Президент Ирана сейид Ибрахим Раиси в Москве: месседж и миссия
24.01.2022 в 20:33
Два зимних снежных дня – 19 и 20 января – стали черными для Нетаньяху и всего сионистского режима. В эти дни стали явью их самые страшные ночные кошмары: президент Ирана сейид Раиси обедает с Путиным, сейид Раиси читает намаз в Кремле, сейид Раиси выступает в Госдуме, сейид Раиси принимает участие в коллективной молитве и выступает с хутбой в Московской Соборной мечети, сейид Раиси в МГУ получает звание почетного профессора, сейида Раиси охраняют снайперы из Службы безопасности президента.
Все это, конечно же, является для израильских элит источником бесконечной фрустрации. Переполох и визг в среде израильского лобби, надо думать, будет стоять еще долго. Наверняка они примчатся в Москву, будут умолять, пугать, кликушествовать, дирижировать оркестром подконтрольных им СМИ, морально давить на Путина – но, как известно, Путин не любит, когда на него морально давят, т.к. у него есть свое четкое видение происходящего в мире; к тому же, у Ирана и России объективно существует много общих интересов и задач в геополитической, экономической, научно-культурной сфере.
По всем признакам, длившаяся три часа встреча двух президентов прошла удачно. Сейид Ибрахим Раиси рассказал, что они обсуждали международные отношения и сошлись по очень многим пунктам. Назвав Россию страной с богатой культурой и цивилизацией, он отметил прогресс в развитии двусторонних отношений – в частности, именно в сфере культуры и науки. Это направление является для иранской стороны одним из приоритетов, в чем особую роль могут сыграть религиозные деятели, университетские преподаватели и исследователи.
Помимо крайне удачной репрезентации в Москве, сейид Ибрахим Раиси на разных площадках озвучил ряд концептуальных тезисов, заслуживающих внимания.
Во-первых, на встрече с Владимиром Путиным сейид Раиси много говорил «об устойчивых, постоянных и стратегических отношениях России и Ирана» и о «синергии в деле противостояния США», о чем «Михвар» уже писал ранее.
Во-вторых, выступая в российском парламенте, он коснулся болезненной и для России темы расширения НАТО. Как передает Телеграм-канал Giperssilka.Ru, иранский президент сказал буквально следующее: «НАТО занимается проникновением в географическое пространство разных стран под различными предлогами и прикрытием, угрожая независимым государством. Противостояние независимым демократиям и самоидентификации народов, их культуре и традициям – все это входит в повестку НАТО…Такая политику в конечном счете приведет к распаду альянса».
В-третьих, важные программные вещи сейид Ибрахим Раиси озвучил в Московской Соборной мечети.
Важна даже сама эта локация: в первую очередь, Иран – это Исламская Республика, страна с шариатским религиозным правлением, а потому, в силу специфики исламской религии, выступление президента Исламской Республики в мечети априори имеет не только духовное, но и политическое измерение. Далее, мы все помним тот печальный период, когда многие российские мусульмане, купившись на грамотно проработанную стилистику и риторику, ехали воевать за халифат, когда в среде суннитов России нагнеталась и разжигалась антишиитская истерия – и в этом контексте, а еще в контексте разговора Путина и сейида Раиси о позитивном опыте сотрудничества России и Ирана в Сирии – принципиально важно, что президент Ирана принял участие в коллективном намазе с российскими суннитами. Этим иранцы показали, что они открыты к дружбе и взаимодействию с последователями суннизма, и что они верят в отношения с суннитами России.
В ходе своей хутбы в Московской Соборной мечети сейид Ибрахим Раиси напомнил про некоторые темы, о которых российские мусульмане либо слегка подзабыли, либо вообще знают мало.
Во-первых, это тема социальной значимости мечети. Эта преамбула была необходима, чтобы пояснить дальнейшую фабулу речи, ведь людям непосвященным могло показаться странным, почему в культовом учреждении затрагиваются политические темы:
«Мечеть имеет как религиозную и нравственно-этическую, так и социально-политическую функцию».
«Мечети являются домами Аллаха на земле и центрами поклонения Аллаху. Это также и центр, служащий налаживанию взаимосвязей между мусульманами, живущими по Божественным законам. Одна из функций мечети – самосовершенствование человека и установление связи с Богом. Если человек совершенствует свои мысли и нравы, если он направляет себя на правильный путь, это дорога к совершенствованию общества. И еще одна функция мечети – обратить внимание на положение других людей. Это место, где совершается намаз, выплачивается закят и рассматриваются проблемы окружающих. В мечети человек устанавливает контакт с мусульманским сообществом, знакомится с его проблемами. Имам пятничного намаза как раз знакомит верующих с политической и социальной повесткой, с последними событиями и всеми теми вопросами, которые связаны с Исламом, призывая всех к богобоязненности. Этот призыв идет явно и скрыто, и человек должен сохранять в себе это качество во всех ситуациях. И то, что сегодня происходит в мире – гнет, притеснение, разврат, коррупция – это результат того, что человек предал забвению Аллаха и Божественные законы».
«Бездуховная, безбожная и безнравственная политика обернулась тем гнетом и преступлениями, которые мы наблюдаем по всему миру. Позиция Верховного Лидера (Рахбара) такова, что в мечети мусульмане должны получать наставления знания о том, что происходит в мире – и тогда враги не смогут обмануть их и воплотить в жизнь свои планы. Благодаря наставлениям, полученным в мечети, мусульманин не станет инструментом в руках врагов. Разве те, кто сегодня убивает людей в Сирии, Ираке, Афганистане, не претендуют на то, что являются мусульманами? К сожалению, те ужасные преступления, которые совершают [запрещенные в России] “Аль-Каида”, ДАИШ/ИГИЛ и другие такфиристские группировки, совершаются под знаменем, где написано: “Нет бога, кроме Аллаха”. И все это – проделки сионистов, это то, чего хотят сионисты, но совершают они это руками мусульман», — отметил сейид Ибрахим Раиси.
От этого президент Ирана перешел к той самой насущной политической повестке, к теме угнетения и угнетенных. Вторая тема, которой он коснулся – это тема Палестины. Он напомнил о 70-летней оккупации, о том, что множество палестинцев в результате оккупации вынуждены были стать беженцами.
Общеизвестно, что абсолютное большинство палестинских мусульман – сунниты, но почему-то в среде наших мусульман (целенаправленно, конечно!) начала педалироваться идея, будто палестинская повестка – это «шиитская тема». Совершенно непонятно, отчего бы это, когда Аль-Акса – это общеисламская святыня, безоговорочно значимая и для суннитов, и сами сионисты воюют с миром Ислама, не делая скидку на то, о шиитах речь или о суннитах, если только не предоставляется возможность использовать одних, чтобы стравить их с другими (разделять и властвовать!). Грустно наблюдать, как в некоторых халяльных салонах Москвы не брезгуют израильской продукцией, искренне не понимая, «а что тут такого».
Конечно, здесь не стоит преуменьшать заслуги наших суннитских братьев и сестер: тема Палестины всегда остро звучала в российских исламских медиа, в течение многих лет обычные и известные мусульмане приходили на митинги в поддержку народа Палестины, но складывается впечатление, что в последние годы эту тему как будто бы специально пытались «отодвинуть» на периферию сознания мусульман, в большей степени и весьма тенденциозно педалируя сирийскую тематику.
Сейид Раиси обозначил тему гнета в отношении Палестины, который продолжается вот уже более 70 лет, стоя возле минбара Московской Соборной мечети и увязав ее с темой угнетения в целом. Это было знаково, концептуально и своевременно.
«Какой мусульманин может терпеть тот гнет, который Соединенные Штаты Америки и сионисты совершают по всему миру?»
В этой связи президент ИРИ затронул третью тему – острую, наболевшую, невыносимую тему гуманитарной катастрофы в Йемене.
«Какой мусульманин может спокойно смотреть, как женщины и дети погибают от голода в Йемене? Какой мусульманин может согласиться с подобным?»
Это было очень важно, поскольку, при всем неравнодушии мусульманской общественности России к тому, что происходит в различных странах исламского мира, в нашей стране тема Йемена, увы, не получила столь должного внимания в мусульманских и светских СМИ, как тема Палестины.
Президент ИРИ привел в этой связи хадис: «Тот, кого не заботят проблемы мусульман, не из их числа». Он подчеркнул, что мусульманин не может довольствоваться частной жизнью и не может существовать автономно от жизни уммы. Он не может заниматься лишь самосовершенствованием, не обращая внимания на происходящее в мире.
В-четвертых, еще в самом начале своей хутбы сейид Раиси не обошел вниманием ситуацию в Афганистане, назвав его оккупацию американскими силами следствием бездуховности и безбожия. Это не просто религиозная риторика, предназначенная сугубо для стен мечети – это важное концептуальное политическое примечание, поскольку американские неоконы-республиканцы обосновывали вторжение в Афганистан доктриной диспенсациализма (или «христианского сионизма»). Но сейид Раиси предельно лаконично намекнул, что подобные экспансионистские доктрины не имеют никакого отношения ни к одной из авраамических религий.
В конце он затронул тему отношений мусульман с представителями других религий, которая особенно актуальна для России:
«Необходимо быть информированным человеком. И одна из особенностей авраамических религий в том, что их последователи могут мирно уживаться друг с другом. Одна из особенностей Российской Федерации в том, что в ней сосуществуют представители разных авраамических конфессий».
Сейид Ибрахим Раиси свою миссию выполнил, его месседж прозвучал в Москве просто и отчетливо: Иран открыт к сотрудничеству с Россией, ибо видит множество общих интересов в самых разных сферах (экономической, геополитической, научной, культурной); Иран как Исламская Республика открыт и к сближению с мусульманами России (большинство из которых – сунниты), потому что всех мусульман мира объединяет Единобожие и тема противостояния гнету в странах исламского мира.
Насколько верно этот месседж будет донесен до широкой российской аудитории и услышан ею же – это уже вопрос не к иранскому руководству, а к нам самим – журналистам, мусульманам, политикам и деятелям культуры.
Анастасия (Фатима) Ежова