Басиль аль-Аарадж: сражающийся ум и «палестинская энциклопедия»
13.03.2017 в 00:36
Басиль аль-Аарадж, 31-летний палестинец из Вифлеема, фармацевт, интеллектуал и борец, в прошлый понедельник пополнил список героев, принявших мученическую смерть от израильских оккупационных сил на пути освобождения Палестины.
После месяцев поисков израильские оккупанты так и не смогли захватить Аараджа живым. Попытка этого захвата вылилась в бой против сионистов, атаковавших его убежище, который продолжалась два часа, пока оккупационные силы не убили героя и не забрали его тело.
Вскоре после того, как было объявлено о смерти Аараджа, хэштэг «сражающийся ум» (“the battling intellect”) усилиями активистов стал набирать популярность в соцсетях, тогда как прежде его имя скрывали, опасаясь за его жизнь.
[Именно поэтому] всего лишь за два дня до героической смерти имя Басиля аль-Аараджа вовсе не было на слуху. Но сегодня его кровь и жертва воодушевила всех тех, кто поддерживает военное и интеллектуальное Сопротивление.
«Я никогда не мог подумать, что этот образованный и субтильный молодой человек, которого я видел на конференции в Бейруте пару лет назад, может вступить в бой и открыть огонь. Мы, писатели и журналисты, предпочитаем подчеркивать, что мы ведем с врагом интеллектуальную и культурную борьбу; однако Басиль аль-Аарадж оказался самым достойным из нас: он стал символом как интеллектуального, так и военного сопротивления», — написал в газете «Аль-Ахбар» журналист Касем Касем.
Это проливает свет на значимость той борьбы, которую данный молодой человек вел против израильского врага всеми возможными способами, одновременно желая зафиксировать историю Палестины в ее малейших деталях.
«Он был прекрасно образован и сознателен, и был связан со множеством журналистов и активистов на оккупированных территориях и за их пределами. Если заходила речь о каком-то конкретном палестинском национальном костюме, он мог легко рассказать о его истории, о семье и роде, к которым он восходит, об истории всего региона…он был похож на энциклопедию», — рассказал друг Аараджа сотрудникам канала «Аль-Манар».
Ходор Саламе, ливанский политический активист и еще один друг Аараджа, отметил, что «у Басиля были знания во всех областях. Он разбирался в религии и социологии. Он стремился развивать отечественную социальную науку в пику импортированным западным теориям. Он мог рассказать историю каждой деревни и улицы, каждого камня в Палестине. Он мог перечислить все сражения и знал имена всех мучеников».
Аарадж занимался организацией образовательных туров по Палестине для местной молодежи и путешественников. Он показывал им места значимых сражений палестинцев против британцев и сионистов. Он также работал над документированием палестинских восстаний и истории оккупации, начиная с Накбы.
Говоря с корреспондентом сайта «Аль-Манар», Саламе пояснил, что «Басиль видел, что палестинский путь – прямой, без элементов какой-либо нейтральности и прочих экивоков. Он концентрировался на документировании палестинской проблемы, на фиксации ее истории, на ее передаче от одного поколения другому…он запоем читал книги и был бойцом по характеру…в отличие от многих людей, он умел хорошо слушать, и каждую беседу он заканчивал ссылкой на книгу или статью».
«У него был ясный проект, в основе которого лежал принцип сопротивления, и на него оказал очень сильное воздействие и впечатление ливанский опыт в данной области», — добавил Саламе.
В 2015-м году Аарадж принял участие в конференции в поддержку Сопротивления в Бейруте. Вернувшись в Палестину, он на неделю исчез из поля зрения вместе с парой других молодых людей.
Палестинские власти заявили, что эта группа готовила военную операцию против сионистов. Параллельно этому сионисты озвучили версию, что эту группу якобы создала ливанская Хизбалла. Только неделю спустя палестинские власти задержали Аараджа и его друзей, которые отрицали факт какой-либо подготовки к подобному, отметив, что они были в турпоходе.
Власти Палестинской Автономии бросили Аараджа и его друзей в тюрьму Битония. О совпадение – одновременно глава ПНА Махмуд Аббас появился на 10-м канале израильского телевидения, похваляясь тем, что он предотвратил масштабную операцию против израильтян.
В тюрьме Аараджа и его друзей пытали. Палестинскому «боевику», страдавшему диабету, было отказано в предоставлении лекарства, что, безусловно, сказалось на его здоровье. Тогда ребята объявили голодовку, которая длилась месяц. После этого палестинские власти освободили их после шести месяцев заключения.
Как только они были освобождены, в соответствии с политикой координации в области безопасности между израильскими и палестинскими властями, подразумевающей обмен информацией, руководство ПНА отправило израильской стороне отчет о содержании допросов Аараджа и его друзей
Имеются данные, что власти ПНА взаимодействуют с сионистскими властями в рамках договоренности, что последние могут арестовывать тех заключенных, которых палестинские силовые органы отпускают. Таким образом власти ПНА могут избежать любых обвинений в судебном преследовании бойцов сопротивления.
Политика израильско-палестинской координации в области безопасности была разработана в ходе подписания соглашения Табы (1995 год). Эта политика гласит, что палестинские власти несут ответственность за предотвращение «деятельности террористов и терроризма» и должны предпринимать против этого меры. Этого они добиваются за счет деятельности совместного палестино-израильского комитета, который конфискует оружие и бойцов Сопротивления – в частности, ХАМАС, «Палестинского Исламского Джихада» и Бригад мучеников аль-Аксы.
Власти ПНА приостановили эту координацию после того, как в 2000-м вспыхнула Интифада аль-Акса. Политика коллаборации была возвращена с приходом к власти Махмуда Аббаса. По этому случаю сионистский премьер-министр Ариэль Шарон заявил: «Мы усматриваем в избрании Махмуда Аббаса главой [ПНА] большие возможности. Мы надеемся, что он окажется в состоянии быть руководителем своего народа и создать демократическую систему права, пронизанную уважением к обществу и развитию его институтов, и будет зиждиться на борьбе с терроризмом и демонтаже инфраструктуры террористических организаций».
«Позиция Басиля по отношению к палестинским властям выражалась в его революционной риторике, ибо он твердо верил в ограниченность их полномочий, и если бы это не служило интересов оккупантов, мировое сообщество в первую очередь не допустило бы создания [Палестинской Национальной Автономии]».
В силу значимости этой утраты революционный дух, восторжествовавший в соцсетях в связи с мученичеством Аараджа, распространился спустя три дня, как минимум, в четырех странах – Ливане, Палестине, Египте и Иордании.
По словам Саламе, «это переломный момент. Сегодня перед нами стоит задача скорее развить опыт Басиля, нежели просто оплакивать его уход. Мы должны превратить дискурс Басиля в непрекращающуюся интеллектуальную борьбу против коллаборационизма, нормализации отношений или мира [с сионистским образованием]».
«Я убежден, что уход Басиля не сойдет его убийцам с рук: власти, подавляющие сопротивление в любой его форме, и израильтяне, своими руками создающие десятки тысяч героев, убив Басиля аль-Аараджа, сами сделали его маяком и ориентиром для тысяч других умов».
Сара Таха Мугния
Мнение автора может не во всем совпадать с позицией редакции.