«Крепкий орешек Магриба»: Алжир и проблемы региона
15.08.2017 в 11:19
В череде кризисов, охвативших Ближний Восток, регион Магриба и близлежащие страны являются перманентным источником активности. В период с 2010-2013 в нем поднялась бушующая волна потрясений, и примерно с 2014 кризисная ситуация пошла на спад, но, естественно, временно.
В таком контексте Алжир остается страной, которую миновали наиболее тяжелые проблемы, однако не ясно, как его правительство отреагирует на следующие вызовы эпохи. Президент Бутефлика зарекомендовал себя как прагматичный политик с очень развитым тактическим мышлением, что помогает ему ориентироваться по любому вопросу международной и внутренней ситуациями. К сожалению, возраст и тяжелая болезнь рано или поздно дадут о себе знать. Как уход нынешнего президента скажется на внутренней ситуации, покажет время.
Среди важных заслуг Бутефлики — прекращение долгой кровавой гражданской войны, стабилизация страны, нейтрализация позиции по ряду конфликтов в арабских странах, выстраивание отношений с политическим исламским фактором (ИРИ, ХАМАС [1], ряд исламских движений Магриба), относительная демократизация власти.
Последний факт особо важен, так как появление новых лиц в парламенте страны позволяет Алжиру в некоторой степени шагать в ногу со временем; также данной республике удалось избежать скатывания страны в очередную диктатуру. Именно при Бутефлике в правительстве оказались члены исламской партии Ан-Нахда, представители берберской общины, либералы и так далее. Важно отметить, что процесс «исламизации» охватил армию и спецслужбы страны.
Грубо говоря, некоторым еще небезнадежным арабским странам (Сирия, Судан) стоило бы поучиться у коллеги из Алжира работе с современной исламской оппозицией. Причем Бутефлика рассчитал данный шаг на десятилетия вперед, так как исламская оппозиция в парламент попала еще в далеком 1999-м. Далее, президент организовал диалог с оппозиционными группами объединения Исламский Фронт Спасения, что со временем дало много положительных моментов и в итоге сыграло решающую роль в прекращении войны.
Во взаимоотношениях с внешними сторонами руководство страны выбрало курс диалога, сотрудничества и тушения любого пожара конфликтов. Данный курс выбран как защита от любых внутренних потрясений, так как внешние обстоятельства во многом влияют на внутреннюю ситуацию. Так, режим Алжира хорошие отношения со всеми арабскими страна региона; исключением в силу известных причин является Марокко, но сейчас уже тема дележки территорий не актуальна, и связь между странами носит скорее нейтральный характер, нежели характер открытого конфликта. Алжирские военные задействовали прямую дипломатию со всеми сторонами, умеющими вести диалог, и связано это отнюдь не с симпатиями к каким-то сторонам, а скорее с желанием избежать конфликтов и сосредоточиться на развитии региона. К примеру, правительство Алжира выстроило хорошие отношения со свергнутым президентом Мурси, однако никак не прокомментировало военный переворот, понимая близорукость ихванов и усиление египетской хунты (что указывает на интересы Штатов). Прямое осуждение переворота автоматически означало бы вражду между странами, чего Алжиру в его нынешнем положении абсолютно не выгодно, поэтому военные заняли нейтральную сторону. В то же время Бутефлика принимал у себя представителей туарегского исламского движения Ансар ад-Дин и «Движения за единство и джихад» из Западной Африки: данную организацию алжирцы долгое время поддерживают финансами и продовольствием.
20 января 2013 года Сенда Валад Боу Амама, официальный представитель Ансар ад-Дин, давая интервью, вдруг заявил: «У нас хорошие отношения с руководством Алжира, которые мы очень высоко ценим. Мы знаем, что есть определенные силы на Западе, которые хотели бы расколоть Алжир, как они сделали в Судане. Но мы поддержим алжирское руководство, чтобы не допустить этого». Данное заявление отражает прочную связь между сторонами.
Однако, как и у всех стран региона, естественные проблемы в лице коррупции, борьбы внутри элит, западного влияния, угрозы социального бунта и нестабильности у соседей неизбежно присутствуют.
Тем не менее режим, Алжира держится и питает надежды, что буря политических катаклизмов обойдет эту страну стороной. Точного сценария не определить – время покажет. Но так как военная элита страны зарекомендовала себя как прагматичную силу, самую адекватную в регионе Магриба, надежды на положительный сценарии относительного будущего – все же есть.
Хаос за порогом
Относительно шаткая ситуация в постреволюционных соседних странах, попытка пересмотреть свои тезисы у переживших крах исламских партий ихванистского толка, возвращение к власти прозападных режимов и былых диктатур, война в Мали, ставшая катализатором других африканских конфликтов, напряженная ситуация в зоне Сахеля, чреватая перерасти в военный конфликт, противоборство Китая и стран Запада по всей Африке, рост аппетитов империалистов Запада, тяжелая экономическая ситуация, борьба за ресурсы, поиск дальнейших путей развития на стыке капитализма и шестого технологического уклада, возможное обострение борьбы после ухода Бутефлики за власть (не сейчас, так в будущем) и еще множество причин, которые заставляют правительство Алжира не просто выстраивать стратегию развития страны, но и сохранить функционирования страны в борьбе с нарастающим хаосом.
Поэтому грандиозные интеллектуальные усилия требуются не только от руководства страны, но и от всех непосредственных участников политической жизни Алжира. На самом деле на таких исламских объединениях, как Исламский Фронт Спасения и партия Ан-Нахда (не путать с тунисской партией) лежит даже больший груз ответственности, нежели на правящей элите – ведь враг не дремлет, и он совсем близко.
Реванш такфиризма
Этот феномен явился с целью закрепиться в умме как минимум на десятилетия, и Африка – удобное место для разбитых групп боевиков, оккупировавших Сирию и Ирак. Ливия уже стала таким местом, в Нигерии нашлись местные радикалы, присягнувшие на верность радикалам-такфиристам. Потенциально местами для будущего объявления лояльности могут стать страны черной Африки, Мали, Мавритания, север Сахары – то есть, грубо говоря, весь континент может стать объектом для новых провокаций этих авантюристов. В этой связи суннитский барьер должен стать преградой на пути к хаотизации, которую готовы принести с собой радикалы. Если смотреть на ситуацию углубленно, то, безусловно, без тайной внешней помощи у боевиков-сторонников Багдади относительно небольшие шансы на успех даже в очень бедных странах. Однако в связи с тем, что Африка всегда представляла особый лакомый кусок для стран Запада, шансы у провокаторов возрастают по причине работы агентурный сетей сил империализма в рядах радикалов.
Если ранее французы и англичане (и их союзники) использовали миф об Аль-Каиде с целью влезть в дела африканских стран, то теперь бренд джихадистов сменили боевики-такфиристы из ДАИШ [группировка в России запрещена]. Отработанная схема заключается в использовании агентами спецслужб вояк с идеологией такфиризма [2], те, в свою очередь, закрепляют позиции по аналогии с ситуацией в Ираке; далее идет давление с целью предоставление «особых» привилегий Западу, оказываемое на правительство той страны, против которой объявлен «джихад» – с посылом «мы вам помогаем, но на своих условиях». Иными словами, имеет место наглый шантаж и практически оккупация суверенной республики. Единственное отличие от традиционной оккупации – это замена военного контингента на регулярные подразделения «особого назначения», инструкторов и «частные военные компании». Данный шаг позволяет Западу минимизировать затраты на очередную авантюру.
Поэтому Алжиру, как и другим странам, необходимо не просто быть готовым к подобного рода сценариям, но и стоит выработать стратегию противостояния альянсу такфиристов и глобалистов Запада.
Политический суннизм с прагматичным подходом к политике и справедливой идеологией позволит нанести опережающий удар по планам агрессоров и их марионеток. Даже если региону уготована участь впасть в хаос, то пусть интеллектуальные старания прогрессивных мусульман отсрочат этот день. С другой стороны, пришло время суннитам заполнить политический вакуум и выйти из когорты аутсайдеров уммы. У ихванов это не получилось, но это должно только сделать сильнее суннитское население Африки, так как паразитизм сектантов, либералов, внешних врагов и «средневековых» ученых не заставит их сидеть сложа руки.
Не дать колониальному прошлому вернуться
Факт того, что Франция активизировала политику прямого вмешательства в африканские страны, должен озадачить тех, кто еще не успел попасть под удар Парижа.
Присутствие их войск в Мали и вовсе создает для Алжира крайне напряженную обстановку. Еще перед началом отправки французских военных в соседнюю республику, политологи Алжира высказывали мнение, что смысл отправки солдат «Пятой республики» заключается в создании базы для будущего военного удара и политического давления на Алжир.
Причин для этого много. Алжир является «крепким орешком» севера Африки и имеет много тонких нитей по всему континенту. Вывести из строя данную страну для Парижа – дело чести, так как независимая линия политики бывшей колонии (касается это и некоторых других африканских стран) раздражает французские элиты. Даже Марокко, имея очень тесные взаимоотношения с Францией по многим пунктам и являясь одним из главных союзников Парижа, в принятии важных решений опирается именно на США, игнорируя одного из лидера ЕС. Если колониалисты сумеют нейтрализовать Алжир, то многие элементы африканского сообщества от слаборазвитых стран до контрабандистов пустыни вынуждены будут ориентироваться на Париж.
Алжир поддерживает в Северной Африке своеобразный баланс, и если его нарушить, то, во-первых, начнется хаос, и во-вторых, потребуется новый игрок на ключевую роль в поддержании баланса в данном регионе. И первую, и вторую проблему, используя колонизаторские методы, Париж начнет решать с большими кровавыми последствиями для мусульман.
[1] — ХАМАС имеет официальное представительство в Алжире.
[2] – Известен тот факт, что в рядах Аль-Каиды исламского Магриба широко работает французская агентура.
Дамир Назаров