• Главная
  • Аль-Кудс
  • Кому принадлежит Земля Обетованная? Палестина с точки зрения шиизма

Кому принадлежит Земля Обетованная? Палестина с точки зрения шиизма

25.09.2017 в 21:51

Hussein AlQods

Очень часто сторонники сионистской идеологии упоминают в дискуссиях с мусульманами то, что Аллах обещал Ибрахиму (мир ему) землю Ханаана, и что якобы евреи являются его правопреемниками в этом. Доходит даже до ссылок на Коран: «О, потомки Исраила! Помните благодать Мою, которой Я облагодетельствовал вас, что Я оказал вам предпочтение пред мирами» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 122). Основано это мнение на стихе 18 из 15-й главы книги Бытие: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата». Но являются ли евреи (или иудеи вообще) правопреемниками Ибрахима (мир ему) с точки зрения Ислама в общем и шиизма в частности?

Что касается «богоизбранности» евреев, то этот вопрос был многократно разъяснён различными исламскими учёными и толкователями. В частности, можно сослаться на аят 16 из суры «Коленопреклонённая»: «Мы дали сынам Исраила книгу, мудрость и пророчество, и даровали им блага, и превознесли их над мирами» (сура 45 «Аль-Джасийя», аят 16). Ясно, что не все евреи являлись пророками, которым ниспосылались Книги и Мудрость. Так что «богоизбранность» евреев заключалась в том, что именно из их среды выходили пророки (мир им). Точно в таком же смысле можно было бы сказать о «богоизбранности» арабов, поскольку из арабов был Пророк Мухаммад (с.а.в.с.). И тут речь не идёт об избранности как о каком-то привилегированном положении среди других народов, как считали во времена правления омейядской династии, и что было явным отклонением от Чистого Ислама.

Однако вопрос о правах на землю, обещанную Ибрахиму (мир ему), в исламской литературе не освещён вообще либо освещён недостаточно. Обычно упоминается только то, что это исламские земли, которые были оккупированы. Но при более пристальном рассмотрении вопроса, особенно через призму шиитских убеждений, вырисовывается совершенно другая картина. И тем более непонятной становится позиция некоторых «шиитов», которые относятся к сионистскому образованию «Израиль» нейтрально, либо вообще лояльно.

Для начала нужно рассмотреть сам завет с Ибрахимом (мир ему) и его потомством через призму Корана в его шиитской интерпретации. Аллах говорит в Коране: «И вот, Господь испытал Ибрахима словесами и потом завершил их. Он сказал: «Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом». Он сказал: «И из моего потомства?» Он сказал: «Не объемлет завет Мой неправедных»» (Сура 2 «Аль-Бакара», аят 124). Все шиитские богословы согласны с тем, что этот аят имеет непосредственное отношение к Имамату в его шиитской интерпретации, что подтверждается многочисленными ссылками на него Имамов из Рода Пророка – Ахл аль-Бейт (мир им). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что потомство Ибрахима (мир ему), о котором идёт речь в книге Бытия 15:18 — это не все его прямые потомки, а только те потомки, на которых распространялся завет об Имамате.

А кто же является правопреемником Ибрахима (мир ему) в этом завете в наше время? Аллах отвечает на этот вопрос в суре «Семейство Имрана»: «Самые близкие к Ибрахиму люди, конечно, те, которые за ним последовали, и этот пророк и те, которые уверовали. А Аллах – покровитель верующих» (Коран, сура 3 «Али Имран», аят 68). «…те, которые за ним последовали…» — это те его потомки, которых коснулся завет об Имамате. Затем Аллах особенно выделил Пророка Мухаммеда (с.а.в.с.) в виду его почтенной степени.

А кто такие «…те, кто уверовал…»? Согласно шиитской интерпретации, это Имамы из Рода Пророка (с.а.в.с.), поскольку именно их касается завет с Ибрахимом (мир ему) об Имамате. Первый из них Али (мир ему), и последний – Махди (да ускорит Аллах его приход), который наполнит мир справедливостью. Таким образом, проясняется то, что вопрос освобождения Палестины от сионисткой оккупации теологически для шиитов важен не менее, чем вопрос Фадака Фатимы (мир ей).

Палестина – это одно из прав Ахл аль-Бейт (мир им). И поэтому не может быть мира между шиитами и сионистами. Всякий, кто с пренебрежением относится к палестинскому вопросу – выказывает пренебрежение к правам Ахл аль-Бейт. Такой человек не может считаться шиитом.

Исмаил Исаев

Статья носит теоретический исследовательский характер.