Год без Касема Сулеймани: полный текст речи сейида Наср-Аллаха

05.02.2021 в 00:19

SHN Hajj Qasem2021

Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров; мир и благословение нашему Повелителю и Пророку, Печати Пророчества Абу-ль-Касему Мухаммаду бин Абдуллаху, его Пречистому Семейству (Ахл аль-Бейт), его праведным и избранным сподвижникам, всем Пророкам и Посланникам.

Мир и благословение Аллаха всем вам.

Прежде, чем говорить о первой годовщины мученичества (шахадат) двух наших дорогих руководителей, Хадж Касема Сулеймани и Хадж Абу аль-Мухандиса (Хадж Джамаля Джафара), и их героически павших спутников, я бы хотел уделить несколько минут другим событиям.

Во-первых, эти дни омрачены ежегодными траурными церемониями в память о мученической смерти величайшей женщины, Госпожи женщин всех миров, плоти от плоти Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его пречистое Семейство), жены стража религии Аллаха, матери наших Имамов (мир им), сейиды Фатимы аз-Захры (мир ей), дочери Посланника Аллаха. Мусульмане единодушны в своем уважении, почтении, восхищении и любви к ней, равно как и в признании ее достоинств и величия. И эти дни – повод выразить наши соболезнования ее великому потомку, Повелителю времени [Имаму Мухаммаду аль-Махди, мир ему], и всем мусульманам мира.

Во-вторых, недавно мы потеряли великого ученого, законоведа и мыслителя в полном смысле этого слова. И это произошло в эпоху, когда становится все меньше мыслителей. А он был выдающимся исламским мыслителем, видным интеллектуалом, одним из праведных друзей Аллаха, просветителем и учителем, мудрым и преданным делу человеком, стойким бойцом на пути Истины, поддерживающим свой народ во всех его начинаниях. Я говорю о его Светлости великом аятолле шейхе Мухаммаде Таки Мисбахе аль-Язди, да будет доволен им Аллах.

В связи с этим мы также приносим наши соболезнования его Светлости имаму Хаменеи, нашим уважаемым религиозным руководителям и хаузам (исламским учебным заведениям), равно как и всей исламской умме, в особенности членам уважаемой и почтенной семьи покойного, равно как и всем его студентам и друзьям. Я прошу Всевышнего Аллаха даровать ему свою милость и возвысить его степень в Раю.

В Ливане из-за проклятого коронавируса мы потеряли нашего дорогого брата, принадлежавшего к первому поколению активистов Хизбаллы. Он был участником первых групп наших сторонников, одним из отцов-основателей Хизбаллы. Это брат сейид Абу Айман аль-Мусави (сейид Мухаммад Аббас аль-Мусави), да помилует его Аллах. Он был одним из лучших наших бойцов, который работал и сражался в районе долины Бекаа. Он также был одним из учредителей ливанской Ассоциации скаутов Имама Махди (мир ему). Он стал первым президентом этой Ассоциации. Я также приношу свои соболезнования его братьям и сестрам по вере, всем его товарищам, и особенно уважаемым членам его семьи. Я прошу Аллаха помиловать его и даровать ему высокую степень в Раю.

Теперь перейдем собственно к поводу для нашей встречи. Год назад, ранним январским утром, произошло это великое и трагическое событие. Оно осталось на страницах истории, и память о нем не умрет, настолько оно было грандиозным, чудовищным и кровавым с точки зрения его последствий для всего региона.

Сегодня я бы хотел поговорить о некоторых аспектах этого убийства, а также о событиях, которые происходили в течение года после него.

Первый важный нюанс: это исключительная преданность дела – и наших павших героями лидеров, и тех, кто принял смерть вместе с ними. Конечно, когда мы говорим о мучениках, мы, опять же, должны начать с соболезнований, одновременно поздравив семьи генерала Касема Сулеймани и иранских героев, которые приняли мученичество (шахадат) вместе с ним. Это мученик Хусейн Джафари Ниа, который на протяжении 20 лет был одним из братьев, близким и любимым другом, буквально тенью Хадж Касема, а также другие принявшие смерть героев братья – Шахруд Мозаффари Ниа, Хади Тареми и Вахид Заманиан.

Я также приношу свои соболезнования семье героически павшего командира Хадж Абу Махди аль-Мухандиса, Хадж Джамаля Джафара и других иракских братьев, которые вкусили шахадат вместе с ними – Мухаммада Риды аль-Джабри, Мухаммада аш-Шайбани, Хасана Абдель-Хади и Али Хайдара, да будет доволен ими всеми Аллах.

Первый пункт: верность павшим героям

Верность, как мы знаем – это врожденная человеческая ценность, присущая нашей фитре (внутренней природе). Это этическая добродетель, которую мы должны сохранять и пестовать. Это религиозная ценность. Это часть религии Аллаха.

Когда верный человек демонстрирует свою преданность, это приносит ему благо и в этом мире, и в следующей жизни. Те, кому вы верны, возможно, и не нуждаются в вашей верности. Павшим героям, которые покинули этот мир и ушли к Всевышнему Аллаху, возможно, и не нужна наша верность. Но сохранение верности этим великим людям, нашим мученикам, которые пожертвовали жизнью ради уммы, нашим защитникам, которые искренне и добросовестно исполняли свои обязанности, сражаясь за наше дело, принесет пользу нам и нашим народам, нашим детям, нашим внукам как в этой жизни, так и в будущей.

Итак, сегодня мы должны сохранять верность этим двум великим руководителям, и особенно нашему командиру Хадж Касему Сулеймани – и за то, что он был с нами во множестве сражений, и за те идеи, которые они собой воплощают. В чем же должна проявляться наша верность?

Во-первых, мы не должны забывать об их заслугах, и мы должны ценить то, что они для нас сделали.

Во-вторых, это значит, что мы не должны молчать. Вполне возможно, что человек не отрицает их заслуг – но и не говорят о них, храня безмолвие! Хранить им верность – значит активно признавать их заслуги.

В-третьих, мы должны напоминать о них людям, миру, нашим народам, нашим будущим поколениям, самой истории. Быть верными – значит чтить память этих мучеников и чтить их, отдавая им дань уважения всеми возможными способами.

Qassem Soleimani Muhandis5

Еще одна форма верности – публично озвучиваемая благодарность. Мы должны говорить им «спасибо» во всеуслышание. Мы должны благодарить Хадж Касема Сулеймани, нашего командира-мученика. Мы должны благодарить Хадж Абу Махди аль-Мухандиса. Мы должны благодарить всех мучеников. Мы должны благодарить всех, кто их представляет. Мы должны благодарить командиров-мучеников за их жертвы на благо своих народов, стран, региона и наших идей. Благодарить их – наш долг. Вдумайтесь: Всевышний Аллах, Который не нуждается в нас, в нашем поклонении и в нашей благодарности – но Он просит нас благодарить нас. Он говорит об этом в Священном Коране: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

Будьте благодарны! Если вы будете благодарны за это благо и это служение, это скажется на вас наилучшим образом даже в этом мире. Это правда, что каждый, кто стоит сейчас на их стороне, исполняет свой долг. Но когда он благодарит их и когда он проявляет преданность и искренность к ним, признавая их заслуги и целиком и полностью поддерживая их, это еще лучше. Это – подлинная человечность.

Мы должны быть преданны им именно до такой степени. Конечно же, есть и другие аспекты верности, о которых я не буду говорить, поскольку есть много людей, которым это не по силам.

С первого же часа после этого фатального исторического события – убийства этих героически павших лидеров – и в плоть до сегодняшнего дня, когда мы отмечаем первую годовщину их шахадата, мы стали свидетелями впечатляющих и великих проявлений верности. Например, с первых же часов в Исламской Республике Иран наблюдался живой и массовый отклик на это событие. Во многих провинциях и городах – особенно в региональных центрах – люди вывалили на улицы. То же самое происходило, когда привезли тела мучеников, чтобы похоронить их. Это были исторические похороны беспрецедентного масштаба. Можно даже сказать, что это были величайшие похороны в истории!

Это – проявление верности. С первого же дня о Хадж Касеме говорили все иранцы – стар и млад, во всех регионах и провинциях, чиновники, представители государства и, конечно же, его Светлости Рахбара, обычные иранцы, ученые, религиозные деятели. Они выражали ему свое почтение самым разным образом – с того дня и вплоть до сегодняшнего. Исламская Республика устами его Светлости имама Хаменеи объявила Хадж Касема Сулеймани национальным героем Ирана. Это ее официальная позиция. В Иране, стране с древней цивилизацией, звание национального героя значит многое. В некоторых арабских странах это могут воспринимать как популизм – но не в Иране. Там к этому совсем другое отношение.

В любом случае, мы стали свидетелями экспрессивного и искреннего выражения верности, любви, привязанности, благодарности, памяти, признания. Во время всех интервью и опросов иранцы говорили, что без малейших сомнений признают заслуги Хадж Касема Сулеймани перед Исламской Республикой Иран. Это так.

Конечно, это урок для всех нас, как мы должны чтить наших павших героев и наших командиров-мучеников, как мы должны отдавать им дань уважения, восхвалять их, прославлять их, выражать им свою признательность и как не разделяться в своем отношении к ним.

И мы увидели то же самое в Ираке, где была пролита эта чистая кровь и где было совершено это зловещее преступление, равно как и в Йемене, в Сирии, в Палестине, в Ливане, в Бахрейне, в Пакистане, в Индии, в Турции и во многих исламских и немусульманских странах, в Венесуэле и в других столицах мира.

Главная тема моего выступления в этой связи – Ливан. Мы должны помнить, признавать, благодарить и ценить всех тех, кто был с нами с первого дня израильского вторжения в Ливан в 1982 году. И здесь я отвечу некоторым, кто создает атмосферу и социальный климат в Ливане, и было бы не лишним упомянуть их. Мы все помним те времена. «Израиль» и израильская оккупационная армия вторглась на ливанские территории. Возникла угроза, что все ливанские территории окажутся под оккупацией, и что под удар попадет Дамаск. Иран был вовлечен в войну, развязанную против него режимом Саддама Хусейна, которого поддерживали все тираны мира и региона.

Тем не менее имам Хомейни не оставил Ливан и Сирию. Если говорить об интересах, то интересы Ирана заключались в сохранении своих командиров, солдат и вооружений, которые были необходимы ему на фронте для собственной обороны. Иран находился в изоляции – весь мир взял его в осаду. Однако же Иран не бросил в беде ни Ливан, ни Сирию.

Имам Хомейни отправил в Дамаск делегацию из высокопоставленных военных командиров из КСИР. Они встретились с сирийскими чиновниками. После этого он также отправил нам в подкрепление иранские силы. Но позже стало понятно, что «Израиль» прекратил продвигаться, «застряв» в районе Западной Бекаа, Горного Ливана и тех районов, которые он захватил в 1982 году. Остальным районам Ливана уже ничего не угрожало.

Война в конвенциональном смысле этого слова прекратилась. Враг больше не пытался вторгнуться в Сирию. А потому следующим этапом стал этап сопротивления. Некоторые иранские силы, особенно входящие в структуру КСИР, остались с нами, чтобы оказывать помощь ливанцам и готовить наших бойцов, чтобы они были способны сражаться против оккупантов. С 1982 года Иран и Сирия стали главными источниками поддержки для Сопротивления в Ливане.

Поэтому, когда я прошу ливанцев о верности, благодарности и признательности, я призываю проявлять их к тем, кто помогал Ливану освобождать свои территории, начиная с 1982 года. Вы говорите мне, что определенные арабские государства оказали нам финансовую помощь и помогли нам восстановить разрушенные здания. За последние годы они предоставили огромные суммы денег некоторым ливанцам – но не Ливану. Они снабдили их финансированием, чтобы эти ливанцы боролись против Сопротивления, плели против него заговоры и пытались добиться его изоляции. Это – тема для отдельного исследования. Кто был с ливанским народом, кто помогал ему, кто защищал его дипломатическими и политическими методами, в СМИ, на международных форумах? Кто поставлял ему оружие и обмундирование, кто открывал для него тренировочные лагеря, кто обеспечил ливанцам должную военную подготовку, кто финансировал все это, вплоть до освобождения наших земель в 2000 году? Это вполне естественно, что те, кого Освобождение 2000-го года расстроило, обеспокоило и задело, не чувствуют благодарности [по отношению к Ирану]. С 2000 года и по сегодняшний день Сопротивление благодаря «золотому уравнению» (Армия-Народ-Сопротивление) – это сила, которая защищает Ливан от израильского врага. Сопротивление – сила, стоящая на страже Ливана. Она – в числе тех, кто помогает Ливану отстоять свой суверенитет и право на существование. Мы должны признать это.

Позвольте мне сказать об этом пару слов. Вчера один из наших дорогих иранских братьев, бригадный генерал Хаджизаде, выступил с заявлением. Ливанские СМИ выдрал и его слова из контекста и исказили его. А это все потому, что в Ливане есть люди, чье политическое влияние зиждется на подлогах и передергивании.

Заголовок гласил: «КСИР: Ливан и Газа получили свои ракеты от нас, и мы находимся на передовой в противостоянии Израилю».

Что касается выпусков свежих новостей на арабском – подчеркну, что речь не о тексте на фарси, то там было сказано: «Все свои ракетные возможности Газы и Ливана обрели благодаря Ирану, и мы находимся на передовой в противостоянии Израилю». Но иранцы нигде не говорили, что они «находятся на передовой в противостоянии Израилю». Они вообще не упоминали первоочередную роль Ирана в противостоянии «Израилю». Иран поставлял ракеты Газе и Ливану, чтобы наши народы могли защищать себя.

Rahbar Suleimani1

Есть группа слабых людей, которые искажают новости, не проверив их и приписывая иранским чиновникам слова, которые те не произносили, только лишь ради медиа-хайпа.

Одна из милостей Аллаха заключается в том, что, «возможно, вы ненавидите что-то, а это – благо для вас[п1] ». Есть люди, которые безмолвствуют вот уже долгое время. Мы давно не слышали от них никаких заявлений. Но в последние два дня они проснулись, чтобы прокомментировать упомянутое заявление, где Хаджизаде говорит, что они поддерживают все народы, которые сражаются против оккупации. Таков приказ, исходящий от Верховного Лидера. Что не так с этим заявлением?

Да, мы также признаем, что Исламская Республика – одна из сил, которая поддерживает нас оружием и ракетами. Мы также признаем, что мы представляем собой единый фронт, и что Газа – один из наших фронтов. Газа является линией фронта с 1948 года. Ливан также является линией фронта с 1948-го. Но с 1948-го Ливан был линией фронта, на которой враги лишь убивали нас и наносили нам оскорбления. Они попрали наш суверенитет. Наших жандармов арестовывали прямо на наших блокпостах в приграничных деревнях. В этих деревнях постоянно устраивались акты массовой резни. Враг постоянно вторгался в воздушное пространство Ливана и в его территориальные воды. Но сегодня мы сражаемся с врагом на другом фронте.

И я говорю этим людям: если Ливан силен сегодня и если мир до сих пор говорит о Ливане и видит эту страну на карте мира, если Америка и Европа интересуются Ливаном – то это только благодаря Сопротивлению и этим ракетам. Точка.

Мы все знаем – ин ша Аллах, я еще затрону эту тему позже – какова ценность Ливана и его народа для стран региона и мира. Я также хочу сказать им, что если у Ливана и есть шанс сохранить для себя какие-то деньги, то это – выручка от продажи нефти и газа. И если кто-то дает Ливану возможность добывать нефть и газ, особенно в богатых ими морских секторах, которые расположены на юге, то все это благодаря Сопротивлению, его ракетам и его вооружениям – тем самым ракетам, которые Иран и Сирия поставили Сопротивлению.

Вдобавок к этому я хочу подчеркнуть, что вся иранская поддержка Сопротивлению в Ливане – абсолютно безвозмездная. Все сражения, в котором ливанское Сопротивление участвовало с 1982 года и вплоть до сегодняшнего дня, оно вело во имя освобождения Ливана и ливанских узников, ради защиты ливанских земель, территориальных вод и суверенитета. И так и будет впредь. Я также добавлю, что мы, вероятно, – одно из самых важных и независимых движений Сопротивления в истории человечества, которое актуально существует в Ливане. Поэтому не расходуйте понапрасну свои силы – вы ничего с нами не сделаете.

В любом случае, что касается верности [памяти и пути Касема Сулеймани – ред.] – то это обязанность для нас, ливанцев. Вот почему вполне естественно, что мы отдаем дань памяти этому событию, устраиваем приуроченные к нему мероприятия, называя некоторые наши улицы, площади, природные артефакты и институты именами Хадж Касема Сулеймани или Хадж Абу Махди аль-Мухандиса. Некоторые люди считают, что мы слишком усердствуем в этом. В прошлом, когда мы называли какую-либо улицу именем Хадж Имада Мугния, или сейида Мустафы Бадр ад-Дина, или сейида Аббаса аль-Мусави, некоторые люди излишне чувствительно реагировали на это. Почему?

Если люди уважают самих себя, если у них есть своя цивилизация, своя культура, свои собственные ценности – они непременно будут относиться к павшим героям именно таким образом. Именно так обращаются с людьми, которые служили народу, были на стороне народа, поддерживали его. Это тоже форма верности – с точки зрения этики. Но есть еще и верность с политической точки зрения. Быть верным – значит не ставить знак равенства между другом и врагом, или, по крайней мере, с теми, кто бросил и предал нас, а мы по-прежнему отказываемся считать их врагами. Иными словами, есть три типа людей. Есть враги: они плетут против нас заговоры, они соучаствуют в пролитии нашей крови, они оккупируют наши территории, они попирают наши святыни. Есть второй тип людей: они не то, чтобы враги, но они могут отречься, предать, оставить без действенной помощи или хотя бы моральной и информационной поддержки. И есть третий тип людей: они помогают, поддерживают, остаются с вами до конца – пусть даже в ущерб самим себе, они жертвуют собой ради вас. Мы не должны относиться к трем этим типам людей одинаково. Это неприемлемо ни с точки зрения разума, ни с точки зрения этики, ни с точки зрения религии – разве не так? Ни наши инстинкты, ни наша логика не могут принять такого подхода.

Мы в Ливане не можем поставить знак равенства между теми, кто поддерживал нас заявлениями, деньгами, оружием, принимали вместе с нами смерть, делили с нами трудности, помогали нам освобождать наши земли и наших пленных, превратив нас в сдерживающую врага силу – и теми, кто участвовал в заговоре против Ливана в 1982-м (и все это зафиксировано документально!), пособничал израильскому врагу на протяжении долгих лет оккупации, не предоставляя Ливану никакой помощи, и еще и убеждал израильскую сторону продолжать Июльскую войну вплоть до разгрома Сопротивления, хотя сам «Израиль» был уже изрядно истощен войной и мечтал закончить ее.

Мы не можем равнять тех, кто радовался вместе с нами нашей победе в Июльской войне, и тех, кого она не на шутку опечалила. Сегодня мы тоже не можем ставить знак равенства между теми, кто горой стоит за сильный Ливан, помогая ему отстоять его собственное право на свою нефть и свой газ, защищать свою землю и воздушное пространство от любых потенциальных угроз – и теми, кто участвует в грязных играх против Ливана, содействуя его блокаде и препятствуя тому, чтобы он получал гуманитарную помощь.

То же самое касается и Палестины: фракции палестинского Сопротивления и палестинский народ не могут считать тех, кто дает им деньги, оружие, экспертов, технологии, военных инструкторов, поддержку в медиа, на политическом, общественном и дипломатическом уровне – сполна расхлебывая последствия этого! – равными тем, кто совместно с американцами и «израильтянами» плетет заговоры против Палестины, ее народа, его святынь, палестинских беженцев, рассеянных по всему миру, не давая палестинцам получать гуманитарную помощь, вводя против них режим блокады, арестовывая людей, которые собирают гумпомощь или переводят деньги для палестинского народа – не говоря уже о тех, кто снабжает их оружием. Вполне естественно, что фракции палестинского Сопротивления и палестинский народ предан Хадж Касему и лоялен Исламской Республике Иран.

Сирия также не может поставить на одну доску тех, которые кто финансировал глобальную войну против нее и участвовал в ней, осыпая деньгами тех, которые громили, крушили, стремились расчленить ее, позволив такфиристам взять под контроль обширные территории, и тех, кто был с Сирией, поддерживая ее финансами и оружием, людьми и мучениками, проведя свои лучшие годы на полях сражений, подобно Хадж Касему Сулеймани и его братьям.

Иракцы не могут уравнять тех, кто оккупировал их территории, разрушил их страну, причастен к массовым убийствам, вверг страну в катастрофическое состояние, поддерживал такфиристские группы, отправил тысячи смертников с бомбами в Ирак, на протяжении многих лет снабжал деньгами и оружием такфиристские террористические группировки – и теми, кто пожертвовал собой, своей жизнью, своими братьями, деньгами и оружием, сражаясь на стороне иракцев, защищая их, кто помог им освободить свои земли от оккупации и изгнать игиловцев и прочих такфиристов, которые громили, жгли, убивали, резали, расчленяли. Между ними нет знака равенства.

То же самое можно сказать об Афганистане, Йемене и других странах. Одно из проявлений нашей верности – отказ уравнивать тех и других, наших друзей и наших врагов и оппонентов, справедливых и недостойных. Верность – один из столпов победы. Всевышний Аллах пригрозил, что заберет Свое благословение у тех, кто не следует им. Что касается тех, кто благодарен, то Он приумножит Свое благословение в их отношении. Они получат еще больше благословения. И, тем самым, их верность станет залогом победы. Верность – залог того, что мы сохраним себя, выживем и выстоим.

Qasem funeral1

Тем самым, это тема первоочередной важности. По этому поводу сегодня я могу сказать: да, наша Ось, наша умма, наши народы, наши движения Сопротивления, наши партии, наши государства и все, для кого важна эта битва, выразили [героически павшему Касему Сулеймани] свою искреннюю признательность, верность, восхищение, благодарность, признание, воздав должную честь и хвалу двум великим лидерам и мучениками (Касему Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандису). И мы должны продолжать эту добрую традицию. Сегодня Хадж Касем, Хадж Абу Махди и все наши павшие герои – это факелы, которые освещают наш путь, это Солнце наших героев, которое служит для нас источником света и руководства.

Второй пункт:

Второе, о чем я хотел бы поговорить – это тот эффект, который оказало это событие с момента совершения данного преступления и вплоть до сегодняшнего дня. Это событие эхом отзывалось на протяжении всего года – в чувствах и эмоциях, в военно-политических раскладах. Как мы говорим, в регионе царит большая напряженность – в странах Залива, в Ираке и в регионе в целом. Вчера «израильтяне» объявили, что они усилили уровень тревоги, и что их армия находится в состоянии повышенной боевой готовности. А все это – в связи с годовщиной убийства мученика Хадж Касема Сулеймани и мученика Абу Махди аль-Мухандиса. Сама логика событий продиктовала им это. Сегодня же в регионе идет фатальное противостояние. Давайте не будем скрывать кукиш в кармане: мы не знаем, куда в итоге придет регион, взбудораженный этим событием. Американцы, по меньшей мере, пребывают в состоянии страха и обеспокоенности. И они заявляют об этом открыто.

Наши братья в Иране также допускают, что Трамп может затеять нечто до своего ухода 20 января. Весь регион находится в напряжении и мучительном ожидании. Произошло нечто, чего уже не исправить. И я говорю вам: эффект от этого убийства всегда будет очень сильным. Здесь я хотел бы обратить внимание на очень важный нюанс, поскольку некоторые люди в Ливане и за его пределами рассуждают неправильным образом. К примеру, когда речь заходит о возмездии за мученическую смерть Хадж Касема Сулеймани, некоторые люди думают, что Иран задействует для этого своих прокси, своих друзей, своих сторонников.

Но Иран вовсе не просит об этом своих прокси, своих друзей, своих сторонников – и никогда не просил их об этом! Если Иран решит дать военный ответ, как он это сделал в Айн аль-Асад, он воплотит это в жизнь сам. Если ответ будет дан на уровне спецслужб, он ответит соразмерно содеянному.

Убийство крупного ученого-физика, мученика доктора Фахризаде было спецоперацией спецслужб. Если бы Иран хотел дать на это силовой ответ руками военных, он сделал бы это в первые же дни после этого покушения, как это произошло с базой Айн аль-Асад, по которой иранцы ударили после убийства Хадж Касема Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса. Если же друзья Ирана, которые лояльны Исламской Республике и верны памяти павших героев, возьмут на себя инициативу отомстить за это, это их личное дело и право, и это будет их собственным решением. Но я хочу, чтобы враги, друзья и аналитики знали: Иран отнюдь не слаб. Иран силен, и его военные и спецслужбы отомстят за этих мучеников в приемлемое время, в нужном месте и необходимым образом.

Некоторые люди в Ливане и в реги