В канун Ашуры: что значит следовать за Имамом Хусейном (мир ему) сегодня?

19.11.2017 в 22:50

Arbaeen walk

День восстания и мученический смерти Имама Хусейна (мир ему) – Ашура – это поистине прекрасный повод поразмыслить над смыслом восстания Имама Хусейна (мир ему). Миллионы сторонников семейства Пророка (с) спустя 40 дней после Ашуры участвуют в шествии Арбаина, идя пешком из Наджафа в Кербелу, надев траурные одежды и неся красочные флаги, что представляет собой поистине величественное зрелище. В первые десять дней лунного месяца мухаррам мусульмане-шииты встречаются на специальных собраниях, посвященных Ашуре, читая Священный Коран, специальные дуа (мольбы) и зияраты, посвященные Имаму Хусейну (мир ему), а также распевая траурные гимны и песнопения.

Аятолла сейид Али Хаменеи, Верховный Лидер Исламской Революции, охарактеризовал грандиозное ежегодное шествие на Арбаин следующим образом: «Вы видели этот марш? Вы видели это великое движение, вобравшее в себя миллионы людей, идущих из Наджафа в Кербелу? Видели ли вы шествие людей, следующих из Наджафа к Имаму Хусейну (мир ему)? Видели ли вы, каким рвением и энтузиазмом они объяты? Видели ли вы это движение? Когда такие шествия необходимо устраивать, невзирая на возможную опасность, точно такое же рвение и энтузиазм пробуждаются в нашем народе, в наших людях и в нашей молодежи. Его следует сохранять – это то, что гарантирует выживание нашей страны» [1]. Стоит добавить: несомненно, это гарантирует выживание и самовоспроизведение не только Исламской Республики Иран, но и всему мировому шиитскому сообществу, чьей сакральной осью является трагедия Кербелы и мученическая героическая смерть Имама Хусейна (мир ему).

Даже сейчас, постфактум, Ашура заслуживает некоторой рефлексии. Возникает вопрос: являются ли церемонии Ашуры лишь обычными актами поклонения, чей ареал ограничен стенами мечети, хусейнийи или же географией определенных святых мест? Да, действительно, для некоторых шиитов смысл церемоний Ашуры и Арбаина сводится лишь к плачу, стенаниям и даже самоистязанию, и они искренне думают, что им за это полагается большая награда от Аллаха, к которой они всецело стремятся – причем на деле ради того, чтобы решить какие-то житейские проблемы и наладить свою повседневную частную жизнь желаемым образом. Конечно же, читать дуа ради улучшения своей жизни – дело исламом поощряемое и ни разу не запрещенное. Но не является ли это выхолащиванием глубокого смысла революции Имама Хусейна (мир ему), сведением его к голой ритуалистике и житейской мещанской сфере?

Пророки и Имамы (мир им) – это живые примеры, которым настоящие мусульмане и му’мины должны следовать, а не только почитать их. Пример Имама Хусейна (мир ему) – это урок восстания против угнетения и несправедливости, движение свободных и уважающих себя верующих людей, которые предпочли героическую смерть унижению и на деле показали, что значит не склонять головы перед вознесшимися на вершины власти ничтожествами.

Ислам – это не религия самоуничижения. Ислам не видит ничего похвального в том, чтобы люди вели себя, словно стадо безмолвных овец, тупо подчиняющихся недостойным и несправедливым правителям, и не называет это «смирением», «истинной набожностью» и «похвальным терпением». Терпение в исламе – это нечто совершенно противоположное: это несгибаемая воля к обретению победы над угнетателями и агрессорами, в основе которой лежит всецелое упование на Аллаха, Который в исламе рассматривается как единственный Царь (Аль-Малик), достойный поклонения. Это является сердцевиной и сутью исламской революционной доктрины.

Ислам – это религия сильных и свободных людей, которые не подчиняются несправедливым правителям и не позволяют унижать себя. А Имам Хусейн (мир ему) – это духовный и политический лидер таких людей.  Важной составляющей восстания было восстановление социальной справедливости, попранной омейядами: «Они покушаются на имущество обездоленных», «Дозволенное Аллахом они считают запретным, а запретное – дозволенным», «Они присвоили казну» [2].  Унизительность такой ситуации Имам (мир ему) охарактеризовал исчерпывающим образом: «Смерть с достоинством лучше, чем жизнь в унижении», а лозунг восстания Ашуры звучал так: «Уйди прочь от нас, унижение!» (сегодня это один из лозунгов ливанской Хизбаллы).

hezbollah woman Rahbar

А кто сегодня бросает вызов угнетателям, восстанавливая социальную справедливость в своем обществе и отказываясь униженно склонять головы перед высокомерными и репрессивными силами, правящими современным миром? Кто демонстрирует неуклонную волю к сопротивлению против сегодняшней несправедливой мировой системы? Кого не сломили войны, санкции, незаконное и агрессивное международное давление? Кто следует Имаму Хусейну (мир ему) не только в определенной части ритуалистики, но и в практической политической сфере?

Безусловно, это Исламская Республика Иран, равно как и движения, вдохновленные Исламской Революцией, самым ярким из которых является движение Хизбалла в Ливане. Конечно, глубинной причиной этой несгибаемости является сама суть аутентичного ислама, аккумулирующего людей особого воинского типа, а также сильная вера и убежденность. Однако одного этого фактора было бы недостаточно, несмотря на всю его мощность и значительность. Помимо убежденности и правильного экзистенциального психотипа, необходимо также и верное руководство. В основе своей это руководство Пророков и Имамов (мир им), но в эпоху Большого Сокрытия ориентирами являются также справедливые, умные и компетентные муджтахиды, которые интерпретируют послание Имамов (включая Имама Хусейна, мир ему) с учетом специфики современной эпохи и ситуации.  

К примеру, Верховный Лидер Исламской Революции, сейид Али Хаменеи, дал хорошее объяснение тому, что значит быть стойким и что значит сопротивляться. Здесь мы приведем некоторые интересные цитаты.

В первую очередь, аятолла Хаменеи всегда восхвалял Хизбаллу как образец стойкости, железной воли и отваги. Это особенно важно сейчас, когда движение столкнулось с новыми вызовами, и против него вызревают серьезные заговоры. Очертания новой агрессивной войны, затеваемой против Сопротивления, одерживающего в Сирии все новые и новые победы, отчетливо проявились. Сценарии, активно воплощаемые в жизнь интриганами мирового уровня, достойны кассовых блокбастеров, и это было бы весьма забавно и захватывающе, если бы не было столько подло и печально. «Вы хотите развязать разрушительную войну против ливанцев, чтобы спасти их, как вы это сделали с Йеменом?» — такой вопрос лидер Хизбаллы сейид Хасан Наср-Аллах напрямую адресовал саудитам, добавив, что у сионистского врага нет военных возможностей для агрессии против Ливана и Сопротивления.

После того, как ЛАГ совершила свой акт предательства против Палестины и Сопротивления, внеся Хизбаллу в список «террористических организаций», сейид Али Хаменеи выступил с речью в ее поддержку, озаглавленной как «Хизбалла сияет подобно солнцу». В ней Лидер Исламской Революции, в частности, сказал:

«Взгляните на мир ислама, и вы увидите, что они сделали с революционной и религиозной молодежью в Ливане и Палестине. Что они могли с ней поделать? Как много пропаганды и реальных действий они пустили в ход против Хизбаллы в Ливане! Они угрожали ей и претворяли угрозы в жизнь. Тем не менее, Хизбалла демонстрирует свою мощь и стать в мире ислама. Допустим, что такое-то и такое-то зависимое, коррумпированное, бездарное и пустозвонное правительство обвиняет Хизбаллу в том-то и том-то, уповая на свои деньги и запасы нефти. Ну и черт с ними! Кого заботит их деятельность? Несмотря на все это, Хизбалла сияет подобно солнцу! Хизбалла – это источник гордости для мира ислама! Молодежь и члены ливанской Хизбаллы – это честь исламского мира!

hezbollah Ashura10

Они достигли того, чего не смогли добиться армии трех арабских стран в двух, трех войнах. Они нанесли поражение Израилю. До того, как Израиль пережил подобный разгром, армии трех государств – как то Египет и Сирия, у которых были сильные армии, и Иордания – участвовали в сражениях против сионистского режима, по меньшей мере, в двух войнах, в которых они были разбиты. В первой из этих войн участвовали не все [эти] страны, но во второй войне Египет, Иордания и Сирия втроем выступили против Израиля – и проиграли.

А вот Хизбалла смогла выиграть войну против сионистского режима – и лишь укрепилась в этих войнах – и победила в течение всего лишь 33-х дней. Это – незначительная победа? Это – малое достижение? Неужели неверно утверждать, что они стали источником гордости для всего мира ислама? И теперь, даже если на клочке жалкой бумажки их где-то осудили, кого это волнует? Истина становится явной и торжествует. Истина может наткнуться на множество препятствий на своем пути, но она неизбежно одерживает победу. В Священном Коране говорится: “Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несет пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах” (Коран, 13:17). Пена появляется на поверхности воды и видна взору. Когда вы смотрите на поверхность реки, пена привлекает ваше внимание, когда вода бурлит – но она долго не сохраняется: “Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле”. Словом, та вещь, которая полезна и служит источником жизни для всех людей – а именно, поток чистой воды – сохранится» [3].

Агрессивные выпады против Хизбаллы не стоит воспринимать в качестве частной и маргинальной инициативы доморощенных предателей – они инспирированы самим мировым порядком, который по праву можно назвать язидовским (по имени халифа Язида, учинившего расправу над Имамом Хусейном, мир ему).

Следовать за Имамом Хусейном (мир ему) – не значит ограничиться проклятиями в адрес порочного и низкого правителя, отдавшего приказ о расправе над Имамом (мир ему) и его сторонниками. Ашура – это не костюмированное театральное представление на историческую тематику, имеющее отношение к ушедшей эпохе. Свет Имама (мир ему) и дух его восстание присутствует в нашей среде, в нашей эпохе. Следовать путем Имама Хусейна (мир ему) – значит сопротивляться коллективному Язиду нашего времени, воплощением которого является американо-сионистский ростовщический миропорядок. Вот как аятолла Хаменеи говорит о преступлениях, совершенных его представителями во имя достижения собственных корыстных интересов, и о методах противодействия им:

«Одна из вещей, необходимых сегодня – это правильное понимание политической ситуации! Понимание! Обратите внимание: когда подобное понимание присутствует, мы можем вникнуть в суть нашего собственного положения и положения в близлежащих и отдаленных [обществах]. Понимание означает именно это. Когда понимания политической ситуации нет, люди очаровываются тем, что в основе своей вовсе не симпатично. Некоторым людям вскружила головы Америка, но это ложный восторг, ибо Америка не содержит в себе ничего привлекательного. Мы уже говорили об этом, но вы стали свидетелями, как на прошлых выборах самые видные представители той страны сказали куда больше, чем мы сами говорили [о них]. Те вещи, которые они проговорили, были вдвое или в несколько раз более красноречивы, чем наши собственные слова!

Человек, который ныне избран президентом Америки, заявил, что если бы они, американцы, потратили те деньги, которые они спустили на войны, на строительство в самой Америке, они бы уже дважды отстроили ее, и сейчас бы в США не было такого количества дорог, мостов, плотин и городов, которые нуждаются в реконструкции, и не было бы такого количества бедных! Способны ли люди, очарованные этим фантастически прекрасным для них местом, осознать эти вещи? В этой стране есть такие серьезные изъяны, но деньги она спускает на позорные авантюры.

Rahbar31

Были ли эти войны, на которые, по его же словам, были потрачены триллионы долларов, справедливыми войнами? Есть два вида войн. Первый – это справедливая война, в ходе которой бойцы проявляют уважение к принципам человечности. Представьте себе, что враг атакует вас. Вы вынуждены сражаться против него, и это справедливая война. Но та война, которую Америка вела в регионе в последние годы – это война бесчестная. Они разрушали дома простых людей. Они убили десятки тысяч мирных жителей. Они предавали смерти женщин и детей, сбрасывая на них бомбы! Они бомбили похоронные и свадебные процессии, они разрушили инфраструктуру нескольких стран. Посмотрите, что они сделали с Ливией, Сирией, Ираком, Йеменом и Афганистаном!

И эти несколько триллионов долларов были спущены на такие вещи. Это – то, о чем мы всегда говорили и говорим. Обладать пониманием политической ситуации – значит понимать, с кем вы имеете дело. Это значит отдавать себе отчет в том, что он думает о вас. Это означает, что если вы закроете глаза и прекратите размышлять, вы получите удар под дых! Вот что такое понимание политической ситуации. Мы ожидаем, что как политические, так и далекие от политики деятели в нашей стране обретут это понимание. Удивительно, но у народа это понимание есть. Обычные люди и народные массы наделены этим пониманием, но некоторые из наших выдающихся личностей лишены его, ибо они пестуют собственные иллюзии!

У меня нет никакой позиции по выборам, которые прошли в Америке. Америка – это Америка. Ни одна из двух существующих в Америке партий не сделала для нас ничего хорошего, находясь у власти. Напротив, они лишь вредили нам. Одна [партия] ввела санкции, а при другой сбили наш [гражданский] самолет. Одна атаковала наши нефтеплатформы, а другая помогала нашим врагам. У нас, в свою очередь, нет на их счет никаких иллюзий. По милости Аллаха, мы готовы к любым событиям. Некоторые люди в мире расстроены результатами выборов в той стране, а некоторые обрадованы ими и отмечают это событие. Мы не делаем ни того, ни другого. Мы не скорбим и не празднуем, ибо нам это безразлично!» [4]

Между тем, следовать пути Имама Хусейна (мир ему) – значит беречь исламский строй и достижения Исламской Революции. Аятолла Хаменеи считает это наиважнейшей миссией. Также он в деталях обрисовывает, чего исламские силы, верные принципам Революции, желают для своей страны:

«Чего мы хотим для своей страны и для нашего народа? Куда, на наш взгляд, наш народ и наша страна должны идти? То, чего мы желаем для нашего народа – это национальная безопасность, национальное достоинство, охрана здравоохранения, социальное благополучие, всестороннее развитие, независимость от доминирующих в мире сил, поощрение талантов, и освобождение и спасение от социальных недугов – таких, как наркомания, коррупция и им подобные вещи. Вот чего мы хотим для страны» [5].

Следовать пути Имама Хусейна (мир ему) – значит быть стойким и независимым, прекрасно образованным и осведомленным. А все эти качества, в свою очередь, обретаются благодаря другому важному свойству: трудолюбию.

Недостаток трудолюбия у молодого поколения стало настоящим бичом современной эпохи в мировом масштабе. От этого страдает не только экономика, наука и производство – даже семьи рушатся по этой причине, ибо молодые люди стали безответственны и ленивы. Сейид Али Хаменеи также затрагивает эту проблему в своих выступлениях.

difa moqaddas16

«Еще один из задействованных сценариев – пестование ленивого человека. Такого, который хочет только отдыхать и спать. Или же такого, который зависим от наркотиков, удовольствий и компьютерных игр, что сегодня стало обычной картиной. Я слышал даже, что некоторые люди впали в настоящую зависимость от подобных игр. Такой человек безразличен как к собственной судьбе, так и к судьбе тех, кто возлагает на него надежды. Другой [вариант] этого сценария – занять человека лишь удовлетворением своих базовых потребностей. Например, чтобы офицер думал только о своих материальных или физиологических нуждах. Он занят извечным самооправданием. Если представить, что офицеры станут такими, каков будет итог войны? Итог в таком случае ясен. Тем самым, личность офицеров в таких мягких войнах может формироваться как одним, так и другим образом» [6].

Конечно же, в своих выступлениях аятолла сейид Али Хаменеи также подробно касается множества внутрииранских проблем – таких, как улучшение качества управления и экономической политики, а также противостояние американским козням против иранской независимой политики. Тем не менее, де-факто процитированные выдержки носят универсальный характер, ибо иранский опыт сопротивления репрессивным язидовским порядкам может быть востребован нонконформистскими силами всего мира. Обратите внимание, что это сопротивление длится уже десятилетия, и, несмотря на санкции, Иран сумел добиться существенного развития и значительных достижений в области образования, науки, медицины, промышленности, культуры и т.д. Исламская Республика Иран – не какая-то специфическая и экзотическая страна, чей опыт применим лишь к ней самой. Исламская Республика – это образец для всех людей и народов, как мусульман, так и немусульман, показывающий на практике, что значит сохранять независимость и не покоряться. И ее опыт столь же универсален, как и послание, которое несло в себе восстание Имама Хусейна (мир ему) при Кербеле.

С другой стороны, мир сегодня полыхает, подобно раскаленным пескам Кербелы, залитым кровью мучеников Ашуры. Такфиристские террористы используют ровно те же методы, что и множество веков назад – язидовские головорезы. Палестина, Йемен, Ирак, Сирия страдают от кровопролитной бойни, учиненный все тем же язидовским мировым порядком. Что в этих условиях может быть более актуальным, чем призыв Имама Хусейна (мир ему), доносящийся до нас сквозь века и пространства?

Анастасия (Фатима) Ежова

Khamenei.Ir


[1] http://english.khamenei.ir/news/4404/Domestic-Strength-Is-the-Only-Cure-for-the-Problems-of-Our-Country

[2] Калимат аль-Имам аль-Хусейн, стр. 174, Аль-Лухуф, стр. 23, Бихар аль-Анвар, том 44, стр. 382, Тарих Табари, том 4, стр. 304, Макталь аль-Хусейн (Азуди), стр. 85.

[3] http://english.khamenei.ir/news/3676/Hezbollah-is-shining-like-a-sun

[4] http://english.khamenei.ir/news/4404/Domestic-Strength-Is-the-Only-Cure-for-the-Problems-of-Our-Country

[5] http://english.khamenei.ir/news/4733/I-Will-Confront-Anyone-Who-Attacks-the-Vote-of-the-People-in

[6] http://english.khamenei.ir/news/3676/Hezbollah-is-shining-like-a-sun