действуют по указке Израиля, избави Бог! Спроси их, так они все против Израиля, небось. Чисто теоретически. Но против «рафидитов» ( так оскорбительно называют шиитов) и «асадитов» они не теоретически, а огнем и мечом.

Я утверждаю, что израильская агентура использует их конфликт с правительством и Хизбуллой в своих стратегических интересах — блокировании ливанского сопротвления, перехвата его военных коммуникаций.

Недаром события последних месяцев вокруг Забадани и Мадайи совпали и с авиаударами Израиля по аэропорту Дамаска, и с убийством одного из лидеров Сопротивления Самира Кунтара, и с последними боестолкновениями на израильско-ливанской границе, в ходе которых, по некоторым сведениям, были уничтожены израильские офицеры.

Харири — клан убийц Сирии

Hariri

Вторая причина упорства жителей анклава Забадани-Мадайя и их иррациональной поддеожки со стороны украинско-израильской прессы — их связь с семьей Харири.

Этот «суннитский» клан ( максимально далекий от соблюдения предписания норм Ислама, естественно) давно и тщательно финанисирует и снабжает оружием сирийскую суннитскую (а другой там нет) антиасадовскую и антишиитскую оппозицию.

Главным врагом Саада Харири, виновника как нищеты и болезней значительной части жителей Ливана (скупка и спекуляция землей, аферы с мусоропереработкой), так и спонсора невероятного богатства части ливанской элиты, является Хизбалла.

Войну с Хизбаллой Харири ведет, в частности, и на земле Сирии.

Прямое сотрудничество ливанского клана мультимиллиардеров с Израилем очевидно — их общие враги (Хизбалла, Иран, Асад), общие друзья (Саудиты, монархии Залива, антиасадовская оппозиция) говорят и об общности стратегических интересов.

А при чем тут Украина, спросите вы?

Не поверите, но у семьи Харири давние и устойчивые интересы на Украине — от торговли украинским оружием, до энергетики и донецко-криворожского бассейна.

С Украины Харири возили элитных проституток — об этом писали в ливанской прессе, на Украине Харири ведет общий бизнес с израильтянами и кем угодно.

Контрабандисты Забадани и Мадайи вооружались и поддерживались Харири и Израилем (последним не напрямую, это было бы слишком вызывающе для региона), превращавшим их в устойчивое джихадистское антишиитское (читай антихизбуллинское) движение.

Отсюда и неуклонность Хизбаллы и отрядов правительственных войск в ликвидации забаданского анклава. 

Сирийская трагедия — выхода пока не видно

Shevchenko Syria10

На следущем гуманитарном уровне — безусловное страдание женщин и детей Забадани и Мадайи от блокады.

Блокады, которая, напомню, к сожалению, является симметричным ответом на блокаду и постоянные обстрелы и атаки с участием смертников шиитских анклавов Фуа и Куфрайя под Идлибом.

Я не буду рассказывать, что никакой полной блокады Мадайи нет, что через блокпосты пропускают машины, выезжающие за продовольствием ( я видел это своими глазами — провел на блокпосту на дороге в Мадайю около часа и за это время наблюдал около трех десятков машин с гражданскими, ехавшими туда и обратно) — с энтузиазмом поверившие израильско-украинским СМИ журналисты, мне все-равно не поверят.

Все равно интернет эксперты начнут постить все новые украинско-израильские или израильско-украинские или европейско-гуманитарно-либеральные рассказы об ужасах Мадайи.

Ужасом является вся, без исключения, в любой ее точке, сирийская война, разоженная внешними силами для уничтожения Сирии, ее распада и разграбления.

В ближайшее время и опубликую репортаж из одного из алавитсктх сел под Хамой, четыре года отбивающегося от радикальных джихадистов, убивших в селе около двух сотен человек, включая женщин (пойманных во время сбора маслин, признанных военной добычей и подвергнутых групповому изнасилованию по этой причине) и детей, которых обстреливают из минометов и ракетами на школьной площадке.

Из многих суннитских, шиитских или христианских сел Сирии по обе стороны фронта можно сделать подобные репортажи.

Я не делю людей по конфессиональной принадлежности, мне жалко всех — суннитов, шиитов, алавитов, христиан — которых жестокие и циничные правители мировых и региональных держав стравили друг с другом ради своих проклятых Всевышним нефтяных, газовых месторождений и транзитных путей.

Я просто съездил в Сирию и размышляю вместе с вами о том, что видел и о том, как этот ужас прекратить.

Максим Шевченко

Facebook

Использованы фото автора статьи

06.01.2016