Стратегическое высокомерие: как США идентифицируют террористические организации, исходя из своих интересов
12.12.2024 в 15:43
Соединенные Штаты уже давно позиционируют себя в качестве мирового лидера в деле борьбы против терроризма, обозначая определенные группы как угрозу миру и стабильности. Однако же несостыковки в том, как именно США определяет, кто именно террорист, а с кем можно взаимодействовать, свидетельствуют о двойных стандартах. Вместо того, чтобы жестко следовать принципу борьбы против терроризма, США в этом вопросе виляют, исходя из своих политических и стратегических интересов.
Ярким примером этого являются отношения США с Джабхат ан-Нусрой* (запрещена в России – ред.), филиалом Аль-Каиды* (запрещена в России – ред.) в Сирии. Изначально определяемая как террористическая организация, группировка впоследствии заручилась непрямой поддержкой США, когда ее цели совпали с американскими интересами в сирийском конфликте. Этот случай показывает, как США селективно называют те или иные организации террористическими, жонглируя данным понятиям, исходя из интересов собственной внешней политики. Это говорит о двойных стандартах в американской контртеррористической деятельности, и Джабхат ан-Нусра* (запрещена в России – ред.) является первичным образцом этих стандартов. Однако существуют и другие примеры американской непоследовательности в этом вопросе.
Джабхат ан-Нусра*: от террориста к союзнику
Джабхат ан-Нусру*, также известную как Фронт Нусра, США внесли в список террористических организаций в 2012 в году в связи с ее аффилиацией с Аль-Каидой* и насильственными действиями в Сирии (Википедия). Но когда разразилась сирийская война, США оказались в сложной ситуации, поскольку их интересы пересекались с Джабхат ан-Нусрой* – в частности, в деле противостояния режиму Асада. В 2016 году Джабхат ан-Нусра* переименовалась в Хайат Тахрир аш-Шам* («Организацию освобождения Леванта»), дистанцировавшись от Аль-Каиды* и начав представлять себя в качестве легитимной оппозиционной силы. Этот ребрендинг стал для США возможностью косвенным образом поддерживать данную группировку, несмотря на ее присутствие в американском же списке террористических организаций.
По имеющимся сообщениям, Соединенные Штаты снабжали оружием и логистической поддержкой так называемых «умеренных повстанцев» в Сирии, многие из которых сотрудничали с Джабхат ан-Нусрой* в ходе войны.
Бывший американский спецпредставитель по Сирии, Джеймс Джеффри, даже назвал Хайат Тахрир аш-Шам*, преемницу Джабхат ан-Нусры*, «залогом» американской стратегии в Сирии. Похожим образом, в 2016 году тогдашний госсекретарь Джон Керри признал Нусру * «тесно переплетенной» с легитимными оппозиционными группами, в силу чего ее трудно разграничить с ними. Эти заявления отражают подход, который взяли на вооружение Соединенные Штаты, поставив свои сиюминутные стратегические интересы в приоритет над борьбой с терроризмом.
Недавние события в Сирии
В сирийском конфликте участвуют разные фракции, борющиеся за контроль над территориями, тогда как США ситуативно поддерживают ту или иную группу, руководствуясь своими интересами. Благодаря своему ребрендингу Хайат Тахрир аш-Шам*, она же Джабхат ан-Нусра*, стала позиционировать себя в качестве ключевой силы, противостоящей сирийскому правительству. Несмотря на нахождение в американском списке террористических организаций, Хайат Тахрир аш-Шам* сумела войти в резонанс с интересами США – в частности, в деле борьбы против поддерживаемых Ираном ополчений.
Есть данные, что в силу этого совпадения интересов США обеспечивали Хайат Тахрир аш-Шам* логистикой и разведдаными, несмотря на официальный террористический статус данной организации. Это отражает сложность геополитических альянсов и противоречия в американской политики противодействия терроризму в свете стратегических интересов США в регионе.
Другие примеры двойных стандартов
Афганские моджахеды
В 1980-х Соединенные Штаты поддержали моджахедов в Афганистане, назвав их «борцами за свободу» в их войне против Советского Союза, что соответствовало геополитическим интересам США. Посредством законспирированной операции, известной как «Операция Циклон», США поставляли моджахедам оружие и финансовую помощь, участвуя в их военной подготовке. Каналом для этого взаимодействия служили спецслужбы Пакистана. В этом вопросе Соединенные Штаты руководствовались не приверженностью свободе и демократии, а стратегической целью противостояния советскому влиянию в ходе Холодной войны.
Но когда Советский Союз вывел свои войска из Афганистана, и интересы США в регионе поменялись, эти бывшие союзники были быстро реклассифицированы в террористическую угрозу безопасности и превратились во врагов Соединенных Штатов.
Эта быстрая перетасовка отражает флуктуации в американской внешней политике, где альянсы часто формируются на основе краткосрочных стратегических целей, а не на жестких принципах.
Контрас в Никарагуа
В 1980-х США поддержали Контрас, повстанческую группировку в Никарагуа, в их попытках свергнуть правительство сандинистов. Хотя Контрас позволяли себе попрание прав человека и террористические акции, они получили содействие со стороны американцев. Эта поддержка была продиктована борьбой с коммунизмом в Латинской Америке, что вновь и вновь отражает несостоятельность американского подхода к классификации террористических организаций.
Американская поддержка Израиля
Селективный подход США распространяется не только на организации, но и на режимы. Называя ХАМАС и Хизбаллу террористическими организациями, Соединенные Штаты оказывают безоговорочную поддержку Израилю, несмотря на массовые убийства мирных жителей. К примеру, оружие американского производства используется в ходе израильских авиаударов по Газе и Ливану, которые Amnesty International критикует как непропорциональное применение силы, входящее вразрез с международным гуманитарным правом.
Несмотря на эти акты насилия, США продолжает поддерживать Израиль, потому что он является их стратегическим и политическим союзникам. Хотя эта поддержка противоречит самим же американским законам – таким, как Закон Лихи, который запрещает оказывать помощь иностранным вооруженным силам, если они позволяют себе нарушать права человека.
Саудовская Аравия и права человека
Отношения США с Саудовской Аравией является еще одним очевиднейшим образцом двойных стандартов. При том, что Саудовская Аравия вела разрушительную войну против Йемена – включая беспощадные бомбардировки и провокацию гуманитарного кризиса – США оказывали саудитам военную поддержку и дипломатическое прикрытие. США уделяют внимание жестокостям групп, которые они определяют как террористические, однако закрывают глаза на жестокость, если это диктуют их стратегические интересы, включая торговлю нефтью и вопросы региональной стабильности.
Саддам Хусейн и ирано-иракская война
Во время ирано-иракской войны в 1980-х Соединенные Штаты оказывали существенную поддержку режиму Саддама Хусейна, включая экономическую помощь, разведданные и технологии двойного назначения. Эта поддержка была частью более широкой стратегии борьбы с постреволюционным Ираном. Когда война закончилась, США быстро превратились в противников Саддама, обвинив его в нарушении прав человека и распространении запрещенных видов оружия. Это привело к войне в Персидском заливе и последующим конфликтам.
Заключение
Американский подход к идентификации террористических организаций основан на двойных стандартах. Кейс Джабхат ан-Нусры*, а также такие исторические примеры, как поддержка афганских моджахедов, Саддама Хусейна и Контрас, служат демонстрацией, как стратегические интересы зачастую определяют позицию американцев в вопросе о борьбе с терроризмом. Похожим образом, отношения США с Израилем и Саудовской Аравией отражают тенденцию закрывать глаза на акты попрания прав человека, если это отвечает широким геополитическим целям Соединенных Штатов. Хотя этот подход приносит краткосрочные выгоды, он входит в клинч с международными нормами, подпитывает экстремизм и высвечивает лицемерие США в их риторике о борьбе с терроризмом. Чтобы поддерживать кредит доверия к себе и соответствовать мировым стандартам, США должны соизмерять свои стратегические интересы с состоятельной и принципиальной позицией по терроризму.
Мухаммад Хаммуд