Известная в Газе художница Махасен аль-Хатиб погибла от рук Израиля
15.11.2024 в 16:24
«Молитесь за меня».
Это был один из последних постов в соцсетях, написанных молодой палестинской цифровой художницей Махасен аль-Хатиб, которая была убита во время авиаудара по лагерю беженцев Джабалийе 18 октября. Вместе с ней также погибли 32 человека, 80 были ранены.
«Всегда молитесь за меня и не забывайте меня. Я не хочу стать еще одним номером в ленте новостей. Я – это история», – написала Махасен.
Махасен была одной из моих любимых художниц. Я не забуду ее. Я попробую рассказать хотя бы часть ее истории.
Креативное Сопротивление
До войны Махасен была на пике своей карьеры, как она сама сказала в своем недавнем интервью для Gaza Sky Geeks – инициативной группы, которая поощряет местные таланты благодаря обучению технологиям и поддержке предпринимательства.
Будучи автором иллюстраций к детским книгам и художницей-раскадровщицей, Махасен вложила все свои сбережения в открытие собственной мастерской, воплощая мечту всей своей жизни о независимости. Ее уникальный талант рассказывать истории сделал ее знаменитостью среди цифровых художников Газы. Она рисовала как для детей, так и для взрослых.
Когда разразилась война, жизнь Махасен пошатнулась. Бомбы сравняли с землей ее мастерскую. Все было уничтожено – ее художественные принадлежности, ее девайсы, ее скетчи. Однако она отказалась бежать на юг, чтобы ее история не стала историей поражения.
Она документировала свою повседневную в жизнь в Инстаграме* (запрещен в России – ред.). Она вставала рано, чтобы приготовить кофе на открытом огне – поскольку поставки газа были давно перерезаны. Взбираясь на крышу, она ловила слабенький сигнал Интернета, чтобы приступить к работе.
Махасен адаптировалась к существенным перебоям в электроснабжении и заряжала свои девайсы в домах соседей и в больницах, выкраивая на свою работу всего несколько часов. В конечном итоге, ее настойчивость окупилась, когда она накопила достаточно средств, чтобы установить собственную солнечную батарею. Это была маленькая победа, позволившая ей продолжать заниматься творчеством.
Она сконцентрировалась на рисовании и на создании цифровых иллюстраций и стикеров, используя искусство как форму сопротивления. Кроме того, она проводила уроки для начинающих художников в Газе, делясь с ними знаниями и энтузиазмом, несмотря на бушующую вокруг войну.
Голос Газы
Махасен стала живым голосом народа северной Газы во время идущего геноцида. На ее аккаунт в Инстаграме* подписались более 130 тысяч человек. Ее цифровое искусство отображало жесткие реалии, в которых оказались палестинцы в Газе. Так, она задокументировала свою эвакуацию в самодельную палатку в лагере, расположившемся в близлежащей школе.
Махасен испытала на себе боль голода и моменты радости, когда она впервые нашла на рынке мангольд, и когда ее брат достал первый мешок муки после целых месяцев поедания хлеба, приготовленного из корма для животных, и когда ее кузина впервые за десять месяцев добыла курицу. В ее историях смешалась печаль и радость.
Помимо описания своего собственного опыта, Махасен стала цифровым иллюстратором, интервьюируя разных людей – уличных торговцев; людей, заполняющих контейнеры с водой; людей, пытающихся подключиться к Интернету; и тех, кто работает на линии фронта – врачей и журналистов.
Махасен сделала их истории бессмертными благодаря своим иллюстрациям. Ее искусство было чем-то большим, нежели простая фиксация фактов. Оно стало формой сопротивления, превращая боль и борьбу ее общества в выразительные нарративы.
Даже за две недели до собственной смерти Махасен оставалась преданной делу воодушевления другим. Она была наставницей для молодой девушки по имени Лайян, развивая ее художественный талант совершенно безвозмездно.
Кроме того, благодаря своему сотрудничеству с Gaza Sky Geeks Махасен обучала искусству цифровой иллюстрации и графическому дизайну молодых людей – ради того, чтобы творчество продолжало процветать в ее обществе.
Служение другим людям сделало Махасен источником вдохновения в тяжелые времена. Она стала символом стойкости, сострадания и непоколебимой надежды.
Каждая смерть – это личная потеря
Многие люди в Газе оплакивают смерть Махасен. Даже хотя они не знали ее лично, она стала частью их самих: она была эхом их собственных голосов. Ее творчество вместило в себя год, наполненный невообразимым ужасом и страданиями множества людей. Каждый день люди просыпаются, встречая новый тяжелый день, ощущая груз потери в собственных сердцах. Но и как Махасен, они по-прежнему исполнены надежды.
Махасен глубоко верила в силу искусства: «Взирайте на нас своими сердцами прежде, чем нас увидят наши глаза. Мы так много потеряли – наши мечты, смех наших детей, наши воспоминания – но мы по-прежнему надеемся».
Однако, несмотря на ее убежденность, искусство не спасло ей жизнь. Ее последней работой стал портрет Шабана ад-Далу – молодого человека с камерой, который горел заживо после израильского авиаудара по Больнице мучеников Аль-Аксы в Дейр аль-Балахе. Махасен не знала, что ее смерть также близка.
Удар с воздуха по лагерю беженцев Джабалийе забрал ее жизнь. Из-за него целые толпы наводнили больницу «Аль-Ауда», которая наполнилась ранеными, по большей части женщинами и детьми.
План генералов
Израильские военные утверждают, что цель их операций – не дать ХАМАС перегруппироваться. Однако, эффективно изолировав такие города, как Бейт-Ханун, Джабалийя и Бейт-Лахия от города Газы, и отрезав примерно 400 тысяч людей на севере от помощи, Израиль намерен воплотить так называемый «план генералов», также известный как План Эйланда, цель которого – полностью очистить Газу от ее жителей.
Их изгнание сопровождается необыкновенной жестокостью. Передвижение для семей, получивших приказ об эвакуации, ограничено, а израильские военные насильственно разлучают мужчин с их семьями. Из-за перебоев со связью и Интернетом спасательные работы значительно осложнены.
Пытаясь справляться с жизнью в условиях бегства и зверств израильской армии, люди по всей Газы также вынуждены принимать болезненную правду, что такие люди, как Махасен, продолжают гибнуть, и что каждый из них может стать следующим.
В Газе каждая потеря переживается как глубоко личная утрата.
Малак Хиджази, публицистка из Газы