Шамиль Султанов о девяти аспектах геостратегической гениальности имама Хомейни
12.06.2022 в 17:29
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Я хотел бы сформулировать сначала 9 тезисов о геостратегической гениальности имама Хомейни, которая проявилась в реализации политики Сопротивления. Но прежде всего я хотел бы сказать о том, что есть разница в восприятии понятия сопротивления в русском языке и в исламском мышлении. В русском языке «сопротивление» – это прежде всего оборона. И очень часто это глухая оборона. В исламском мышлении «Мукавама» – это, скорее, оборона с контратакой, то есть в ней есть потенциал наступления. Это нечто новое, которое отличается от обороны как таковой.
Я хочу сформулировать девять ключевых проявлений гениальности геостратегического и геополитического мышления великого аятоллы Хомейни, которое проявилось к нынешнему времени. Мышление имама Хомейни было обращено не только в прошлое и в настоящее, но и в будущее. В этом его значение.
- Иранская революция продемонстрировала способность народов Ближнего Востока, способность регионов противостоять США, противостоять Западу. Таким образом, была изменена установка на слабость арабского мира, исламского мира перед глобальным гегемоном. И аятолла Хомейни показал, что победа Иранской революции – это одновременно начало побед исламского мира, арабских стран, стран мусульманского мира.
- Второе проявление геополитического гения Имама Хомейни заключается в том, что под воздействием Исламской Революции резко усилились региональные факторы на Ближнем Востоке. Если до этой революции главенствующую роль все-таки на 60-70 % играли глобальные факторы, роль глобальных держав, то на сегодняшний день, по оценкам нашего Центра стратегических исследований «Россия-исламский мир», именно региональные силы являются ключевыми, определяющими ход исторического процесса в этом регионе.
- Под воздействием идей аятоллы Хомейни и под воздействием великой Исламской Революции усилился революционный потенциал региона. Многие вещи, которые здесь происходили – это и усиление сил Сопротивления в Ливане, Палестине, и революция (прерванная, но не законченная революция на Ближнем Востоке, которая началась в 11-м году, и сопротивление в Афганистане, в Ираке, в Сирии и т.д.) – были бы невозможны, если бы не было гения аятоллы Хомейни. Если задать вопрос: а этот революционный потенциал он усиливается или ослабевает? Я бы сказал, безусловно, что он продолжает усиливаться. И это, кстати, один из очень важных факторов, которые пугают американцев: часто они даже не понимают, почему это происходит.
- Соединенные Штаты потерпели крупное поражение именно здесь: не в противостоянии с Китаем, не в Западной Европе, не в Латинской Америке, а именно на Ближнем Востоке. И, когда в свое время, в начале 21 века США объявили о том, что именно Ислам является их главным цивилизационным противником – это как раз был показатель того, насколько верен был тот посыл, который заложил великий аятолла Хомейни.
- Резко усилилось значение Исламской Республики Иран. Причем, я хотел бы сказать, что речь идет не только о региональном усилении Ирана. Мы сейчас можем говорить о том, что Исламская Республика Иран является глобальным фактором. И одна из причин изоляции, попыток санкций против Исламской Республики Иран заключается в том, что Запад – противник Ирана. Они как раз видят это глобальное усиление Республики Иран. Я хочу дополнить этот тезис: важным моментом усиления роли Ирана в соответствии с указаниями аятоллы Хомейни являлось творческое использование организационного оружия. К сожалению, многие в арабском мире, в частности, этот фактор недоучитывают.
- Когда мы говорим о гениальности геополитического видения великого аятоллы Хомейни, речь идет не только о поддержке Палестины как ключевого момента для исламского мира. Аятолла Хомейни говорит о центре сопротивления, в основе которого лежит поддержка Палестины, как о консолидирующем исламский мир факторе. Это очень важный момент. Есть всего лишь несколько реально актуальных моментов, которые объединяют мусульман во всем мире, и один из них – это Палестина. В этом смысле этот посыл, этот тезис ориентирован на будущее. С моей точки зрения, это проявление гениальности аятоллы Хомейни.
- Сейчас мы можем говорить о создании не только региональной Оси Сопротивления, но и глобальной Оси Сопротивления. Палестина как религиозный, как политический, как идеологический фактор, стал ключевым для всего мира. Если до 79-го года «палестинский вопрос» во многом был проблемой дискурса для некоторых элит, то сейчас «палестинский вопрос» – это фактор, который воздействует на глобальные элиты, на глобальные массы. Десятки миллионов людей об этом знают и участвуют в этом.
- После Исламской Революции, после аятоллы Хомейни резко усилилась глобальная роль политического Ислама. Политический Ислам, который был до революции 79-го года, был аутсайдером, он находился где-то на задворках. Сейчас он стал – в частности, на Ближнем Востоке – ключевым фактором. Если перечислять, какие региональные факторы играют важнейшую роль сегодня на Ближнем Востоке, то, я скажу, это, безусловно, политический Ислам. Тезисы политического Ислама, мышление политического Ислама во главу дискурса и политической деятельности поставил именно великий аятолла Хомейни.
- И, наконец, последний аспект гениальности аятоллы Хомейни – без сомнения, одного из самых величайших в истории человечества лидеров – заключается в том, что он еще в 70-80-е годы говорил о росте Ислама. И это был не просто рост Ислама – возросла роль религии в человеческом развитии, в человеческой истории. Посмотрите: в декабре 2017 года в знаменитом докладе Римского клуба, который является голосом западных элит, впервые прозвучало, что в ближайшие десятилетия роль религии будет возрастать. Это признание, потому что, когда сейчас говорится о возрастании роли религии, имеется в виду именно рост роли Ислама, потому что все остальные религии находятся либо в замороженном состоянии, либо в упадке. И то, что это было предсказано, предвосхищено и реализовано великим аятоллой Хомейни в 80-е годы (а он об этом говорил и еще раньше) – это как раз показатель значения аятоллы Хомейни для исламского мира.
Из выступления на zoom—конференции 2020 года