• Главная
  • Палестина
  • Сопротивление израильской оккупации как метод психотерапии оккупированного сознания

Сопротивление израильской оккупации как метод психотерапии оккупированного сознания

03.02.2022 в 17:55

Израиль установил режим военной оккупации, поселенческого колониализма и апартеида над множеством фрагментированных палестинских сообществ, тем самым создав и постоянно подпитывая условия для усугубления соматических и психических заболеваний.  Израильская политика наносит палестинцам прямой физический и психологический ущерб, ввергая их в состояние стресса, нарушая безопасную среду их жизни и создавая для них многочисленные риски, связанные с разрушением сферы медицинской помощи. Она также наносит непрямой вред в виде препятствования экономическому росту, нормальному функционированию общества, усилиям по развитию медицинской сферы и доставке лекарств.

Согласно озвученным данным, среди всех стран Восточного Средиземноморья Палестина выбилась в лидеры по смертности от психических заболеваний (Charara, 2017). Для палестинского здравоохранения психические расстройства являются одним из главных вызовов, поскольку их всплеск наблюдается на фоне хронической оккупации и уязвимости для насилия (ВОЗ, 2019). По оценкам авторов Обзора гуманитарных потребностей за 2020 год, в оккупированной Палестине насчитывается полмиллиона взрослых и детей, которые страдают от легкого, средней тяжести и тяжелого психосоциального стресса и психических расстройств. Нет сомнений, что бремя израильской оккупации вредоносно для психики палестинцев.   

Однако же в данном исследовании нет данных о том социальном вреде, который, помимо индивидуального ущерба, отражается на наших взаимоотношениях внутри общества и с окружающими.

Оккупация бьет не только по телам и мозгам тех, кто пострадал от нее в индивидуальном порядке. Она наносит удар по «социальной фабрике», по нормам, по символам, по коллективной идентичности палестинцев.

Множественные последствия оккупации включают себя проникшее на все уровни угнетение, превалирование недоверия друг к другу внутри общества, низкий уровень уверенности в себе и низкую самооценку. В дальнейшем нас ждут последствия в лице утраты субъективности и процесса самообъективации, потери смысла на уровне общества, осознания собственной неэффективности и никчемности, принятия статуса пассивной жертвы, неспособности нормально функционировать и добиваться успехов в коллективе.  

Палестинское сопротивление проявляет себя в разных формах – от написания лозунгов на стенах до запускания ракет – и обычно за этим стоят индивидуумы, действующие от имени некой целостной группы. Мы не можем игнорировать влияния сопротивления на коллективном уровне, поскольку у сопротивления есть потенциал остановить порожденную гнетом эмоциональную эрозию в сообществе. Сопротивление может стать для людей стимулом, благодаря которому на смену беспомощности придет надежда.

Палестинское сопротивление коренится вовсе не в расизме или национальном шовинизме, не в политических или экономических интересах; оно произрастает из глубин психики, из потребности в когнитивной когерентности взамен когнитивного диссонанса, в активном противодействии угнетению посредством борьбы за справедливость и истинной эмпатии к другим угнетенным. Это сопротивление несет в себе моральный, символический и духовный посыл, и это исключительно важно для тех, кого лишили их прав на материальные блага.

Сопротивление обладает гуманизирующим воздействием, оно направлено против динамики объективации как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Палестинцы воспринимают его как свое законное человеческое право и моральный долг. Мы можем дискутировать о формах этого сопротивления, о сроках достижения наших целей, но все это должно оставаться в рамках внутрипалестинского спора. Мы не можем обсуждать это с другими, особенно с теми, кто никогда не поддерживал нас и никогда не защищал наши права.

Люди часто спрашивают: «Не приводит ли сопротивление к обратному эффекту и к еще большим потерям среди палестинцев?». Как я об этом всегда писала, в ходе израильской агрессии против Газы были убиты и ранены сотни людей всех возрастов, их дома и объекты инфраструктуры были разрушены; как я об этом писала, палестинские ракеты наносят куда меньше ущерба Израилю (как материального, так и человеческого); как я об этом писала, трое из моих коллег были убиты вместе с их детьми и похоронены под руинами своих домов в Газе; как я об этом писала, вооруженные израильские поселенцы бродили в окрестностях моего дома и пуляли из оружия по дому, где живет моя семья.

Я понимаю, однако же, что сопротивление угнетенных не подлежит обычной калькуляции рисков и прибыли, как это происходит в бизнесе и экономике. Его нельзя судить лишь по конечным результатам. Путь сопротивления ценен сам по себе, даже если мы не достигаем желаемых целей. Цель этого сопротивления – достойная жизнь, а не смерть. Недавно в Иерусалиме палестинские протестующие и израильские поселенцы недавно вышли каждые на свой митинг, стоя друг на против друга и скандируя лозунги – палестинцы кричали: «Свобода, освобождение!», а израильтяне – «Смерть арабам, жгите их деревни!». Помимо этого, мотивация, скрывающаяся за сопротивлением угнетению, несет в себе позитивный образ воображаемого будущего и ожившей надежды на свободу.

Более того, не только палестинское сопротивление является лекарством от коллективной травмы палестинского народа – международная солидарности также является целительной и терапевтической как для палестинцев, так и для тех, кто их поддерживает. Солидарность нивелирует обесценивание человечности палестинцев, она способствует признанию их чувств и субъективности, она подпитывает их, вдохновляя их на действенные перемены. У нее также есть потенциал создать глобальное движение за справедливость.  

Это очень постыдно, что некоторые называющие себя демократическими правительства – такие, как французское – не дают выходить на демонстрации солидарности с Палестиной, арестовывают их организаторов и штрафуют участников. Несмотря на это, сегодня палестинское Сопротивление – это прекрасное порождение борьбы против угнетателей. И оно должно расцвести как внутри, так и за пределами оккупированной Палестины.

Доктор Самах Джабр

Врач-психиатр, психотерапевт

Middle East Monitor