«Сделка века» и односторонняя позиция США: суть и перспективы
20.05.2020 в 00:09
Переговоры между Палестиной и оккупационным режимом, которые в действительности начались с конференции 1991 года в Мадриде, имеют за своими плечами опыт взлетов и падений. И по причине неуемных желаний израильской стороны и срыва ею работы эти переговоры так никогда и не пришли к результату.
13 сентября 1993 года, находясь в США, Ясир Арафат и Ицхак Рабин при участии Билла Клинтона подписали договор, который стал известен как Соглашения в Осло. Такое название оно получило потому, что предварительные переговоры были проведены в столице Норвегии Осло. В соответствии с данным соглашением Организация освобождения Палестины (ООП) официально признала право Израиля на существование и отказалась от насильственных форм урегулирования конфликта. В свою очередь, сионистский режим официально признал ООП в качестве законного представителя палестинского народа. Также в рамках этого соглашения было предусмотрено создание Палестинской национальной администрации (ПНА) как временного органа управления. Было оговорено, что данное соглашение будет действовать в течение пятилетнего срока, а затем на его смену придет новое постоянное соглашение, в котором должны будут быть отрегулированы вопросы статуса Иерусалима, палестинских беженцев, израильских поселений, мира и безопасности, определения границ.
В 1995 году на основании Соглашения Осло-2, которое было подписано обеими сторонами, было объявлено о создании Палестинской национальной администрации (ПНА) и о полномочиях палестинцев в трех созданный зонах: А, В и С. В каждой из этих трех зон в порядке очередности полномочия ПНА уменьшались. Также было решено, что в будущем на основании двух резолюций Совета безопасности ООН 242 и 338 будет подписано окончательная договоренность по прекращению всех разногласий и конфликтов. Но это не было воплощено в жизнь и существующие разногласия продолжились.
По причине продолжающихся разногласий в марте 2002 года на саммите Лиги арабских государств в Бейруте король Саудовской Аравии Абдалла и президент Ливана Эмиль Лахуд выдвинули совместное предложение, которое стало известно под названием Арабской мирной инициативы. Данная мирная инициатива была одобрена на этом саммите, а затем вновь подтверждена на следующем саммите Лиги арабских государств в марте 2007 года в Эр-Рияде. В инициативе содержатся значимые предложения, но из-за этих предложений Израиль до сих пор не дал официального ответа на инициативу – тогда как некоторые палестинские движения (такие, как «Фатх») и арабские государства полностью поддерживают ее.
Арабская мирная инициатива соответствует резолюциям Совета безопасности ООН 342 и 338. В тексте инициативы содержатся следующие пункты:
1. Израиль должен полностью освободить оккупированные в 1967 году территорий, включая уход с Голанских высот и из Восточного Иерусалима;
2. Создание независимого и суверенного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме;
3. Возвращение палестинских беженцев на свои земли;
4. Со своей стороны Лига арабских государств обязуется завершить арабо-израильский конфликт и установить нормальные отношения с Израилем.
Некоторые высокопоставленные лица в Израиле – такие, как Сильван Шалом, занимавший пост вице-премьер министра сионистского режима в 1994 году – убеждены, что в первой версии Арабской мирной инициативы не было пунктов о возвращении границ 1967 года, возвращения Голанских высот и вопроса о беженцах. Эти пункты были включены позже при посредничестве Саудовской Аравии.
В 2006 году на выборах в Секторе Газа победу одержал ХАМАС, и возникли противоречия между ХАМАС и «Фатх» на Западном берегу реки Иордан. В результате силы Палестинской национальной администрации были выдворены ХАМАСом из Сектора Газа. И также по причине противоречий между ХАМАС и «Фатх», который является сторонником переговоров с Израилем, стало очевидно, что проводимые движением «Фатх» мирные переговоры будут находиться под его влиянием больше, чем было в прошлом. Переговоры, которые даже в ином случае не принесли бы пользу потому, что израильская сторона срывала работу. Израиль, ведя эти переговоры, никогда не стремился преодолеть имеющиеся разногласия, ибо в этом случае ему следовало бы отступиться от своих желаний. Израиль постоянно принимал в расчет и поныне руководствуется двумя основными целями. Первая – это ведение переговоров только для того, чтобы получить преимущество и привилегии, а также признание на официальном уровне – как это произошло в первый раз вследствие Соглашений в Осло в 1993 году, когда Израиль был признан стороной, представляющей Палестину. При этом сам Израиль не давал никаких преимуществ и привилегий палестинской стороне. Вторая цель – выиграть для себя время, чтобы улучшить свои условия и нарастить свою мощь, даже если для этого необходимо будет прибегнуть к насилию. Иллюстрацией к этому служит то, что Израиль увеличивает число своих поселений, склоняет на свою сторону всё больше государств, и в противовес делает все для еще большего ослабления палестинцев.
По прошествии почти двух десятилетий после этих событий и отсутствия результатов мирных переговоров президент США Дональд Трамп, пришедший к власти на выборах в ноябре 2016 года, заявил, что желает продолжить палестинские переговоры и после окончательных договоренностей прийти к «позитивному результату». Но после этих заявлений его программа так и не была представлена им самим в виде четко определенных пунктов и составленных предложений. Основные составные части этой программы были определены через заявления различных органов власти США, Израиля, Палестины, а также иных структур, и это было вынесено на обсуждение в виде документа под названием «сделка века». Причина того, что эта программа не была представлена в виде четко определенных и прописанных пунктов, тем и вопросов, с большой вероятностью заключается в том, что израильская сторона желает дать минимум преимуществ и привилегий палестинской стороне, и, напротив, получить для себя максимальные преимущества и привилегии.
Основные положения «сделки века»
1. Израиль официально признается родиной еврейской нации.
2. Иерусалим признается столицей Израиля.
Когда в 1948 году было создано оккупационное «государство Израиль», часть Восточного Иерусалима перешла к Иордании, но на деле правом на него обладали палестинцы. В 1967 году в ходе Шестидневной войны эта часть Иерусалима была оккупирована Израилем, а затем там были построены множество израильских поселений. Резолюция 242 Совета Безопасности ООН в 1967 году потребовала от Израиля возвращения к границам до начала Шестидневной войны – в том смысле, что Израиль должен вернуть восточную часть Иерусалима.
В соответствии с планом «сделки века» практически весь Иерусалим оказывается в полном владении Израиля, и лишь небольшая ограниченная часть Восточного Иерусалима остается для палестинского государства. Дональд Трамп в день семидесятой годовщины образования сионистского режима, который палестинцами называется Днем Накба (днем катастрофы), перенес посольство США из Тель-Авива в Иерусалим. В действительности этим шагом Америка объявила Иерусалим столицей Израиля, ничего не сказав при этом о его восточной и западной части.
3. Создание палестинского государства на ограниченной территории и властью со столицей в городе Абу-Дис:
Тема создания палестинского государства всегда была одной из важнейших повесток на мирных переговорах между палестинцами и Израилем. Резолюция 242 Совета безопасности ООН по поводу Шестидневной войны 1967 года настаивает на том, что Израиль должен вернуться к довоенным границам. Хотя следует отметить, что под давлением США и Британии в эту резолюция была внесена оговорка, что отступление Израиля к прежним границам возможно только при условии его официального признания со стороны арабских государств. Также в рамках Соглашений в Осло в 1993 году было предусмотрено создание Палестинской национальной администрации (ПНА) как временный орган управления. И было условлено, что потом в окончательном соглашении будут решены и отрегулированы следующие вопросы: статус Иерусалима, палестинские беженцы, израильские поселения, мир и безопасность, определение границ. В соответствии с этим соглашением Израиль признал Организацию освобождения Палестины (ООП) в качестве официального представителя палестинского народа. В свою очередь, ООП также признала право Израиля на существование и запретила любые насильственные действия в его отношении.
4. Палестинское государство на ограниченной территории, включающее в себя некоторые новые районы и западные территории в Восточном Иерусалиме: это Бейт Ханина, Шуафат и находящийся там лагерь беженцев, Рас Хамис, Кафр Акаб, а также от трех до пяти сел, которые после оккупации Восточного Иерусалима были присоединены к оккупированной территории. Было указано, что часть порта Ашдод, Хайфы, аэропорта Бен-Гурион, а также часть Синайского полуострова, принадлежащего Египту, станут частью палестинского государства.
Саиб Арикат – председатель исполнительного комитета ООП – в январе 2018 года в своем отчете, занявшем 29 страница, заявил: план Трампа предусматривает отступление израильских сил и занятие ими новых позиций за пределами зон А и В на новых территориях зоны С. Палестинское государство будет объявлено в этих же границах. Эти три зоны были созданы в соответствии с соглашением Осло-2.
В зоне А управление и безопасность находятся в руках Палестинской национальной администрации (ПНА). Эта зона включает в себя шесть больших палестинских городов на Западном берегу реки Иордан: Дженин, Наблус, Тулькарм, Калькилия, Рамалла, Вифлеем и территория Хеврона площадью примерно в 3 % от территории Западного берега реки Иордан. В этой зоне проживает 20 % населения. Ответственность за внутреннюю безопасность, общественный порядок и управление этой зоной целиком возложены на Национальный совет Палестины или Палестинскую национальную администрацию. Несмотря на это, сионистский режим покинул эту зону только после долгой задержки, но оставил за собой право на 20 % территории Хеврона, чтобы возвести там до 400 сионистских поселений.
В зоне В управление находится в руках ПНА, но безопасность возложена на сионистский режим. Эта зона включает в себя 27 % от общего количества палестинских территорий, и в ней располагаются 450 городов и сел. За безопасность на этой зоне отвечает сионистский режим, защищающий своих граждан. Сам этот режим заявляет, что борется с терроризмом. Палестинская полиция имеет свои базы в 25 городах и селах этой зоны. Считается, что управлением в этой зоне ведают палестинцы, но в действительности оно находится под контролем сионистов.
В зоне С управление и безопасность целиком и полностью осуществляется сионистским режимом. В этой зоне находятся 70 % палестинских территорий, на которых проживают 136 тысяч поселенцев. Эта зона включает в себя незаселенные земли, поселения и территории, имеющие важность для Израиля.
На основании Соглашений в Осло было решено, что находящиеся под контролем сионистов территории на Западном берегу реки Иордан в течение пяти лет, то есть до 2000 года, должны быть переданы Палестинской национальной администрации. Но сделка века сводит на нет этот вопрос, и палестинцы должны будут закрыть на это глаза.
Половина Западного берега и весь Сектор Газа остаются палестинцам при условии согласия ХАМАС сложить оружие. В соответствии с этим планом возможно, что Сектор Газы будет отделен от Западного берега и оставлен в руках ХАМАС.
5. Палестинское государство с ограниченной властью при условии, что палестинцы сложат оружие.
Ответственность за безопасность на значительной части Западного берега реки Иордан, на приграничных переходах, коридоре из Западного берега в Иерусалим, КПП между Западным берегом и Сектором Газы, а также контроль над водными ресурсами местности и воздушным пространством будет передан Израилю.
6. Столицей Палестинского государства становится Абу-Дис.
Город Абу-Дис, или Палестинский Кудс, являющийся предместьем Восточного Иерусалима, был выбран в качестве столицы палестинского государства.
Израиль еще в девяностых годах прошлого века неоднократно предлагал, чтобы вместо Иерусалима столицей Палестины стал город Абу-Дис. Эта тема была также поднята на втором Кэмп-Дэвидском соглашении в 1995 году, но никогда она не становилась предметом согласия обеих сторон. Только после того, как Трампом было объявлено о переносе посольства Америки в Иерусалим, Ибн Салман выдвинул предложение рассмотреть Абу-Дис в качестве столицы палестинского государства.
6. Сохранение поселений, которые незаконно были возведены Израилем, и придание им законности.
Тема возведение поселений сионистским режимом всегда была предметом споров между сторонами. Резолюции Совета безопасности ООН регулярно осуждали Израиль за возведение этих поселений – это Резолюции СБ ООН за номерами 242 (1967г), 338 (1973г), 446 (1979г), 452 (1979г), 465 (1980г), 476 (1980г), 478 (1980г), 1397 (2002г), 1515 (2003г), 1850 (2008г), 2334 (2016г). В соответствии с этими резолюциями вышеупомянутые поселения должны быть переданы в распоряжение палестинцев.
7. Восрепятствование возвращению палестинских беженцев на свою родину.
По данным Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), в 2016 году число палестинских беженцев достигало 5 900 000 человек, которые жили на территориях Сектора Газа, Западного берега реки Иордан, а также в Иордании, Сирии и Ливане. Значительная часть этих беженцев числом 5,4 миллиона человек находятся в Иордании, составляя 60 % населения этой страны. БАПОР – это международное агентство, созданное в 1948 году для оказания помощи палестинским беженцам, и его деятельность была снова продлена в 1993 году.
В соответствии с планом Трампа предлагается, чтобы палестинским беженцам дали гражданство в странах их пребывания и обеспечили их работой. Но палестинцы в данный момент являются противниками получения подобного гражданства, и настаивают на своем возвращении на родину.
8. Нормализация политических, культурных и экономических связей арабских государств с сионистским режимом.
9. Оказание давления на палестинцев с тем, чтобы они эмигрировали на Синайский полуостров и Иорданию.
10. Решение экономической ситуации в Секторе Газы и отказ от политических переговоров с ними.
Усилия Америки и Израиля для осуществления плана сделки века
США и Израиль, и в особенности радикальные сионистские движения, с самого начала прошлых десятилетий не испытывали желания наделять палестинскую сторону привилегиями и преимуществами, а также не желали быть свидетелями становления государства Палестина. Проводимые ими ранее переговоры в самой своей основе не имели цели устранить трудности и достигнуть договоренностей, а были всего лишь прикрытием для того, чтобы выиграть для себя время – достаточное количество времени для перемен и изменений в свою пользу и во вред палестинцам. К примеру, что в течение всего этого времени посредством возведения поселений и изгнания палестинцев они сумели оккупировать часть новых палестинских территорий.
После этого Америка и Израиль спроектировали свою программу действий и следовали ей в рамках политики кнута и пряника. Кушнер – особый представитель Америки в Западной Азии и Палестине – в ходе своих многократных посещений Израиля и других стран встречался и беседовал с представителями органов власти Саудовской Аравии, Иордании, Египта, и через угрозы и подкуп склонял их к принятию американского плана.
Также американцы требовали от арабских государств вложить финансовый капитал в Сектор Газа, чтобы улучшить условия жизни населения Газы. Они полагают, что улучшение жизненных условий населения этой территории нивелирует его волю к сопротивлению и борьбе, что приведет к принятию ими «сделки века». Это та самая модель, которую Тони Блэр претворил в жизнь в Северной Ирландии, и которая дала искомый результат. Конечно же, не следует полагать, что действия американцев ограничиваются только описанным выше. Нужно всегда принимать во внимание политическое давление, явные и скрытые угрозы, которые они оказывают на властные органы арабских государств.
Сионистские официальные лица в течение этого времени тоже действовали. К их важнейшим шагам относятся:
— Поездки в страны Ближнего Востока и за его пределы – например, в США и Россию.
— Парламентская деятельность относительно принятия закона о едином Иерусалиме, и признание Иерусалима единой столицей Израиля.
— Оказание давления на палестинцев через регулярные бомбардировки Газы, а также убийство участников мирных демонстраций.
— Претворение в жизнь программы по увеличению возведения поселений посредством договоренности о строительстве тысячи жилых площадей и посредством изгнания палестинцев.
— Последовательное обсуждение темы возведения заграждения на земле и море в окрестностях Сектора Газы.
18 декабря 2018 года Совет Безопасности ООН провел заседание, на котором был рассмотрен черновой вариант резолюции, которая считает незаконным решение США официально признать Иерусалим в качестве столицы Израиля. Этот черновой вариант резолюции был подготовлен Турцией и передан в Совет безопасности Египтом. Четырнадцать постоянных и непостоянных членов Совета безопасности проголосовали в поддержку этой резолюции, однако Америка наложила на нее вето. После того, как Америка наложила вето на эту резолюцию, ее черновой вариант был выставлен на голосование в Генеральной Ассамблее ООН, и 128 стран проголосовали за нее. Только 9 стран высказались против: Гватемала, Гондурас, Израиль, Маршалловы Острова, Микронезия, Республика Науру, Республика Палау, Того и Америка. Совет безопасности ООН потребовал провести расследования по поводу убийства палестинцев в Газе, но Америка вновь воспротивилась этому. Неоднократно создавался комитет по расследованиям преступлений Израиля против народа Газы, но Израиль не признавал его.
Последствия этого плана
1. Данный план вновь доказывает несостоятельность попыток перемирия с Израилем и необходимость постоянного сопротивления, и это – единственно возможный путь. Еще больше, чем было ранее, стало понятно, что израильская сторона и ее главный защитник, то есть Америка, не имели и не имеют стремления решить имеющиеся трудности. Они стремятся лишь достигнуть своих целей, не придавая никакого значения правам палестинцев и не желая давать им какие-либо привилегии и преимущества. Таким образом, сторонники Сопротивления снова удостоверились в важности того, что поставленных задач и прав можно достичь только через силу и борьбу, потому что сионисты не оставили иного пути, кроме этого. Это приумножает стимул и волю к противостоянию и борьбе против преступного сионистского режима с целью возвращения палестинцам их прав.
2. Данный план указывает на то, что нет и не может быть доверия доверия к Америке, и Америка больше не может быть мирным посредником в Палестине. До сих пор различные движения, ратующие за перемирие, их сторонники, а также некоторые страны мира воспринимали Соединенные Штаты Америки в качестве мирного посредника. Но авторитет Америки упал: ведь стало явно, что она целиком и полностью защищает сионистов и враждует с палестинским народом. Америка заняла одностороннюю позицию на основе «права сильного». Вместе с этим она со всей очевидностью не придает значения международным нормам, резолюциям СБ ООН, принятым соглашениям о Палестине. Америка разногласит с другими государствами, народами, отдельными личностями. По этой причине она утратила доверие и утратит его еще больше. Достаточно сказать, что Америка, заявляющая о себе как о мировой силе и мировом лидере, осталась в одиночестве в том, что касается этого плана: даже основные союзники США в мире, то есть европейские страны, не только не стали поддерживать Америку в реализации данного плана, но и осудили его, избрав для себя иной путь и иные методы.
3. В самых различных кругах и в западных средствах массовой информации, в особенности израильских и американских, ведется лживая пропаганда, что Израиль с точки зрения демократии, свободы, соблюдения прав человека соответствует высочайшим стандартам, и что по этим показателям он занимает первое место на территории Западной Азии. С другой стороны, от них исходит информация, что это палестинские группы Сопротивления совершают террористические акты и делают израильтян мишенью для своих атак. Они пытаются представить дело так, что Израиль является угнетенным, и что он только защищает себя! Но для всего мира их истинная сущность и лживость стали еще более очевидными: об этом говорят стремление перенести посольство, последовательное желание осуществить представленный план, убийство палестинцев на мирных демонстрациях, полное безразличие Израиля и США к несогласию других стран, к осуждению и претензиям со стороны всего мира. Это приведет к тому, что мир будет оказывать все большую поддержку палестинскому народу, а вследствие этого Израиль и Америка окажутся ограниченными в своих действиях.
4. В течение этого времени все страны и все личности, которые не были согласны с действиями Америки и Израиля и осуждали их действия, будут настоятельно требовать соблюдения норм международного права, резолюций Совета безопасности ООН и всех предыдущих соглашений, имеющих отношение к проблеме Палестины. Эта тема будет важнейшим камнем преткновения для Тель-Авива и Вашингтона, потому что мир не позволит Америке и оккупационному сионистскому режиму относится с таким безразличием к международным нормам и мнениям других государств; мир не позволит им разжечь огонь войны и развязать кризис на этой земле – ведь в ином случае отсутствие порядка и безопасности непременно охватит собой весь мир.
Сложившиеся условия и тот образ действий, те методы, которые сегодня практикуются на Ближнем Востоке и в мире, таковы, что они не позволят проявляться односторонней позиции и насильственным методам Америки и Израиля в отношении Палестины. В какой степени они будут продолжать двигаться по выбранному ими пути, в такой же степени сопротивление будет нарастать, оно будет становиться сильнее, в результате чего их роль будет уменьшаться. В конце концов, Америка и Израиль станут вынуждены вести свою деятельность новыми методами, которые будут заключаться в следующем:
— Принятии во внимание хотя бы минимальных привилегий для палестинской стороны, чтобы уменьшить несогласие и число несогласных. Привлечение на свою сторону большего количества игроков, имеющих влияние на палестинский вопрос, как на мировой арене, так и на Ближнем Востоке. Они приложат усилия для того, чтобы как минимум склонить на свою сторону три группы: палестинских руководителей из национальной администрации, арабские государства и европейские страны.
— Продолжении политики кнута и пряника – иными словами, политики угроз и подкупа.
— Настойчивом требовании возобновить мирные переговоры, которые позволят им преследовать свои цели и свою программу через соглашения и договоры, а не через применение силы. В итоге возникнут соглашения и договоры, которые будут формироваться посредством кнута и пряника, угроз и подкупа.
Продолжение следует…