Война в Судане: стратегические корни, акторы и геополитические последствия

12.06.2025 в 16:51

Cудан, страна, обладающая богатыми ресурсами и многообразием культур, вновь ввергнут в гражданскую войну. С апреля в ходе конфликта между Суданскими вооруженными силами (СВС) во главе с генералом Абдель-Фаттахом аль-Бурханом и вооруженной группировкой «Силы быстрого реагирования» (СБР) под командованием Мухаммада Хамдана Дагало («Хемедти») была разрушена инфраструктура, и миллионы людей стали перемещенными лицами, что вызвало озабоченность у международного сообщества. Тогда как эта война представляется борьбой за власть, ее корни намного глубже, и они связаны с исторической фрагментацией Судана, вмешательством иностранных сил и постколониальным авторитаризмом.

Историческая подоплека: от независимости к разделению

Судан обрел независимость от британо-египетского владычества в 1956 году. Политическая нестабильность в этой стране началась с разделением на арабо-мусульманский север и христиано-анимистический юг, которое усугубилось колониальной политикой изолированного управления тем и другим регионом. Две гражданские войны (в 1955-1972 и 1983-2005 гг.) в конце концов привели к сецессии Южного Судана в 2011 году, которая отсекла от страны значительные запасы нефти.

После десятилетий авторитарного правления президента Омара аль-Башира широкомасштабные протесты привели к его свержению. Было сформировано хрупкое гражданско-военное переходное правительство, но оно быстро ослабло на фоне политической борьбы между СВС и СБР – двумя силами, которые сосуществовали при Аль-Башире. Вспыхнувшее противостояние не дало интегрировать СБР в состав национальной армии, и к 2023 году началось открытое вооруженное противостояние.

СВС vs СБР

СВС под командованием Бурханом является официальной армией Судана. В то же время СБР образовались из ополчения «Джанджавид», которое при Аль-Башире получило легальный статус в качестве противовеса армии. Под руководством Хемедти СБР превратились в автономный центр силы, контролируя значительную часть запасов золота и пользуясь поддержкой из-за рубежа. Эта война, однако же, не является конфликтом идеологий – это борьба за власть и определение будущего Судана. Хотя обе стороны претендуют на легитимность, ни одна из них не представляет суданский народ, мечтающий о демократии.

Роль иностранных сил и Израиля

Израиль исторически сотрудничал с суданскими фракциями, желая столкнуть его с региональными соперниками. В 1980-х он поддерживал южных повстанцев через Уганду и Эфиопию, а в дальнейшем вступил в сговор с Омаром аль-Баширом, чтобы противостоять Ливии и способствовать миграции эфиопских евреев в Израиль. В ходе текущей войны Израиль коммуницирует по своим каналам связи как с СВС, так и с СБР, желая ограничить иранское влияние и укрепить региональные альянсы. В 2023 году во время своего выступления ООН израильский премьер Нетаньяху назвал Судан «благословением» для арабо-израильской нормализации.

Сегодня Израиль поддерживает тайные связи и с СВС, и с СБР. Хотя нет прямых свидетельств военной вовлеченности Израиля в их войну, его спецслужбы остаются активными в Африке, и некоторые израильские вооружения появились в зоне данного конфликта. Израиль рассматривает стабильность в Судане как необходимую часть более широкой кампании по нормализации и противостоянию иранскому влиянию в Красном море и на его побережье. В 2020 году под давлением США Судан согласился нормализовать отношения с Израилем, желая устранения своих фигур из американского списка террористов.

Видение, озвученное в 1996 году неоконсерваторами в тексте «Чистый разрыв: новая стратегия обеспечения безопасности миропорядка», подразумевало переформатирование регионального порядка в интересах Израиля. Так, в нем открыто говорится о фрагментации сильных арабских государств. Судан, исторически принадлежащий к панарабистскому и исламскому блокам, тем самым, виделся как геополитическое препятствие. Ослабление и расчленение Судана отвечает интересах тех, кто хочет обезопасить Израиль от враждебных или независимых режимов на периферии.

Соединенные Штаты

США играют здесь амбивалентную роль. В 2005 году они пролоббировали Всеобъемлющее мирное соглашение и выделили более $5 млрд на гуманитарную помощь. После свержения Аль-Башира США выступали за демократическую передачу власти и одобрил договоренности о разделении властей, которые усиливали контроль вооруженных формирований над гражданским населением. С тех пор, как началась война, США выступают с осуждением зверств, которые чинят СБР, вводят санкции и поддерживают поставку гуманитарной помощи. Ног их влияния недостаточно, поэтому они не хотят решительно вмешиваться в этот конфликт.

Коллапсирующая страна: человеческие страдания и борьба за власть

К середине 2025 года более 8 млн человек стали внутренне перемещенными лицами. Хартум лежит в руинах. Этнические чистки в Дарфуре, устроенные в основном СБР и дружественными им милициями, набирают оборот, напоминая геноцид начала 2000-х. Мирные жители страдают от голода, сексуального насилия, коллапса базовых услуг. Неоднократные соглашения о прекращения огня терпели фиаско, а региональные пертурбации создают угрозу для Чада, Южного Судана и Египта.

Эта война не столько про религиозные или этнические различия, а про вооруженное соперничество за власть и капитал. Неравенство в распределении ресурсов – особенно после того, как страна потеряла богатый нефтью Южный Судан – обострило давние обиды. Маргинальные регионы – такие, как Дарфур – уже давно отсечены от честного участия в политической и экономической жизни страны. Эти условия вкупе со слабыми государственными институтами сделали Судан уязвимым как для внутренней дезинтеграции, так и от внешних манипуляций.  

Вывод

Суданский конфликт служит иллюстрацией к опасности военных хунт и иностранного вмешательства, а также к провалу постколониального государственного строительства. И СВС, и СБР являются продуктами политической системы, которая использует силовые методы для обретения власти. Так как внешние акторы (такие, как США и Израиль) имеют свои интересы в Судане, их вовлечение – будь то через поддержку, нормализацию или стратегическое сдерживание – внесло свою лепту в эрозию суданского суверенитета и стабильности.

Мир в Судане возможен через демонтаж укрепившейся военной хунты и предоставление власти гражданскому населению. Без структурных реформ, подотчетности международным институтам и приверженности справедливому развитию Судану грозит перманентная фрагментация, которая служит стратегическим интересам внешних сил в гораздо большей степени, чем интересам народа.

Мухаммад Хаммуд

Alahed News

Фото: «Аль-Джазира»