Герои, проживавшие неординарные захватывающие жизни: Анастасия (Фатима) Ежова о литературе и лидерах Сопротивления
16.06.2021 в 22:06
Главный редактор проекта «Михвар. Ось Сопротивления» Анастасия (Фатима) Ежова приняла участие в иранском эфире в zoom, посвященном переводу литературы Сопротивления на русском языке и организованном в рамках Национального фестиваля переводчиков «Фатх».
Ежова отметила, что в этом отношении в России сложилась амбивалентная ситуация.
С одной стороны, адепты палестинского и ливанского Сопротивления не подвергаются политическому и уголовному преследованию, а движения Сопротивления в России не запрещены – и, более того, их делегации регулярно посещают нашу страну по приглашению МИД РФ, а отношения с Россией заметно укрепились благодаря совместному участию в сирийской войне, где Хизбалла и российские ВКС были союзниками в борьбе против террористических такфиристских группировок.
С другой стороны, из-за засилья сионистского лобби в медиа сторонникам Сопротивления сложно доносить свою позицию в российских СМИ даже несмотря на лояльное отношение МИДа к фракциям Сопротивления. Журналисты, эксперты боятся испортить с произраильским мейнстримом, лишиться трибун, рабочих мест и гонораров. Откровенные лоббисты сионистского режима и израильские граждане регулярно вещают не только на площадке либеральных изданий, но и на федеральных каналах, где они по совместительству позиционируют себя в качестве пламенных патриотов России, надеясь смутить наивного обывателя. Если в этой «теплой кампании» и оказываются защитники Палестины, то максимум, что они отстаивают – так это позицию официального МИД, который ратует за концепцию двух государств и за создание независимой Палестины в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме (Аль-Кудсе). Речи в пользу освобождения всей Палестины от реки до моря, возврата всех территорий, захваченных в 1948 году и возвращения всех беженцев едва ли могут звучать на российском ТВ.
По словам Ежовой, она видит четкую тенденцию к увеличению сторонников Палестины, к росту интереса к этой теме. Из года в год мероприятия «Михвара» посещает все больше людей – мусульман (шиитов и суннитов), православных, левых, правых монархистов. Вместе с тем, по ее мнению, политизированную часть российского общества сегодня куда больше волнует внутренняя политика, а аполитичную – перипетии личной жизни звезд. Эти две темы набирают куда больше просмотров, чем темы, связанные с Сопротивлением – что, на ее взгляд, грустно, т.к. ключевые события мировой истории сегодня разворачиваются именно в исламском мире, но многие люди этого не понимают. Вместе с тем, Ежова испытывает определенный оптимизм, что через 10-15 лет идеи Сопротивления, ин ша Аллах, станут более востребованы и в русском культурном пространстве, для которого идея справедливости никогда не была пустым звуком, и среди всех народов России, многие из которых – мусульманские.
Ежова признала, что даже среди российских мусульман пока не так много людей, готовых влезать в тему Сопротивления, ибо она априори сопряжена с рисками, несмотря на относительно благоприятную конъюнктуру в самой России. Люди не хотят иметь проблем с получением виз в страны, где движения Сопротивления признаны террористическими, не хотят банов в соцсетях, поскольку блогерство и бизнес Инстаграме становится все более популярным источником больших заработков. Но ни один рекламодатель не будет связываться с блогом, который постоянно банит и Фейсбук, и Инстаграм, и Твиттер. А сторонников Сопротивления перманентно блокируют во всех этих соцсетях – исключением является разве что «империя» Павла Дурова (vkontakte и Телеграм), которые никогда не чинили никаких препятствий сопротивленцам в России, хотя парой демаршей в отношении палестинских каналов все же отметились.
Ежова рассказала о собственном опыте в Фейсбуке: несмотря на всю хваленую «западную демократию», в вотчине Марка Цукерберга ее блокировали на неделю, на месяц, на три месяца несчетное количество раз, пока не удалили с концами без права восстановления аккаунта: она не может зарегистрироваться ни с чужой почты, ни с «левых» симок. Но баны в соцсетях – это еще «цветочки» по сравнению с теми проблемами, которые возникают у сторонников Сопротивления в реальной жизни. Ежова напомнила, что мы живем в глобальном мире, а потому глупо думать, что американские и израильские спецслужбы не наблюдают за сторонниками Сопротивления во всех странах мира самым пристальным образом. И иногда эти разведки преподносят удивительные сюрпризы. Концы и доказательства в таких случаях найти проблематично, но неумолимые подозрения постоянно наводят на мысли, что странности в таком деле редко бывают просто странностями…
Ежова подчеркнула, что все люди, участвующие в распространении литературы и культуры Сопротивления в России – люди идейно и религиозно мотивированные. Именно исламская религия и особенно шиизм дает много примеров героев, которые были несгибаемы в своей борьбе за справедливость, несмотря на преследования и личные несчастья. Самым ярким примером являются трагические судьбы самих Ахл аль-Бейт, людей Дома Пророка (мир им). Так, дочь Пророка (с) Фатиму Захру (мир ей), высказавшую слово правды в лицо тогдашним лицемерам и узурпаторам, избили беременную на шестом месяце, ей сломали ребра и позвоночник – и она потеряла ребенка и сама умерла; Имама Хасана (мир ему) предательски отравила собственная жена Джуда, подкупленная омейядами; Имам Хусейн (мир ему) мученически погиб в сражении против многотысячного полчища тирана Язида в битве при Кербеле вместе, и с Имамом осталось всего 72 вооруженных сподвижника, потому что остальные трусливо разбежались – а вот их женщины все добровольно остались с восставшими, были угнаны в плен и даже там несли слово правды.
Все эти примеры, по словам Ежовой, не отпугивают, а вдохновляют искренних сторонников Сопротивления в России, заставляя их иначе смотреть на их собственные трудности. Она убеждена, что столь же воодушевляющими являются биографии лидеров Сопротивления – таких, как Мустафа Чамран, сейид Аббас аль-Мусави, Имад Мугния и Касем Сулеймани, которые прожили совершенно неординарные, а не унылые обывательские жизни. На вопрос, как можно привлечь внимание молодежи к теме Сопротивления, Ежова ответила, что надо побольше рассказывать именно об этих людях, но что здесь важна правильная подача материала. И тут есть определенная проблема, потому что нам часто презентуют скучно-«причесанные» биографии этих людей, написанные нудным и пафосным морализаторским языком, который наводит на молодежь скуку – меж тем, как реальные жизни этих людей были предельно далеки от скуки и рутины, они были похожи на захватывающий приключенческий роман. Но здесь, опять же, возникает своя сложность: если о жизни того же Мустафы Чамрана известно довольно много, то в жизни Имада Мугния и Касема Сулеймани многое по-прежнему (естественно, оправданно) засекречено. Однако в целом, подытожила Ежова, все это потенциально безумно интересно для русской (и не только) молодежи, которая ищет справедливости и не приемлет глобальную американскую гегемонию.
Анастасия (Фатима) Ежова резюмировала свое выступление рассуждениями о мотивации сторонников Сопротивления в России: с одной стороны, она носит ярко выраженный религиозный характер – люди стремятся к довольству Аллаха. С другой стороны, ими движет чувство принадлежности к грандиозному историческому движению, масштаб которого предстоит полноценно осознать только в будущем. Она напомнила, что на начальных стадиях у Пророка Мухаммада (с) тоже было мало сторонников, но со временем он создал огромную умму мусульман, вобравшую в себя страны и народы. По словам Ежовой, то же самое происходит с Сопротивлением на Ближнем Востоке – но это далеко не предел. Именно это вдохновляет сторонников Сопротивления в России, несмотря на баны и потенциальные опасности, недостаток денег и людей.
Беседовал доктор Мохсен Хаери