Представитель аятоллы Хаменеи Сабир Акбари Джидди о Мустафе Чамране, науке и религии

24.04.2022 в 02:49

Шахид Мустафа Чамран – это один из тех людей, которые являются ключевыми личностями в движении Сопротивления. Хотя Движение Сопротивления в той форме, в которой оно есть сейчас, было образовано в основном после Исламской Революции, основа этого движения и фундамент были заложены задолго до Революции. И одним из тех людей, которые имеют огромное значение и являются смыслообразующим фактором Оси Сопротивления и особенно движения Хизбалла, является сам шахид Чамран. При изучении его личности мы больше определяем его, как ключевую фигуру Оси Сопротивления, как личность, осуществляющую политическую деятельность, общественно значимую деятельность.

Но, помимо этого всего, есть и человеческие качества шахида Чамрана, которые являются отражением его многомерной личности. Это та личность, которую нам необходимо изучать. Это человек, который активно занимался своим образованием, учился в современных университетах, обучался наукам и достиг высокой степени в современных науках.

Помимо его достижений в области этих наук, этот человек был воином, муджахидом, представителем Сопротивления, чьи заслуги невозможно преуменьшить. Мало того, что он был сам по себе человеком Сопротивления, он занимался важной политической и общественной деятельностью. Он взял на себя огромную ответственность и стал Министром обороны после победы Исламской Революции, достигнув в итоге Шахадата.

Возникает вопрос: как один человек может вместить в себя столько аспектов? Возьмем его научную деятельность. Есть предрассудки, которые существуют в сознании людей, и одним из этих предрассудков, стереотипов является мнение, что наука и религия противоречат друг другу. Именно широкое развитие научного движения во всем мире – того, что называется “science” – привело к тому, что с развитием науки люди перестали придавать значение религии и принялись выводить религию из сферы общественной мысли и, в принципе, мышления людей. Тем самым, религию вынесли за рамки человеческого мышления и человеческого сознания. Это исторический факт, и на практике есть люди, которые когда-то были религиозными, но после того, как они входят в сферу современной науки, становятся либо нерелигиозными, либо даже антирелигиозными. Это исторический факт.

В условиях доминирования таких стереотипов личность шахида Чамрана является исключением. Он нарушил данное правило. Сообразно общей, стереотипной тенденции, после того, как Мустафа Чамран начал изучать физику, он должен был потихоньку остывать к религии и все дальше и дальше отходить от этого религиозности. Это очень интересный момент, что, углубляясь в науку, шахид Чамран, мало того, что не остыл к религии, а становится день за днем все более и более ближе к ней. Мустафа Чамран был образцовым студентом на всех стадиях получения образования, и в итоге он удостоился степени доктора физико-математических наук. И в этих условиях он мало того, что сохраняет свою религиозную личность, он день за днем все больше погружается в религию.

Мысль о противоречии между религией и наукой, то есть установка на их полное отделение друг от друга, теория, что религия и наука не могут быть совместимы друг с другом, зародилась 3-4 века назад. Считается, что, человек, который занимается наукой, должен оставить религию, а человек, который занимается религией, должен оставить науку, что вместе они существовать не могут. Вот это мнение, которое получило серьезное распространение, шахид Чамран смог перечеркнуть ярко-красным карандашом. И личности, подобные Мустафе Чамрану, опровергают данное мнение, данную гипотезу, служа доказательством, что человек может быть как успешным в науке, так и в религии. Мало того, чтобы он может быть просто религиозным, он может быть одновременно и представителем Сопротивления.

В философии есть общее правило, что лучшим доказательством возможности чего-либо является реализация этого в действительности. Этот философский закон может помочь нам в познании личности Шахида Чамрана. Как раз-таки существование таких личностей, как Мустафа Чамран и перечеркивают идею, что между наукой и религией есть противоречие и их сотрудничество невозможно. В таком случае, поскольку человек, совмещавший то и другое, существовал, то по этому философскому правило это является доказательством того, что это в принципе возможно – ведь, если бы это было невозможно, то и подобного феномена не было бы в действительности.

Давайте посмотрим на ключевой момент, почему зародилось подобное движение, подобное течение мысли в истории человечества? Мы, люди, совершили ошибку. Мы подумали, что все, что не доказывается научно, является антинаучным. Но это большая ошибка, поскольку, возможно, что-то не является научным, но при этом может и не противоречить науке – это может быть наднаучным. Человеческое знание намного шире, чем сама наука. Есть вещи, которые, возможно, с точки зрения науки недоказуемы, но при этом являются наднаучными, это мета-уровень науки. К примеру, есть физика и есть метафизика.

Метанаучный уровень – это уровень человеческого просвещения. Мысль о том, что все, что ненаучно, обязательно антинаучно, – неправильна. Можно привести пример: у всех людей есть органы чувств, у всех есть слух, у всех есть зрение, вкусовые рецепторы, осязание. С помощью пяти органов чувств осуществляется чувственное познание мира. Представим себе, что изначально у людей было бы четыре чувства и не было бы слуха. В тот момент, когда люди познакомились бы с этим понятием слуха, поскольку они до этого о нем не знали, они бы не поняли, что это такое и сказали бы, что такого нет. Или же, если говорить о сфере науки, нельзя утверждать, что, если мы что-то не можем доказать, то этого нет. К примеру, в Коране есть такие понятия, как «люди» и «джинны». Мы все понимаем, кто такой человек, но если мы посмотрим на понятие «джинн», то в науке сейчас нет тех средств, с помощью которых можно доказать существование джинов. И так как этих средств доказательства нет, ученые говорят, что джиннов нет в принципе. Но то, что нет доказательства, еще означает, что этого нет. Это очень важный момент. Приведем и другой пример: в религиозных учениях говорится об ангелах. Если у нас нет возможности доказать существование ангелов, это не означает, что этих ангелов не существует. Это говорит лишь о том, что мы не можем увидеть и почувствовать, те свойства, которые присущи ангелам в религиозных учениях. Мы не можем этого сделать, но это не означает, что их не существует.

Это большая ошибка, которая возникла в научном сообществе после Эпохи Возрождения. Эта ошибка, которая осталась в сознании людей: они убеждены, что все, что невозможно доказать, априори не существует. И такие личности, как Шахид Чамран, помогают разрушить эти очерченные границы узкого понимания науки, понять, что есть и другой научный мир, который выходит за пределы термина “science”, употребляемый сегодня в мировой науке. Есть и другая наука, которая является наукой не в меньшей степени. И такие личности, как шахид Чамран, вносят свою лепту в демонтаж этой тюрьмы для ума, этих рамок узкого понимания науки, показывая людям другой научный мир.

Одним из основных учений, которые есть в религии, является понятие Бога. Понимание Бога, которое есть в религии, некоторые люди пытаются найти через науку. Они пытаются обнаружить Бога в некоторых вещах, не понимая, что Бог является Создателем всего этого, и внутри этих вещей Его невозможно найти. Они не понимают, что, если мы представим, что все создания находятся под какой-то палаткой, их Создатель находится не внутри этой палатки – Он над этой палаткой. И, соответственно, понимание того, что Бог является Создателем всего сущего, возносит наше мышление из материального мира в метафизический мир. Иными словами, через те научные категории, с помощью которых люди пытаются найти Бога, они мало того, что Бога там не найдут, они день за днем будут отдаляться от понятия Бога, не достигнув никакого результата. Но можно принять тот факт, что помимо логики материального мира, существует и другая логика, объясняющая факты наднаучного, сверхнаучного уровня. Можно обрести понимание того, что, действительно, есть метафизический уровень и правила, которые в нем существуют, не то, что противоречат научным правилам – они просто являются правилами, подчиняющимися другой логике.

Материальная логика не в силах дать понимание тех правил, которые действуют в метафизическом мире. Это ключевой момент. И Мустафа Чамран – это как раз-таки личность, которая позволяет на практике понять сосуществование двух или более логик понимания человеческого существования и человеческого просвещения.

Для лучшего понимания того, каким был Мустафа Чамран, приведем еще один пример. Представьте себе человека, который потерял возможность слышать, глухого человека. Когда кто-то рядом с ним играет на пианино, нажимает на клавиши, он не слышит этой музыки, которую исполняет пианист. Но при этом с помощью математических подсчетов, с помощью наблюдения за тем, каким образом этот пианист нажимает на клавиши пианино, он может посчитать и воспроизвести данную музыку, но при этом не может услышать красоту этой музыки. Для шахида Чамрана и подобных ему людей весь мир представляют в виде некой симфонии, некой гармонии, которая является отражением красоты Бога, красоты Божественной сущности, которая отразилась на всех созданиях в этом мире. И все процессы, которые есть в этом мире, буквально подобны шестерёнкам, которые не могут существовать друг без друга, взаимосвязаны и интегрированы между собой. Человек нуждается в том, чтобы, так образно говоря, его уши, его духовная личность были открыты к миру и слышали, что происходит в этом мире.

Это еще один аспект личности Мустафы Чамрана – его предрасположенность к ирфану, к мистицизму. В этом смысле шахид Чамран мало того, что видел всю красоту этого мира, – он еще и проникся этой мыслью настолько, что в самый разгар войны у этого человека не было ни грамма страха. Все, что есть в этом мире, он воспринимал как часть Божественного сценария, который написан для воссоздания гармонии в этом мире. И одним из кульминационных моментов являлся его Шахадат. Этот Шахадат тоже не испугал его. Его мученичество казалось ему частью красоты, которую этому миру подарил Всевышний Бог.

Это сложно понять. Высокие мотивы, которые есть в личности шахида Чамрана, сложно воспринять внешним образом. Необходимо прочувствовать это на собственном опыте, чтобы понять, о чем сейчас идет речь. Поэтому человечеству необходимо больше обращаться к логике, к изучению такого понимания мира – и, возможно, тогда человек увидит ту красоту, которую может излучать совершенный человек, ибо, когда люди достигают совершенства, они являются источниками света и тепла для окружающих. Искра, которая существует от Божественной любви и от Божественной красоты, – это отображение этого ирфана, этого мистического знания внутри личности человека. Именно эта искра и дает те самые тепло и свет – как самому человеку, так и его окружающим. И с этой точки зрения такие люди, как Мустафа Чамран, практически не встречаются в современном мире или встречаются мало.

Сабир Акбари Джидди,

Представитель аятоллы Хаменеи и офиса Рахбара в России