• Главная
  • Аль-Кудс
  • Палестина, Аль-Кудс и исламская умма: история оккупации и борьбы

Палестина, Аль-Кудс и исламская умма: история оккупации и борьбы

18.05.2020 в 23:13

Quds ancient3

Хорошо известно, что накануне Первой мировой войны во время правления султана ‘Абд аль-Хамида группа влиятельных сионистов выступила с предложением продать им Палестину, чтобы евреи со всего мира могли поселиться там. Ответ, данный им султаном, говорит о том, что даже у тиранического османского правителя сохранялись остатки исламской сознательности и энтузиазма. Вот что сказал сионистам ‘Абд аль-Хамид: «Пока я жив, я предпочту вонзить в себя меч, нежели увидеть Палестину отсеченной от государства Ислама и отданной кому-то. Этого никогда не будет, я не дам расчленять наши тела, в то время как они дышат жизнью». После того, как османам не удалось завоевать Вену, появились признаки постепенного заката Османской империи. Одновременно с военными и политическими поражениями османов европейцы развязали против них психологическую войну, принявшись описывать османское правление как «больного человека Европы».

В эту «эпоху вооруженного мира», когда все европейские правительства готовились к ожидаемой тогда полномасштабной войне, Англия, Франция и царская Россия, находившиеся в конфликте с Германией и Австрией, подготовили почву для расчленения Османской империи, поскольку она была союзником Германии. В 1913 году английский и французский послы приложили множество усилий к заключению так называемого «Константинопольского соглашения» между Ираном и османами. Первой причиной подписания данного соглашения были многократные посягательства османской армии на иранские земли в первые годы Конституционного движения в Иране, в результате чего Иран предъявил жалобы. Усилия двух колониальных и получивших дурную славу держав по подведению сторон к соглашению были в некотором роде удивительны. Спустя год после этого, в 1914-м – незадолго до начала Первой мировой войны – они внесли в Константинопольское соглашение изменения, добавив в него дополнительные условия.

После начала войны и после поражения османов и соответствующих мер, принятых французами и англичанами, стало ясно, что их усилия по охране восточной границы Османской империи и Ирана были частью «дорожной карты» по оккупации османских владений после низвержения данной династии и по подготовке почвы для возведения новых границ на Ближнем Востоке. В 1916-м, в разгар Первой мировой войны, было подписано соглашение Сайкса-Пико, представителей Англии и Франции, придавших новому территориальному делению Ближнего Востока официальный статус. В 1917 году устами тогдашнего британского премьер-министра Англия объявила о том, что ее правительство считает своим долгом поселить евреев в Палестине.

В 1918-м Первая мировая война завершилась поражением османов и немцев. Когда лорд Алленби – английский генерал – вошел в Бейт аль-Мукаддас в Иерусалиме, он сделал историческое заявление, показав подлинное лицо западных агрессоров. Он сказал: «Сегодня крестоносцы восторжествовали». Это означает, что они затаили внутри себя злобу – в силу чувства сатанинской преемственности – за то, что крестоносцам было нанесено унизительное поражение. Оккупировав Святую Землю, они избавились от этого комплекса исторического унижения.

Однажды Хафез Асад, покойный президент Сирии, рассказал мне историю о потаенной злости крестоносцев. Он сказал: «Когда генерал Гуро, один из французских командиров времен Первой мировой войны, вошел в Дамаск, он отправился на могилу Салах ад-Дина Айюби, сокрушителя крестоносцев, ткнул в нее пальцем и воскликнул: “Салах ад-Дин, мы вернулись!”».

После окончания Первой мировой войны была сформирована Лига Наций. Целью ее создания было заявлено так называемое «установление мира и безопасности во всем мире», дабы не дать агрессорам развязать еще одну войну, а на деле определенные силы хотели защитить свои интересы в послевоенную эпоху. Чуть позже Лига Наций вверила Англии попечительство над Палестиной. Это означает, что Лига Наций легитимировала оккупацию первой киблы мусульман Англией, и Англия постепенно начала претворять эту задачу в жизнь. При содействии правительств Запада и советского правительства они начали переселять евреев в Палестину. Они принуждали мусульман покидать земли, где жили поколения их предков, и принялись конфисковать их имущество в пользу сионистов в соответствии с планом Герцля.

После Второй мировой войны Запад задействовал все средства массовой информации и все ресурсы Голливуда, чтобы изобразить евреев как исключительно обездоленную нацию. Это они хотели использовать как предлог для оккупации исламских земель и первой киблы мусульман. Эти действия – чудеса нашего времени. Даже если предположить, что все данные об убийстве евреев в ходе Второй мировой войне (Холокост) точны и аутентичны, почему мусульмане должны платить за антигуманные действия немцев-протестантов? После окончания Второй мировой войны была основана Организация объединенных наций (ООН), и цель этого была все той же, что и при формировании Лиги Наций – захват других государств ради тех же самых целей. Одним из первых дел, которое ООН провернула – это ратификация создания государства Израиль. Все обладатели права вето проголосовали за это, и так началось нашествие новых крестоносцев – сионистских.

После окончания Первой мировой войны улемы, выдающиеся мыслители Исламского мира и мусульмане – в частности, палестинцы – начали протестовать и сопротивляться. Тем самым, Битва конфедератов (ар. ахзаб) вновь повторилась в истории, когда вся все злейшие враги мусульман встали стеной против мира Ислама.

Сопротивление оккупации Палестины и Аль-Кудса стало ключевым направлением борьбы арабов и мусульман. Лига арабских государств (ЛАГ) и Организация Исламская конференция (ОИК) были сформированы после поджога мечети аль-Акса, и целью их создания стало освобождение Палестины и Аль-Кудса. Между арабами и Израилем разразилось четыре войны – в 1948, 1956, 1967 и 1973 гг., и практически все они закончились поражением арабов перед лицом западно-сионистского альянса. Конечно, каждая война и каждый проигрыш в ней приводил к существенным сдвигам в арабском мире. Среди палестинцев эти грандиозные военно-политические взлеты и падения также приводили к глубоким культурным и идеологическим изменениям.

Переворот, осуществленный Нагибом и Гамалем Абдель Насером в Египте, захват бразд правления Абдул-Каримом в Ираке, приход к власти баасистов в Сирии, Алжирская революция, переворот, совершенный Абдуллой ас-Саллалом в Йемене, Джафаром Нумайри в Судане и Муаммаром Каддафи в Ливии – все эти события были инспирированы левым арабским национализмом. Революционная деятельность активистов Адена привели к его освобождению и формированию страны под названием Народная Демократическая Республика Йемен, лидером которой стал Кахтан аш-Шааби.

Палестинцы также прошли через трудные этапы идеологического становления на фоне ужасных преступлений со стороны сионистов. Желая противостоять их злодеяниям, палестинцы испытывали различные способы и методы обретения свободы.

Georges Habash

Жорж Хабаш, легендарный лидер НФОП

Хадж Амин аль-Хусейни, Великий муфтий Иерусалима, сформировал группу представителей Исламских правительств в надежде, что они защитят попранные права палестинцев, представляя их в разного рода международных организациях. Изз ад-Дин аль-Кассам, знаменитый палестинский мистик, взял в руки оружие и сражался против сионистов и англичан вместе со своими последователями. Разочарование в западном либерализме побудила группу палестинцев обратить свои взоры в сторону марксизма и СССР. Некоторые палестинские христиане, включая Жоржа Хабаша и Наифа Хаватме, сыграли в этом ключевую роль. В свою очередь, разочарование в арабском национализме и в левачестве обусловило разворот палестинцев в сторону исламских движений. Именно так была сформирована организация «Братьев-мусульман» (Аль-Ихван аль-Муслимин). С другой стороны, поражение Гамаля Абдель-Насера в Шестидневной войне 1967 года положило временный конец увлечению арабов левым национализмом, а смерть Насера в 1970 г. поставила жирную точку в судьбе самого насеризма. Однако же в сражении при Караме, которое произошло близ реки Иордан, 500 палестинцев из движения «Фатх» нанесли поражение 12-тысячной армии сионистов.

Закат славы Гамаля Абдель-Насера и удивительная победа палестинцев при Караме подтолкнули короля Иордании Хусейна к подавлению и репрессиям в отношении палестинцев. Вновь стало ясно, что власти Иордании были звеном, обеспечивающим западное доминирование в сердце Исламского мира.

Даже когда преемники Давида Бен Гуриона не смогли нанести поражения мусульманским воинам, сын Абдуллаха из Иордании сыграл роль Абдуллаха ибн Убая – лицемера времен раннего Ислама. Он сделал это, своими руками вызвав к жизни «Черный сентябрь». В том же году у Гамаля Абдель Насера случился сердечный приступ – после расправы над палестинцами. Ходили слухи, что репрессии в их отношении, учиненные королем Иордании, стали причиной его смерти.

С уходом Насера из жизни огонь панарабизма затух, эти идеи обесценились, и вскоре взросли всходы идей компромисса и пораженчества. Анвар Садат попрал и оскорбил кровь палестинских и арабских мучеников, подписав в Кэмп-Дэвиде соглашения с Менахемом Бегином. Началась эпоха компромисса, затянувшаяся на 20 лет. Ясир Арафат сложил оружие и поплелся в ООН с оливковой ветвью в руке. Даже создание фронта Сопротивления, состоявшего из таких стран, как Сирия, Ливия, Алжир, Южный Йемен и Организация освобождения Палестины (ООП), не возымело успеха, ибо оно выдохлось одновременно с развалом Советского Союза.

Цепь компромиссов, начавшаяся с «урегулирования Роджерса» и достигшая апогея во время подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, нашла свое продолжение в Мадриде. Позже еще одним звеном в этой цепи стали соглашения в Осло, а финальным аккордом стали Уай Ривер, Вашингтон и Кэмп-Дэвид-2.

Чем больше палестинцы шли на компромисс, тем более вольготно чувствовал себя сионистский режим и тем туже стягивалась удавка на шее Арафата. В конечном итоге, лидер ООП был полностью блокирован в Рамалле. Поговаривают о том, что, возможно, он был отравлен сионистскими наймитами. Так установка на компромисс приближалась к собственной дискредитации.

Если мы окинем взглядом прошлое и посмотрим, какую роль в решении проблемы Палестины играли шиитские улемы, мы лучше поймем сущность Палестины, которая вот уже сто лет и поныне играет первостепенную роль в Исламском мире.

Факт оккупации Палестины сионистами вызвал грандиозный и разнообразный резонанс во всем мире. В частности, очень остро на него прореагировали шиитские ученые, и они продолжают активно выражать отношение к этому вот уже на протяжении семидесяти лет. С точки зрения ‘Алламе Мутаххари, причины этого – следующие: «Шиитские религиозные ученые формируют независимый институт, воспроизводящийся из поколения в поколение. Психологически они зависят от Бога, с социальной точки зрения – от поддержки людей. Вот почему они являются могущественным фактором перед лицом притеснителей и сильных мира сего».

Принимая во внимание данную характеристику, мы должны осветить вопрос о том, как мусульманские интеллектуалы смотрели на проблему оккупации Палестины и на рост мощи сионистов, и какими они видели пути противостояния данной угрозе. Когда не очень известный ныне шиитский ученый по имени Мухаммад Ибрахим Гилани в свою эпоху столкнулся с проблемой, схожей с нынешней проблемой Палестины, он вынес фетву, что против агрессоров необходимо вести борьбу всеми возможными методами: «Второе условие заключается в том, что, если идолопоклонники и злоумышленники атакуют земли мусульман, священная борьба и сопротивление обязательны (ваджиб). Мусульмане должны оборонятся от их агрессии, если опасаются, что их земли будут захвачены, а имущество разграблено. Сопротивление такого рода обязательно для всех мусульман, способных сражаться. Эта форма священной борьбы дозволена без непосредственного присутствия Имама Времени (мир ему)».

Шейх Мухаммад Реза Хамадани, один из ученых времен Гамаля Абдель Насера, выпустил на сей счет ясную фетву под названием «Поощрение мусульман к самозащите от идолопоклонников». Фетва гласит: «Пока цель священной борьбы – а именно, сохранение Ислама и защита прав людей в этом и следующем мирах – не достигнута, эта борьба должна продолжаться и быть в приоритете».

Изучая современную историю шиитских движений, можно убедиться, что шиитские ученые не только играли ведущую роль в данной борьбе в самых сложных обстоятельствах и в те времена, когда различные события раскачивали все основания исламской уммы, но и сумели распознать корыстные интересы колониалистов и долгосрочные цели иностранцев, действуя против них умно и тонко, тем самым, не позволяя им достичь данных целей. К примеру, когда английские войска в Ираке развязали войну против народа и попытались подавить восстание иракцев на корню, создав для них трудные и репрессивные условия, именно иракские шииты под руководством своих религиозных ученых устроили революцию, расстроив все планы угнетателей и нанеся им поражение.

Najaf Ashraf

Священный Наджаф, Ирак

Один из улемов Наджафа, ставший свидетелем восстания мусульман-шиитов во время Первой мировой войны и скрупулезно зафиксировавший все свои воспоминания об этих событиях в своих мемуарах, так писал о мотивах шиитов, поднявших восстание: «Некоторые другие люди верили в то, что именно воодушевляясь принципами Ислама и демонстрируя недюжинную отвагу, [восставшие] не позволили, чтобы священный город Наджаф – центр религии и ее ученых, дом Ислама, светоч для мусульман, для Божественных пророков, для святых (авлийа) и приближенных ангелов Бога , средоточие милости и благословения, ниспосланного Всемогущим Богом – стал свидетелем, как над куполом Единобожия поднимается флаг его ненавистников».

Опираясь на подобные источники поддержки и инспирации, равно как и осознавая свою ответственность в отношении Палестины, шиитские ученые инициировали соответствующее движение за ее освобождение с самого начала. Феномен данного движения служит неоспоримым подтверждением, что шиитские религиозные деятели де-факто были самыми последовательными и бескомпромиссными противниками сионистской угрозы, не вдававшимися ни в какие рефлексии или колебания. Это становится очевидным, если мы внимательно проанализируем их изначальные цели и позицию по данному вопросу и сопоставим их с устремлениями и чаяниями данной среды в настоящее время. Покойный господин Мухаммад Хусейн Кашиф аль-Гита – самый знающий и осведомленный шиитский богослов Наджафа – выпустил фетву в ответ на вопрос Мухаммада Сабри ‘Абидина, учителя в священном храме Аль-Кудса. Согласно имеющимся на сегодня документам, текст фетвы был следующим:

«Всемогущий Аллах говорит: “Таким было наказание Господа твоего, когда Он наказал города, [жители] которых неправедны. Воистину, кара Его мучительна, сурова!” (Коран, 11:102). Есть ли форма угнетения хуже, чем отрицание и попрание прав чьего-либо преемника и потомка? Или же можно поставить вопрос таким образом: есть ли гнет более тяжелый, чем несправедливое ущемление кого-либо в его священных верованиях и в его религии, попрание чести женщин его семьи и Корана?»

Далее Мухаммад Хусейн Кашиф аль-Гита указывает на то, каким образом были проданы палестинские земли, и издает фетву, касающуюся тех, кто был причастен к данному преступлению:

«После всего, что произошло, осознают ли они с полной ясностью, что этим своим актом они объявили войну Исламу? Есть ли кто-либо, кто сомневается, что данная сделка – участвовал ли в ней кто-либо явно или скрыто – есть акт войны, развязанной против Бога и Его Пророка, и что он заключает в себе величайшее пренебрежение к Исламу? Вы должны рассматривать людей, имевших к этому отношение, как отступников от Ислама. Вы должны смотреть на них как на хулителей веры. Вы должны избегать их во всех делах. Вы не должны выдавать за них своих дочерей и общаться с ними. Вы должны чураться их похорон и не предавать их земле на мусульманских кладбищах. Вы должны упоминать их имена на любых собраниях, в газетах и журналах, подчеркивая, что эти люди вышли из лона религии».

Противодействие плану расчленения Палестины в Лиге Наций со стороны улемов было, пожалуй, первым актом конфронтации исламских ученых и Запада [по данному вопросу]. Флаг этого противостояния был поднят иранскими шиитскими учеными, находившимися в Ираке. Приглашение друг ученых к присоединению к данной кампании стало важной задачей, которую эти шиитские богословы выполнили без какого-либо страха и сомнения.

Вот какое постановление они выпустили в данной связи:

«Господа Хаббат ад-Дин Шахристани, саййид Мухаммад Махди Садр, саййид Мухаммад Махди Исфахани – иранские ученые, проживающие в Багдаде и Казимейне; шейх Рази аль-Йасин, один из шиитских богословов арабского мира, при содействии Йусуфа Ата (муфтия Багдада), Хабиба аль-‘Абиди (муфтия Мосула) и Ибрахима Рави – троих из числа улемов Мосула и Багдада – послали в Лигу Наций и в английский МИД телеграмму следующего содержания: “Мы, представители исламских мазхабов, желаем выразить свое неудовлетворение решением Королевской комиссии разрушить Палестину, которая является дорогой для нас Исламской и арабской страной. Мы оппонируем данному решению, и мы считаем его ударом в сердце Ислама и арабского мира”».

В своем письме в иранское посольство в Багдаде аятолла саййид Абу-ль-Хасан Исфахани выразил надежду, что иранское правительство приложит все усилия, чтобы помочь палестинскому народу отстоять все свои права. Одновременно с саййидом Абу-ль-Хасаном Исфахани ‘Алламе Кашиф аль-Гита направил такое же обращение к Малику Гази – правителю Ирака того времени. Вот описание тех усилий, которые приложило иранское посольство в Багдаде: «Арабские шиитские улемы Наджафа более одного раза отсылали телеграммы Малику Гази и Верховному Комиссару Палестины, протестуя против английского посягательства на Палестину. Шейх Мухаммад Хусейн Кашиф аль-Гита также направил телеграмму Верховному Комиссару и английской технической Комиссии, уведомив их о том, что народ испрашивает у него фетву о священной борьбе [против захватчиков]».

Одна из багдадских газет опубликовала новости, свидетельствующие о неугасаемом духе борьбы, которым была пронизана часть улемов. Так, издание «Ан-Нахар» сообщало, что 15 июня 1938 г. исламские ученые собрались в мечети Имама Али (мир ему) в Наджафе: «Они обсуждали издание фетвы о священной борьбе. Вышеупомянутая фетва будет подписана всеми улемами и собранием под председательством господина Кашиф аль-Гита». Для обсуждения данного вопроса шиитские богословы пригласили улемов Сирии, Ливана, Иордании, Египта, Йемена, эмиратов Персидского залива, Турции, Афганистана и Ирана, чтобы они также поучаствовали в данном собрании. На той встрече ‘Алламе Кашиф аль-Гита собственноручно издал фетву о священной борьбе, текст которой гласил:

«О, Ислам, о, арабы, о, братья, о, люди, положение обезглавленной Палестины воочию зримо для каждого. И ранее мы говорили, и сейчас мы повторяем, что проблема Палестины не является сугубо палестинским делом. О, арабы, о, мусульмане, о, люди, священная борьба за освобождение Палестины обязательна для каждого – не только для арабов и мусульман. Это мое публичное обращение, которое я адресую арабской и Исламской умме. Бог Свидетель, что мне уже более шестидесяти лет, и, если бы не многочисленные хвори и болезни, измучившие мое тело, я бы первым откликнулся на воззвание [защищать Палестину]».

В еще одной фетве [на данную тему] ‘Алламе Кашиф аль-Гита производит категоризацию стран исламского мира, которые должны принять участие в данной священной борьбе. С его точки зрения, первой к ней должна была присоединиться хашимитская Иордания, правители которой позиционировали себя в качестве искусных политиков; далее, по мнению богослова, в борьбу должен вступить Хиджаз, ибо он является солнцем исламского мира. После он упоминает Египет и Сирию, которые соседствуют с Палестиной и потому должны также участвовать в ее защите.

Далее он пишет: «Они говорят, что на Земле проживают 400 миллионов мусульман. Что же произойдет, если одна десятая из мусульманского населения мира возьмет на себя ответственность за Палестину и целенаправленно присоединиться к борьбе тех, кто обороняет ее? Если это будет сделано, проблема Палестины будет непременно решена и оккупации будет положен конец…Я клянусь Богом, что мы весьма далеки от того, где мы должны присутствовать, и мы высказали далеко не все, что мы должны озвучить на сей счет. Различные конгрессы были созваны, разные постановления и уставы разработаны, различные делегации направлялись в Лондон. Тем не менее, английские военные вспарывают животы беременным палестинским женщинам, убивают невинных людей и проливают кровь не по праву. И они продолжают совершать эти тяжкие преступления в еще большем объеме.

Kashif al Ghita

Алламе Мухаммад Хусейн Кашиф аль-Гита в Аль-Кудсе в 1936 году

Это происходит в то время, как Хиджаз и Иордания воочию видят и слышат все это, и продолжают наблюдать за этим без всякого чувства вины. И было бы хорошо, если бы они остановились на этом, не опустившись до помощи угнетателям и коллаборационизма. Однако же единственное, что делают мусульманские массы по всему миру – это подача жалоб и протестов. Они закатывают скандалы, они бесконечно выступают с напыщенными и патетическими речами, они пишут эссе, они сочиняют стихи, предлагая [борющимся палестинцам] такую ничтожную финансовую помощь, что это просто капля в море. И это меж тем, как множество мусульман владеют тысячами и миллионами лир! Тем временем, евреи, которых количественно куда меньше, но кто проворнее по своей природе, делают это [помогая своим финансово]!»

Эти строки отражают тот дух, который господствует в среде шиитских богословов. Если непредвзято рассмотреть данные ремарки, в них указывается на основную болезнь, которой сегодня страдает Исламский мир. Хотя пациент, мучающийся от этой болезни, заплатил высокую цену за ее лечение, он оказался неподготовленным для поиска эффективного лекарства, способного исцелить его. В конце своего постановления ‘Алламе Кашиф аль-Гита пишет слова, которые поистине соответствуют его статусу! Он, нащупавший основную и болезненную проблему Исламского мира, имел отвагу напрямую высказать всю правду, хотя она горька и малоприятна – и он сделал это с целью пробуждения и воодушевления мусульман. Вот что конкретно он написал:

«Несмотря на все это, я хочу, чтобы мусульмане признали это и озвучили всю правду прямо и открыто. Правда эта заключается в том, что источником бедствий мусульман являются сами мусульмане – в куда большей степени, нежели сионисты и англичане. Все, кроме детей из начальной школы, прекрасно знают это, но никто не говорит об этом вслух» (Священный Наджаф, школа Кашиф аль-Гита, Мухаммад Хусейн Кашиф аль-Гита, 24 шавваля 1357 г./ 18 декабря 1938 г.).

В 1340-х гг. по солнечной хиджре имам Хомейни предпринял ясные и более серьезные усилия в области политики, сыграв ведущую роль в инициировании новой волны Исламского пробуждения в Иране и во всем исламском мире. Внутри Ирана он боролся за свержение режима Пехлеви и его замену правлением на основе принципов религиозной демократии. В масштабах всего региона он видел своей целью борьбу против сионизма и освобождение Палестины; что же касается международного уровня, его задачей было противостояние полюсу высокомерия во главе с США.

Если мы захотим резюмировать главную цель борьбы имама Хомейни в одном предложении, то это освобождение Ирана и исламского мира от оков империализма и сил высокомерия, возврат мусульманам их достоинства и величия, и учреждение Исламского правительства, которое претворяло бы в жизнь исламские ценности и принципы.

С точки зрения имама Хомейни, существование режима Пехлеви в Иране, сионистское вторжение в ближневосточный регион и претензии сил мирового высокомерия на господство являются разными звеньями одной единой цепи. Он искренне верил, что если Иран хочет стать свободным и если весь исламский мир желает вернуть себе всю былую славу, необходима конфронтация со всеми вышеупомянутыми факторами. Де-факто одним из главных секретов безусловного успеха Исламской Революции и сохранения Исламской Республики Иран был целостный подход со стороны имама Хомейни.

Развал бывшего Советского Союза и бурные события, обусловленные поляризацией в мире после Второй мировой войны – что нашло свое отражение в Ялтинской конференции – привели к большим сдвигам в мире. Маршалл Маклюэн озвучил идею глобальной деревни, а Буш-старший предрек, что грядущий мир будет однополярным. Он пошел даже дальше, заявив, что в мире осталась лишь одна сверхдержава, которая берет на себя миссию по обеспечению так называемой безопасности в мире.

Сэмюэл Хантингтон, американский теоретик, поднял вопрос о столкновении цивилизаций – сначала в своем эссе, а потом и в соответствующей книге. Практически он расценил, что Исламский мир пришел на смену коммунистическому, и что в будущем основной клинч произойдет именно между Западом и исламским миром, и что опасные ошибки отдалят две эти цивилизации друг от друга. Позже, во время войны в Косово, на конференции на Кипре он сказал примерно следующее: «Вот он, пример кровопролитного конфликта между западной и исламской цивилизацией, что я и предсказывал».