Роман «Шип и гвоздика»: Яхъя Синвар написал историю собственной жизни

06.11.2024 в 16:14

С момента основания организации ХАМАС лидеры движения становились мучениками от рук израильтян: шейх Ахмад Ясин, Абд аль-Азиз ар-Рантисси, Исмаил Хания и вот теперь Яхъя Синвар. Все они понимали, на что идут.

Палестинские организации Сопротивления устроены так, чтобы выдерживать смерти своих лидеров, в чьих выступлениях часто звучит тема шахадата.

Яхъя Синвар не был исключением. Во многих своих интервью Синвар говорил, за что стоит умереть: за свою страну, за свое движение, за свои принципы и за свою веру. Цитируя Имама Али (мир ему), Синвар сказал в своей речи: «В жизни человека есть два дня. Это день, когда смерть – не твоя судьба, и день, в который смерть – твоя судьба. В первый день никто не сможет повредить тебе, а во второй день никто не сможет спасти тебя».

Он также говорил, что больше боится смерти от сердечного приступа или от коронавируса, чем смерти в бою.

Большую часть биографии Синвара – включая тот смысл, который он приписывал событиям своей жизни – можно узнать из его романа «Шип и гвоздика». Написанный в тюрьме и нелегально переправленный оттуда – из тюрьмы, куда Израиль поместил его на пожизненного – роман исполнен инсайтов, раскрывая, как именно Синвар смотрел на этот мир, и исходя из какой перспективы он построил движение Сопротивления.

Главный герой его романа, Ибрахим, родился в 1960-м (сам Синвар был рожден в 1962-м) и решил учиться в Газе (как и Синвар, который изучал литературу в Исламском университете). После этого герой остается в Газе и включается в борьбу, несмотря на возможность продолжать образование, живя в изгнании.

Семейная жизнь, жизнь в кампусе, религиозная жизнь, работа, тюрьма и жизнь на благо Сопротивления – вот что описывается в романе. Герои романа, принадлежащие к разным фракциям, спорят друг с другом на тему переговоров либо сопротивления. Автор описывает израильские методы инфильтрации и сбора разведывательной информации, размышляя над ошибками Сопротивления и раскрывая детали его операций.

Книга была завершена в 2004 году. Возможно, неожиданно, поскольку автор отбывал несколько пожизненных сроков, роман вошел в библиотеку бойца, став документальной хроникой, которая может оказаться полезной для следующих поколений: от деталей повседневной жизни до того, как действуют оккупанты или чего ждать в тюрьме. Или как скоротать в ней время.

«Моральный долг»

Несмотря на планы израильтян, Яхъя Синвар не умер в тюрьме и стал одним из тысячи палестинских узников, освобожденных в рамках сделки об обмене пленными в 2011 году.

Он вошел в руководство ХАМАС в Газе в 2017 году и направлял своих последователей сквозь бурные годы борьбы. В 2018 году в контексте ненасильственного Великого Марша Возвращения, подавленного Израилем, он дал интервью итальянской журналистке Франческе Борри о событиях последних пяти дней, приведя свои аргументы и описывая те надежды, которыми ХАМАС жил на протяжении долгосрочного режима прекращения огня (это была стержневая тема в политической жизни Синвара»).

«Вы когда-нибудь видели фотографии из Газы 1950-х? Когда летом все приезжали туда на выходные?» – спросил Синвар журналистку.

«Около 45 % населения здесь младше 15 лет. Они даже не знают, что такое ХАМАС, что такое сионизм. Вечерами они бродят вдоль моря и задаются вопросом, каков мир там, по ту сторону волн», – отметил Синвар.

Синвар рассказал Борри о своем долге перед узниками: «Для меня это моральное обязательство: я приложу все свои усилия, чтобы освободить тех, кто по-прежнему находится в застенках».

В другом важном интервью корреспонденту Vice Хинд Хассан, которое он дал после войны 2021 года, Синвар сравнил расизм, который практиковался в отношении черного американского населения, с тем, что переживают сегодня палестинцы.

Он вернулся к теме долгосрочного режима прекращения огня, но напомнил интервьюеру, которая критиковала использование ракет и обвиняла ХАМАС в военных преступлениях, о человечной природе Сопротивления.

«Что нам делать? Поднять белый флаг? Этого не произойдет», – подчеркнул Синвар.

«Должны ли мы стать бессловесными жертвами, чтобы нас просто вырезали? Чтобы нас переубивали, а мы не издали бы ни звука? Это невозможно. Мы решили защищать свой народ при помощи того оружия, которое у нас есть».

В конце войны 2021 года Синвар бросил свой знаменитый вызов израильтянам, предложив им убить его. Находясь на публичной пресс-конференции, он отметил, что сейчас пойдет к себе домой, и что его местоположение известно, и что, если они решат нанести по нему удар, он никуда не прячется.

Прибыв домой, он запостил знаковую фотографию, на которой он сидит в плюшевом кресле на руинах.

Израильский геноцид развеял длительно существовавшие у многих иллюзии по поводу прав человека, международного законодательства, свободы слова, дипломатии, прогрессивной политики и профессиональной этики – всего того, что стало обслуживать интересы Израиля на Западе.

Непокоренный

Как и многие журналисты в этом году, Сеймур Херш – американский репортер, располагающий широким спектром инсайдерских источников, которые позволили ему пролить свет на такие истории, как массовое убийство в Сонгми (резня в Ми Лае), Абу Грейб и «Северный поток», на протяжении своей длинной журналистской карьеры – запятнал свою репутацию, распространяя за деньги ложь по поводу израильского геноцида.

Вскоре после 7 октября 2023 года Херш сообщил своим читателем, что по поводу больницы «Аш-Шифа» «израильская разведка давно располагала данными, что там находится оплот ХАМАС, и, возможно, последний существующий командно-контрольный центр ХАМАС в городе Газе». В ноябре 2023 года Херш написал, что наземная операция «оказалась легким делом» для Израиля, потому что он в ней «в сущности, победил».

Но, по словам Херша, Яхъя Синвар покинул север и «возможно, окружит себя заложниками в любой финальной конфронтации», усложнив ситуацию для израильтян, которые хотели убить его. По мнению Херша, Израиль очень заботит судьба этих заложников. «Израиль пытается вести переговоры по освобождению заложников», — цитирует Херш израильские инсайдерские источники, заключая: «Но ХАМАС должен первым сдаться и выпустить заложников».

Никакого бункера под больницей «Аш-Шифа» не было. Яхъя Синвар был на земле и сражался с израильтянами, а не сидел в бункере вместе с заложниками. И он не сдался.

В финальной сцене «Шипа и гвоздики» Ибрахим звонит рассказчику, Ахмаду, и говорит ему, что у него было видение: «Я увидел, что я держу пост, и что Пророк Мухаммад (с) говорит мне: “Твой ифтар сегодня будет с нами, Ибрахим”, как будто бы он ждал меня». Ахмад понимал, что Ибрахим имеет в виду, и опечалился. Но Ибрахим успокоил его: «Не паникуй, Ахмад. Я принимаю все меры предосторожности, но не могу отклонить столь почетное предложение».

Предчувствия Ахмада сбылись: Ибрахим стал мучеником в результате авиаудара по его машине.

И вот, проведя свою молодость в Сопротивлении, получив пожизненный тюремный срок, чудом освободившись в результате сделки об обмене пленными, став лидером движения ХАМАС в Газе, считаясь главным архитектором операции 7 октября 2023 года – целью которой было захватить большое количество израильских пленных, чтобы обменять их на тысячи палестинских узников и исполнить перед ними свой моральный долг, подняв вопрос об освобождении Палестины на международном уровне – Синвар принял смерть в битве с израильтянами, как и главный герой его романа.

Он не окружил себя заложниками и не покорился – оказалось, что это не более, чем клевета, изобретенная его врагами, чинящими нынешний геноцид. Для тех, кто хочет понять его, нельзя игнорировать факт: Яхъя Синвар сам написал историю своей жизни.

Жюстин Подур, автор книги «Прорыв блокады» – романа, изданного в 2019 году, в котором палестинцы Газы побеждают в войне и освобождают свою землю. Она ведет подкаст AntiEmpire Project на YouTube, включая выпуски о Газе War Sit Rep и военные сводки за каждую неделю.

The Electronic Intifada