Сейид Наср-Аллах: «Тир – город Сопротивления, родина имама Мусы Садра»

23.04.2018 в 00:30

SHN Tyre2

В субботу 21 апреля Хизбалла провела очередной предвыборный митинг. На этот раз он прошел в знаменитом своими достопримечательностями приморском городе Тир (по-арабски Сур). Как всегда, митинг был красочным и пестрел лимонно-желтыми знаменами. Обращала на себя внимание и особая организованность, и забота о людях, которым предусмотрительно приготовили стулья, не заставив их целый час стоять, слушая речь сейида Хасана Наср-Аллаха. А в своем выступлении он коснулся как роли Тира в истории Сопротивления, так и насущных экономических проблем, деятельности движения «Аль-Мустакбаль» и изъянов системы конфессиональных квот, учрежденной в Ливане по итогам соглашений в Таифе, положившим конец 15-летней гражданской войне.

Город Тир и его боевая слава

Сейид Хасан Наср-Аллах начал свою речь с поздравлений с целой чередой шиитских праздников, выпавших на эти выходные – с днем рождения третьего имама шиитов Хусейна (мир ему), четвертого имама Али Зейн аль-Абидина ас-Саджада (мир ему) и сводного брата Имама Хусейна (мир ему) Абу-ль-Фадля Аббаса (мир ему), прославившегося тем, что пытался донести бурдюки с водой из Евфрата в осажденный лагерь восставшего Имама, за что язидовские головорезы сначала отрубили ему руки, а затем убили.

Сейид Наср-Аллах продолжил перечислением имен героев и основателей ливанского Сопротивления, которых можно назвать поистине достойными продолжателями линии Кербелы – и все они родились в Тире. Это и Абд аль-Хусейн Шарафуддин, и имам сейид Муса Садр, и сейид Аббас аль-Мусави, бывший генеральным секретарем Хизбаллы до сейида Хасана Наср-Аллаха. Вспоминая своего друга, сейид Хасан отметил, что сейид Аббас учился в хаузе (шиитской религиозной академии) Тира и свои лучшие годы провел именно в этом городе – городе, где совместно проживают христиане и мусульмане, шииты и сунниты.

Сейид Наср-Аллах напомнил, что в свое время Тир распахнул свои врата для несчастных палестинцев и сирийцев, изгнанных из своих домов и со своих земель в 1948 г. после учреждения оккупационного сионистского государства. Затем город дал Ливану много бойцов и мучеников, сопротивлявшихся оккупации – как из движения «Амаль», так из Хизбаллы. Тир дал Сопротивлению таких мучеников, как Ахмад Касыр, совершивший свою героическую диверсию против оккупантов 11 ноября 1982 г., и Хасан Касыр, ударивший по ним в 1985 г. И это, подчеркнул лидер Хизбаллы, заложило основу для всех будущих побед.

Затем же, напомнил сейид Наср-Аллах, в апреле 1996 г. Израиль учинил против Ливана 16-дневную агрессию. Война началась 11 апреля и закончилась 27 апреля. Целью этой агрессии был тогдашний военный руководитель Сопротивления – сейид Мустафа Бадр ад-Дин (сейид Зульфикар, освободитель Пальмиры, впоследствии мученически павший в Сирии – ред.). Сионисты жаждали убить его. Однако, напротив, война быстро завершилась подписанием Апрельских соглашений, невыигрышных для врага. И, по словам сейида Наср-Аллаха, именно эти соглашения проложили дорогу к поворотной победе 2000 г., в результате которой весь юг Ливана был освобожден от сионистской оккупации.

Проект имама Мусы Садра

Тир является родиной имама Мусы Садра – знаменитого ливанского шиитского религиозно-политического деятеля иранского происхождения, основателя «Движения обездоленных» (Харакат аль-Махрумин). Сейид Наср-Аллах восхищался им в юности, а ныне настоятельно рекомендовал всем учителям, ученым, деятелям культуры и родителям рассказывать детям об истории этого движения.

Лидер Хизбаллы напомнил собравшимся, что в 1949 г. сионисты начали активно вытеснять палестинцев – как мусульман, так и христиан – в южный Ливан. Были пролиты реки крови, изгнание обернулось десятками убитых и раненых. Однако же ни ливанское государство, ни ливанская армия палец об палец не ударили, чтобы защитить палестинцев – государство просто отсутствовало. И хотя имам Шарафуддин официально обращался к тогдашнему президенту Бишаре эль-Хури с просьбой заступиться за палестинцев – государство оставило его прошение без внимания.

Imam Musa Sadr2

Имам Муса Садр

Палестинцы же осели в районе Джебель-Амиль, и ни в чем не повинные женщины и дети жили там в нищете и нужде, в перманентном страхе. А ливанское государство и ливанская армия, еще раз повторил сейид Наср-Аллах, продолжали безмолвствовать. Сейид Шарафуддин написал им несколько писем – они не отозвались. Тогда он взял изгнанных палестинцев под личную опеку.

В государстве, меж тем, был непочатый край проблем. Обездоленные и крайне бедные люди жили повсеместно – на юге, в долине Бекаа, на севере страны. Их проблемы взялся решать имам Муса Садр, учредивший общеливанское народное движение за конфессиональную и социальную справедливость, активно действовавшее по всей стране, начиная с 60-х и вплоть до 1978 г. Имам Муса Садр обращался к государству с призывом решить социально-экономические проблемы этих людей, защитить женщин и детей от посягательств сионистов. И снова государство не реагировало.

И тогда люди решили сами взять в руки оружие и оборонять юг Ливана своими силами. «Это история, которая задокументирована, — подчеркнул сейид Наср-Аллах, — юг и его жители ждали государство и армию с 1948 г., но они не пришли на помощь». В 1975 г. сейид Муса Садр начал создавать вооруженные отряды Сопротивления, не зависящие от государства. Объятая энтузиазмом молодежь начала стекаться в тренировочные лагеря, и все смотрели на имама Мусу Садра с надеждой. Это была бедная, обездоленная молодежь, пик самоорганизации которой под знаменами имама Мусы Садра пришлась на 1975-76 гг. Государство никак ей не помогало. А армия пришла на южноливанские рубежи только после июльской войны 2006 г. Что до руководства Сопротивления, то, по словам сейида Хасана Наср-Аллаха, «оно с самого начала взяло на себя ответственность за оборону страны и защиту людей», в то время как «государство было безответственно и лишь поворачивалось спиной [к врагу и народу]».

«Люди взяли в руки оружие, чтобы защитить свою страну, — пояснил сейид Наср-Аллах, — у нас не было иного выбора, иначе нас ждала смерть, сдача наших земель сионистам и непрекращающаяся оккупация. А благодаря Сопротивлению мы обрели настоящую силу».

Он говорил все более и более эмоционально, мысленно словно возвращаясь в те времена своей безумной и прекрасной молодости, наполненной борьбой и страстным стремлением к освобождению от оккупации.

«И мы можем теперь сказать сейиду Шарафуддину: унижение и бедность не вернулись в Джебель-Амиль! Отдались от нас, унижение!».

Собравшиеся начинают воодушевленно скандировать этот лозунг: «Отдались от нас, унижение!» («Хайхат минна-з-зилля!»). Это знаменитый шиитский лозунг, провозглашенный при Кербеле самим Имамом Хусейном (мир ему) – и с тех пор истинные шииты Хусейна несут его, словно обагренное кровью знамя непокоренного восстания, передавая все новым и новым поколениям героев.

SHN Tyre

 Предвыборный митинг Хизбаллы в Тире

«И мы можем сказать сейиду Мусе Садру: Сопротивление теперь обладает и возможностями, и силой, и людьми, и умами, и технологиями, и ракетами, способными поразить любую цель на территории врага!» — воскликнул сейид Хасан Наср-Аллах, добавив: «Эти победы – заслуга вашего народа, ваших мучеников, их крови и их преданности. Весь мир – ливанцы и не ливанцы – знают это. И мы не можем отречься от этого. Сопротивление – это не то, через что мы можем переступить. Это наша жизнь, это основа нашего существования и нашего достоинства».

«А потому, — сейид Наср-Аллах совершил плавный логический переход, — вы должны помогать ему, то есть прийти на выборы 6 мая. Это показатель вашей верности мученикам и имаму Мусе Садру. Пусть все видят, что весь юг – и Тир, и Набатийя, и Захрани – поддерживают Сопротивление».

Что движение «Мустакбаль» сделало для Ливана?

С этого вопроса сейид Хасан Наср-Аллах начал обсуждение уже собственно насущной предвыборной, а не военно-исторической тематики.

«В последнее десятилетие сложилось так, что движение “Аль-Мустакбаль” занималось вопросами экономики и финансов, а Хизбалла – Сопротивлением. И Хизбалла четко может сказать: “Вот это наши достижения. Мы защитили наши земли” – это видно невооруженным глазом. Везде воцарились безопасность и мир, которых здесь раньше не было. Наши достижения – это величие, достоинство и сила. А каковы ваши достижения в сфере экономики, движение “Аль-Мустакбаль”?».

Сейид Наср-Аллах не смог сдержать смеха и сам же ответил за оппонентов:

«В экономике у нас глубочайшие проблемы. Внешний долг Ливана составляет 80 млрд. $. Сельское хозяйство – в наихудшем состоянии, промышленность – ровно там же. И это не эмоции, а реалии». Политику «Аль-Мустакбаль» в области экономики он в итоге назвал полным провалом, призвав политиков наконец-то взять на себя ответственность за вверенную им сферу.

«Это значит, что новое правительство должно подойти к этим вопросам иначе, — пояснил сейид Хасан Наср-Аллах, — должен быть выработан целостный подход к экономике. Сейчас такого целостного проекта нет. Необходимо министерство планирования. Необходимо общее экономическое видение. У нас же есть стратегия обороны страны – и здесь точно так же нужен четкий план и ясное понимание».

Следующий пункт, на котором лидер ливанского Сопротивления остановился особо – это пресловутая коррупция в госструктурах, о которой он уже подробно говорил ранее, когда обнародовал предвыборную программу Хизбаллы. И здесь он уже не удерживал себя от смачного сарказма в отношении панически-истерических иранофобских выплесков оппонентов.

«Коррупция в госструктурах – вот проблема! А вы все кричите о “противостоянии персидскому проекту”. Где он, персидский проект? Мы слышим возгласы: “Защитим арабскую идентичность Бейрута! Защитим арабскую идентичность Ливана!”. Что это такое – эта ваша арабская идентичность? Что такое ЛАГ сегодня? В нем нет ни [настоящих и стоящих] государств, ни вообще чего-либо. И это не эмоции, а реалии. А нам необходимо сильное государство, которое возьмет на себя ответственность, чтобы покончить с коррупцией. У депутатов были для этого все полномочия – и ничего не делалось. Необходим план по борьбе с коррупцией. Необходимо публичное обсуждение проблемы. Дискуссия, люди, директивы».

Изъяны системы конфессионализма

BinSalman Hariri

Лидер движения «Аль-Мустакбаль» и его партнеры по решению экономических проблем Ливана

Далее сейид Хасан Наср-Аллах коснулся соглашений в Таифе, повлекших за собой учреждение нынешних конфессиональных квот на все, начиная с должностей в руководстве государством и заканчивая распределением природных ресурсов. Хизбалла давно критикует эту систему как несправедливую и потенциально опасную для страны. Сейид Наср-Аллах выразился еще жестче, отметив, что эта система «чревата катастрофой», и призвав ливанцев к обсуждению этой проблемы.

Он подверг резкой критике дележку природных ресурсов сообразно конфессиональному принципу, обрисовав эту систему в наглядных образах. «Эта река – шиитам, эта река – суннитам, эта – христианам, а эта – друзам, — усмехнулся он, — рекой Литани, к примеру, пользуются все, но она считается шиитской».

С точки зрения лидера Хизбаллы, эта ситуация никуда не годится, а особенно она опасна, когда речь пойдет о дележе таких ископаемых, как нефть и газ. По его глубокому убеждению, вода, нефть и газ не должны распределяться по конфессиональным квотам – они, равно как и секторы производства, должны принадлежать всему народу вне зависимости от религиозных различий.

«Это не способствует единению народа…Разве страна и ее экономика нуждаются в разделении подобного рода? Разве это служит щитом от притязаний США, Израиля? Нет, это источник нашего разделения. Это большая проблема. Соглашения в Таифе противоречат принципам национального согласия. И это способно привести к катастрофе».

Особенно болезненно, по примечанию сейида Наср-Аллаха, система конфессионализма бьет по университетам и системе образования. Он подчеркнул, что университеты должны быть общенациональными, а ученые в них должны занимать должности сообразно своим академическим достижениям, а не конфессиональным квотам.

«Ливан нуждается в правительстве национального единства», — отметил сейид Наср-Хасан Аллах, — «нельзя никого преследовать [по религиозному признаку]».

В этой связи он указал на взаимопонимание и тесное сотрудничество между двумя шиитскими движениями – «Амаль» и Хизбаллой. Он подчеркнул, что в некоторых округах Сопротивление представляют кандидаты от «Амаль», а в некоторых – от Хизбаллы: «И это значит, что кандидат от “Амаль” представляет Хизбаллу, а кандидат от Хизбаллы представляет “Амаль”».

SHN Berri1

Сейид Хасан Наср-Аллах и Набих Берри

В финале своей речи сейид Хасан Наср-Аллах вновь настоятельно попросил всех сторонников Сопротивления 6 мая быть в стране и голосовать.

«Голосуя, вы избираете в том числе и будущего спикера парламента», — и в этой связи лидер Хизбаллы особенно тепло подчеркнул заслуги нынешнего спикера Набиха Берри, который, к слову, возглавляет парламент ровно столько же, сколько сейид Хасан Наср-Аллах – Хизбаллу: с 1992 года. И сейид Наср-Аллах напомнил, что в 2005-2006 гг. именно этот спикер «спас страну от смуты».

«Мы нуждаемся в каждом вашем голосе, — подытожил он, — и это будет голос за исламское единство, за мирное сосуществование мусульман и христиан, за решение палестинского вопроса, за противодействие врагу».

Анастасия (Фатима) Ежова