«Тихое выселение»: израильские протесты и система апартеида
12.09.2023 в 23:25
Сотни тысяч израильтян на протяжении нескольких месяцев выходят на демонстрации против предложенной правительством судебной реформы.
Однако же в ходе своих протестов они не упоминают о негуманном обращении с палестинцами, о расширении поселений или о государстве апартеида. Израильтяне протестуют из страха, что они сами могут утратить собственный политический статус и привилегии.
Инконгруэнтность ситуации – это ключ к пониманию природы израильской государственной сионистской идеологии. Протестующие боятся лишиться своих демократических прав, однако они молчат перед лицом продолжающегося угнетения палестинцев.
В разгар этих протестов израильская армия продолжает атаковать палестинские пригороды и лагеря беженцев. А группы израильских поселенцев сжигают дома и магазины в палестинских деревнях, выкрикивая: «Смерть арабам!», как это происходит в Хувваре и Турмус-Айе.
Но израильские участники протестов не возмущаются этими инцидентами – они о них даже не упоминают. Протестующие даже не осознают парадоксальности собственных акций: как они могут защищать собственные демократические принципы, тогда как их государство оккупирует и колонизирует Палестину?
Все это не удивительно. Де-факто в этом сам базис государства Израиль.
Насильственное перемещение населения
Сионистское движение творило жестокости с самого начало, как только оно вознамерилось колонизировать максимальное количество земель, оставив на них минимальное число коренных палестинских жителей.
Оно добивалось этого за счет насильственного перемещения населения: преступления против человечества всегда были «фирменным стилем» политического сионизма. Йосеф Вайц, директор отдела земли и лесоразведения Еврейского национального фонда, в 1940 году написал: «Нам не остается ничего, кроме выселения (палестинских) арабов оттуда в соседние страны, необходимо выселить их всех». В 1916 году раннесионистский мыслитель Израэл Зангвилл постулировал: «Если мы хотим дать страну народу без страны, будет предельной глупостью сделать ее страной двух народов».
Несмотря на такие основополагающие принципы, сионистское движение и израильское правительство пытаются позиционировать себя современными и демократическими. Однако их цель всегда состояла в том, чтобы создать государство исключительно для евреев.
В итоге в период с 1948 по 1967 гг. сотни тысяч палестинцев были насильственно изгнаны, а государство последовательно воплощало в жизнь стратегию, которую палестинская правозащитная группа «Бадиль» охарактеризовала как «тихое выселение». Тихое оно в том смысле, что Израиль по большей части старается не привлекать внимание к тому, что каждую неделю он заставляет палестинцев покидать родные места, создавая для них невыносимые условия жизни.
Мы можем наблюдать это в оккупированном Восточном Иерусалиме, где большинство палестинских запросов на строительство домов отклоняется израильским режимом.
Палестинцы в Иерусалиме вынуждены расширять строительство за пределы, санкционированные израильским государством. Вынуждая палестинцев строить без специальных норм и разрешений, израильская система заставляет их жить в аварийных условиях, под перманентной угрозой разрушения домов.
Израильская политика «тихого выселения» воплощается в каждом аспекте жизни государства, будь система управления, выдача разрешений на жительство, распределение природных ресурсов или правосудие. Израиль использует всю свою силу для дискриминации палестинцев, стремясь выдавить автохтонное нееврейское население из исторической Палестины.
«Легализация» выселения
Выселение палестинцев происходит на ежедневной основе, и не всегда оно проходит тихо.
Более агрессивную версию израильской политики по выселению можно слышать в открытых дискуссиях политиков, обсуждающих захват святынь. Так, в мае израильский министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир заявил, что Израилю «принадлежит» Харам аш-Шариф.
Это был один из многочисленных случаев, кода израильские политики выступали в качестве адвокатов насилия над палестинцами или даже инициировали его.
В марте израильский министр финансов Бецалель Смотрич выпалил: «Я думаю, что деревня Хуввара должна быть стерта с лица земли». А государственные чиновники уже давно обсуждают депортацию значительной части палестинцев на полуостров Синай в Египте.
Кажется, что создание государства Израиль еще не завершилось, поскольку Израиль принимает законы, ограничивающие гражданские свободы и демонизирующие палестинское Сопротивление как «террористов».
К примеру, принятый в 2018 году закон о национальном государстве придал юридическую силу уже давно существующим израильским практикам. В нем открыто говорится, что «право на национальное самоопределение в государстве Израиль принадлежит только еврейскому народу».
Этот закон высветил для всего мира фундаментальный дисбаланс между концепцией демократического и одновременно еврейского государства. В сущности, закон гласит, что в случае столкновения между еврейским и демократическим характером государства приоритет – за первым.
Подобное фатальное ограничение демократических принципов входит в прямое противоречие с той мантрой, которую Израиль распевает вот уже десятки лет: а именно, что он является единственной демократией на Ближнем Востоке.
Для израильских лидеров этот закон стал способом продемонстрировать верность сионистскому делу. Принятый в 2011 году закон о «комитетах по приему» стал еще одним образчиком израильского апартеида. Закон позволяет деревням в Накабе не принимать палестинских жителе на том-де основании, что их проживание в еврейских городках «неуместно».
В поправках к этому закону от 2023 года еще большему числу деревень разрешается дискриминировать палестинцев (в их праве на проживание), и это служит доказательством, что Израиль даже не пытается скрыть собственную политику сегрегации.
Все израильские институты, включая Верховный суд, преследуют цель колонизировать Палестину. Краеугольный камень этой системы в том, что даже израильские протестующие защищают эту систему апартеида, чья уродливая сущность становится лишь все более явной.
Амджад Алькасис
Electronic Intifada