Израиль уничтожает образование в Газе

28.08.2024 в 23:34

Геноцид, учиненный Израилем в Газе, затронул все аспекты жизни осажденного Сектора, включая систему образования. Ее разрушение – это интегральная часть израильского плана по коллективному наказанию и уничтожению палестинцев в Газе после того, как ХАМАС развернул свою спецоперацию против Израиля 7 октября 2023 года.

Образовательная система, на которой уже и так отразилась глобальная пандемия COVID-19, получила дополнительный удар израильскими ракетами и артиллерией.

По данным палестинского Министерства образования, израильские военные убили более 9 900 и ранили примерно 16 000 студентов в период между 7 октября и началом августа 2024 года. Более 500 преподавателей, лекторов, профессоров и других университетских сотрудников также были убиты, а 3 400 ранены – в основном в Секторе Газе, но также и на Западном берегу.

«Степень разрушения системы образования и ее элементов беспрецедентна, так как Израиль бьёт по всем и всему, что связано с образовательным процессом в Газе», – сообщил «Электронной Интифаде» пресс-секретарь Министерства Садик аль-Хадур в онлайн-интервью 18 июля.

«Мы имеем в виду не только убийства людей и разрушение каменных зданий, принадлежащих образовательной инфраструктуре, но и уничтожение телекоммуникаций, электросетей и системы водоснабжения», – пояснил он.

Происходящее со школами и университетами – это отражение повседневных реалий Газы.

Когда, согласно статистике ООН, Израиль бьёт по 625 тысячам студентов и лишает их права на образование, которое является краеугольным камнем функционирования любого общества, он также уничтожает прошлое, настоящее и будущее жителей Газы.

Утрата сообщества

Не только студенты в Газе утратили многие из своих навыков – как на когнитивном, так и на эмоциональном и личностном уровне – так и общество в целом утратило свою важную составную часть.

«Предполагалось, что я окончу вуз и наконец-то получу степень бакалавра. Но эта война породила во мне чувство, что мне снова придется повторять все то, чему я обучился за 12 классов школы. Я забыл все, что я выучил», – признается Абд ар-Рахман Мансур, 18-летний студент из Газы.

Он стал беженцем и обосновался в аль-Фухари, северо-восточного района Хан-Юниса. Там он инициировал кампанию под лозунгом «Я имею право учиться», к которой он подключил нескольких преподавателей. Эти преподаватели давали онлайн-уроки ему и его товарищам.

С эмоциональной и социальной стороны война порвала связи между студентами. Во-первых, она отрезала северную половину Газы от южной, после чего вынудил студентов находиться в перманентном передвижении, поскольку они покинули места постоянного проживания из-за постоянных израильских атак на различные прибрежные районы.

Дестабилизация заставила студентов ощущать утрату, так что они не могут строить планы по поводу своего академического будущего. Их заботит лишь одно: как выжить в условиях непрекращающихся израильских бомбардировок и постоянных наземных операций.

«Всякий раз, когда они (израильская армия) издают новую карту выселений, которая включает в себя мой район Бани Сухайла в восточном Хан-Юнисе, я смотрю на мой коричневый рюкзак. Я не знаю, когда я достану оттуда свои учебники и романы, чтобы сложить туда одежду для намаза и две пижамы», – говорит Доаа Сами, 17-летняя студентка, нашедшая укрытие в аль-Маваси к западу от Хан-Юниса. За последние недели она повторяла это несколько раз.

«Я всегда кладу мои учебники по математике и химии промеж одежды, потому что я люблю эти предметы. Я мечтаю, чтобы у меня нашлось время заниматься по ним, но ныне единственное, где мне пригождается математика – это считать, сколько километров моя семья прошла от нашего дома до аль-Маваси. Мы всегда идём пешком среди тысячи людей», – продолжает Доаа.

Что же до преподавателей, профессором и сотрудников Министерства образования, то продолжающийся геноцид не пощадил и их. С первого же дня Израиль убивал представителей академических кругов.

Возможно, самым известным из них был доктор Рефат Аларир, профессор литературы и художественного письма, который был убит в декабре 2023 года. За этим последовало убийство Юсефа аль-Кахлута, профессора арабской филологии, в ходе «бойни на рассвете» 10 августа 2024 года, когда Израиль разбомбил молельный зал в школе «Табаин», ставшей пристанищем для беженцев.

В результате этой атаки, осуществленной рано утром, погибло множество людей, включая лектора из Исламского университета Мухаммада аль-Гафри и университетского и школьного учителя Мухаммада ат-Таифа.

Многие преподаватели и профессора пострадали финансово, особенно те, кто работал в государственном секторе. Месяцами они не получали зарплату, что усугубляло их страдания, особенно в условиях стремительного роста потребительских цен.

Воссоздать академический год

Разрушение образовательной инфраструктуры – это огромная проблема, с которой столкнулся каждый, кто вовлечён в учебный процесс. По данным пресс-службы правительства Газы, Израиль разрушил 121 школу и серьезно повредил 333 школы.

Министерство образования хочет возобновить традиционные уроки в классах, хотя, по словам аль-Хадура, это невозможно реализовать до установления режима прекращения огня.

«Текущая ситуация требует не системного подхода. Чтобы воссоздать академический год, на практике мы должны провести все пропущенные занятия студентам в Газе», – отметил аль-Хадур.

Аль-Хадур указал, что Газа нуждается в 4 500 полностью реконструированных классах, чтобы часть студентов и учеников занимались там в первую смену, а другая часть – во вторую.

Он добавил, что опыт, приобретенный за годы пандемии ковида, может стать весьма полезным. Тогда министерство учредило «пакетную систему», сфокусированную на использовании специализированных материалов по арабскому и английскому языкам, математике и естественным наукам.

Палестинцы научились справляться со множеством введенных Израилем ограничений и препятствий. Лучший пример – это, вероятно, осуществление образовательного процесса в разных формах во время частых израильских рейдов и комендантский часов во времена Первой Интифады.

«Конечно, имеет смысл опираться на достижения времён Первой Интифады, включая одобренные методы самообразования в семье, хотя нынешняя ситуация намного хуже, так как мы находимся в очень стесненных условиях», – сказал аль-Хадур, касаясь вопроса домашнего обучения.

Поиск простых решений для восстановления системы образования – это критически важная задача. Между тем, нынешнее положение студентов преисполнено трудностей и потрясений. Предпринимаются попытки спасти студентов от засасывания в пучину невежества.

Хотя множество волонтеров – как из независимых ассоциаций, так и отдельных энтузиастов – пытаются поднять систему образования из руин и обеспечить студентам их будущее, массивные пробелы и большие потери, которые понесло образование в Газе, будут служить препятствием для этого процесса, пока международное сообщество не предпримет совместные усилия по восстановлению и финансированию образовательного процесса.

Касем Валид эль-Фарра, физик из Газы

The Electronic Intifada