Аль-Азхар и грозненская фетва: наследие Шалтута нуждается в возрождении

21.11.2016 в 18:41

al Azhar3

После проведенной в Грозном конференции исламский университет Египта Аль-Азхар громко вернулся на политическую арену. Цель конференции была достигнута: по мнению около 200 ученых суннитского толка, те, кто именует себя «салафитами», не являются Ахли-Сунной. Особую инициативу [на конференции] проявил Аль-Азхар. По словам шейха исламского университета Ахмада Тейиба: «Наша конференция объединила самых авторитетных ученых исламского мира. Эти люди душой и сердцем болеют за нашу умму. Конференция, я уверен, окажется очень плодотворной. Вместе мы сможем показать миру, что террористы и экстремисты не имеют ничего общего с исламом. Их цель – прикрываясь религией, внести раздор и смуту в ряды мусульман и распространить по миру ненависть. К сожалению, причиной возникновения терроризма является злоупотребление положением со стороны суннитского духовенства. Некоторые самозванцы и лжеученые в одежде суннитского духовенства издают фетвы о дозволенности кровопролития. Они делают это, от имени всех суннитов, злоупотребляя своим положением». Можно привести другое изречение, известный шейх Аль-Азхара Ахмад Кариме: «Религия, которую предлагают салафиты не является религией Пророка Ислама, а является ваххабизмом».

Важно понять, что речь идет не только об устранении такфиристких настроений и последующем изгнании из общества суннитов, но и о размежевании в целом с буквалистскими идеями в Исламе, которые не обязательно радикальны, но являются провокационными и некомпетентными на современный манер – таковы, например, мадхалиты. В этой связи Саудовская Аравия и Катар естественно агрессивно отреагировали на проведенную конференцию, оскорбляя участников и ссылаясь на заговор Ирана и Путина, что конечно выглядит абсурдным. Но на самом деле истерика «заливняков» оправдана другими моментами, которые увидел известный арабский писатель и главный редактор газеты Ray Al-Youm Абдель Бари Атван по поводу этой конференции пишет: «В эти дни Саудовская Аравия не понимает, с какой стороны и от кого получает удары – от Йемена, от Сирии, от Ливии или же от Ирана? Но появились и новые игроки – Чечня и Египет (конференция в Грозном). Саудовская Аравия лишилась своего авторитета, необходимого для руководства последователями суннизма. Ваххабизм исключен из суннитской конфессии. Это обстоятельство чрезвычайно опасно для Саудовской Аравии во всех аспектах». Далее Бари Атван продолжает: «Это (конференция) – ничто иное, как скоординированное действие Египта и России для отстранения Саудовской Аравии от руководства суннитами, и замещения ее Аль-Азхаром, как это было раньше».

Со стороны РФ подобные шаги всегда приветствовались, как и наблюдается открытость к диалогу на данную тематику. РФ имеет опыт борьбу с вооруженным подпольем, стоящим именно на платформе саудовских ученых, и нынешняя конференция подчеркивает готовности союза Москвы с суннитами, которые оппозиционно настроены к т.н. «ваххабизму». Также данный шаг дезавуирует идею о якобы «ущемлении» суннитов Сирии. Ведь Генштаб РФ подчеркивает, что борьба ведется с радикальными элементами в лице Нусры* и ИГИЛ*, платформа которых с суннитскими мазхабами не имеет ничего общего.

Сиси и ваххабизм: непростая дилемма 

Sisi2

С Египтом все сложнее. По одной из версии, благосклонность генерала Сиси к такому мероприятию вызвана раздражением в отношениях между треугольником США-Эр-Рияд-Каир. Где последний путем организации конференции в Чечне решил отомстить ваххабитам за урезание финансов, которые так щедро предоставляла саудиты, после военного переворота (а ведь совсем недавно просаудовская партия «Нур» подержала свержение ихванов в угоду хунте). Отношения стран Залива с хунтой в последнее время отличались открытой недоброжелательностью друг к другу. Например, саудам не понравилось, что правительство Египта отказалась вводить регулярные части в Йемен (также ходят слухи, что Каир вовсе решил выйти из созданной саудитами коалиции против Йемена); также Каир выражает поддержку Асаду. В свою очередь, саудиты решили пересмотреть контракты на поставки нефть в Египетскую Республику, и в целом как было сказано ранее финансирование. Стоит также вспомнить ситуацию с островами Тиран и Санафир: Каир сначала согласился передать за щедрую оплату острова саудитам, однако далее пересмотрел свое решения ссылаясь на египетский суд, который запретил передачу территории другому государству. Естественно, в Эр-Рияде это вызвало раздражение.

Касаемо Штатов, то тут, помимо денег, есть ряд сфер, где возникает напряженный диалог между сторонами: например, по Ливии, Сирии, ситуации внутри Египта. И дразнить Вашингтон заигрыванием с РФ для Сиси актуально особенно в период напряженности между державами.

Другая версия сводится к тому, что Сиси подсказали эту стратегию, и подсказали (с целью политической подножки) из стана генералитета страны «фараонов». Не секрет, что уже давно прослойка «стариков» в высших чинах армии недовольна молодым и амбициозным «выскочкой». На руку «старикам» играет тот факт, что Сиси не справляется в полной мере с вызовами в египетском обществе, у нынешнего правительства нет плана по выходу из кризиса, нет ответа на вопрос, что будет дальше. Тирания эпохи Мубарака по сути сохранилась, как и уже ставшие традиционным для Египта коррупция, чиновничий беспредел и прочие проблемы. Вдобавок в египесткое общество проникают щупальца идей такфиризма: яркий пример – Синай. Оппозиционная волна то стихает, то набирает обороты, что рано или поздно выльется в новую бурю протестов. К этим проблемам добавляются возникшие сложности в отношениях с союзниками (Запад и саудиты), и, сыграв на этих проблемах в случае нового переворота уже против самого генерала, военные обвинят Сиси во всех грехах.

Касаемо Аль-Азхара, несмотря на совершенный прорыв в свете богословского дискурса, религиозный университет Египта все-таки сильно зависим от руководства страны, поэтому питать иллюзий о свободомыслии как в стенах учебного заведения, так и в египетском обществе не стоит.

Попытка зарекомендовать себя как сторонником Сунны и борцом с сектантами, не добавит политических очков режиму Сиси, так как одна только завязка на запад и сионизм прочерчивает истинное лицо генерала, не говоря уже о геноциде устроенным хунтой, с отмашкой от Штатов. Поэтому стоит знать, как диктатор Сиси никогда не будет «новым» Насером*(1), так и Ахмад Тейиб не ровня многоуважаемому шейху Шалтуту*(1).

Конференция в Грозном и идеи шейха Шалтута

Grozny fatwa1

После нашумевшей конференции в Грозном в память врезалось событие прошлого тысячелетия, которое по своей цели, пользе и масштабом намного превысило прошедшего мероприятия.

Вспоминая историю, то один из самый своих знаменитых прорывов в исламской мысли Аль-Азхар совершил при руководстве ныне уже покойного шейха Махмуда Шалтута.

Глава университета Аль-Азхар в 1958-1963 гг. шейх Махмуд Шалтут в исторической фетве отметил, что исламская религия не вынуждает своих приверженцев стать последователем того или иного мазхаба, и любой мусульманин вправе выбрать мазхаб, предписания которого зафиксированы в достоверных источниках. Приверженцы каждого из четырех суннитских мазхабов по своему усмотрению могут стать последователями шиитского мазхаба. Мусульмане должны отказаться от фанатических идей, так как Божественная религия не ограничивается определенным мазхабом.

Эту фетву подтвердили многие великие улемы и факихи, в том числе автор весомого толкования священного Корана «Аль-Мизан» аятолла Табатабаи, который отметил, что с разумной и логической точек зрения не приходится сомневаться в преимуществах единства и сближения мазхабов.

Текст фетвы ректора университета ал-Азхар профессора Махмуда Шалтута. У господина Шалтута спросили: «Некоторые считают, что для того, чтобы богослужение и действия мусульманина были принятыми, он обязательно должен действовать согласно одному из четырех мазхабов, а среди них нет джафаритского и зейдитского. Согласны ли Вы в целом с таким мнением, и считаете ли вы недопустимым следование шиитскому мазхабу джафари?»

В ответ господин Шалтут сказал:

«1) Ислам не считает необходимым для своих последователей следование одному определенному мазхабу. Мы говорим: «За любым правоверным сохранено право возможности следовать в начале любому мазхабу, который достоверно изложен, а в специальных книгах зафиксированы все практические положения данного мазхаба». Точно также человек, следующий одному из подобных мазхабов, может перейти в другой мазхаб, и в этом поступке нет для него опасений.

2) По шариату разрешено следовать положениям джафаритского мазхаба, известного как мазхаб Двенадцати Имамов, подобно остальным суннитским мазхабам. Мусульманам необходимо знать об этом и воздерживаться от проявления ненависти и неправильной поддержки определенного мазхаба. Религия Аллаха и Его шариат не следуют за одним определенным мазхабом и не заключаются в нем.  

Всякий, достигший иджтихада (высшая научная степень в теологии, когда мусульманин может выносить самостоятельное решение по новым вопросам в Исламе на основе Корана, Сунны и руководствуясь основными методами фикха – авт.), становится муджтахидом (обладающим правом на иджтихад – авт.), и его действия приемлемы Великим Богом. Разрешено человеку, не обладающему правом иджтихада и своего мнения по фикху, следовать ему (муджтахиду) и поступать соответственно его (муджтахида) фетве. И нет в данном вопросе разницы между поклонением и повседневными делами (человека)».

Mahmud Shaltut

Махмуд Шалтут пресекал действия некоторых суннитских ученых, последовавших ваххабитским взглядам, ибо их действия, по его мнению, также служили барьером в сближении двух религиозно-правовых школ [суннитской и шиитской]. По этому поводу он говорит: «Недальновидные люди, а также те, кто преследует злостные цели, а их можно найти в любом обществе, и которые живы только тем, чтобы сеять смуту и разлад, поднялись на борьбу против сближения. Они следуют зову своих сердец и чаяний, преследуя конкретные задачи. Они, подобно марионеткам, подались в услужение тем, кто пытается внести раскол, и прямо и косвенно, препятствуют любому движению, стремящемуся объединить всех мусульман»*(3) Шейх Шалтут был противником того, что ваххабиты объединили шиитов и гулат*(4) в одно течение, объявляя при этом шиитов рафидитами, в то время, как термин «рафидит» имеет общее значение, и во многих книгах, относительно изучения мазхабов и течений, он употребляется в отношении сект и течений, имеющих гулатские взгляды и убеждения. Примечательно, что шиитские ученые еще задолго до суннитских алимов признали гулат (т.н. крайних шиитов, обожествлявших Имама Али) неверными.

Покойный шейх Шалтут, подвергая критике политических фанатиков обоих мазхабов, фанатизм некоторых шиитов именовал «сефевидским шиизмом», а отрицательные уклоны в суннизме – «вопиющим суннизмом». Он отмечал, что на самом деле нельзя различать «шиизм Али (мир ему)» и «суннизм Мухаммеда (ДБАР)», потому что они по происхождению едины.

Однажды на торжественном обеде по поводу начала одного из проектов внутриисламского сотрудничества шейх Шалтут сказал: «Мы, здесь собравшиеся египтяне, иранцы, ливанцы, иракцы или пакистанцы, и мы же – ханафиты, шафииты, маликиты, ханбалиты, а также шииты-имамиты и зейдиты, cобрались за одним столом обсуждаем толковательные, юридические и духовные тонкости в духе братства».

P.S.

Реформа суннитской мысли Махмуда Шалтута произвела положительное впечатление на тогдашнего президента Египта Гамаля Абдель Насера: сам президент был умеренно-националистических взглядов с социалистическим «душком». В те годы мир делился условно на капиталистический и социалистический лагерь, и Египет выбрал красное знамя. Тогда противоречия в среде богословов были маргинальны и не предавались огласке, более того, разделение на суннитов и шиитов вызывало осуждение в ряде стран (Египет, Сирия, Ливан, Палестинские земли). В качестве примера заинтересованности в объединении мусульман без религиозной окраски, дабы не допустить разлада, но с революционным порывом, можно вспомнить, как знаменитый иранский командир Мустафа Чамран перед вступлением в ООП и Амаль (Ливан) проходил военное обучение в Египте.

*(1) Гамаль Абдуль Насер — президент Египта в период 23 июня 1956 года — 28 сентября 1970 года.

*(2) Шейх Махмуд Шалтут — глава университета Аль-Азхар в 1958-1963 гг.

*(3) Журнал «Рисалат аль-Ислам».

*(4) — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки пророка Мухаммада(мир ему) по линии Али ибн Абу Талиба(мир ему) — пречистые имамы(мир им) — обладают качествами божественности.

Дамир Назаров

* Группировки, помеченные звездочкой, в России запрещены.

Мнение автора может не во всем совпадать с позицией редакции.