Когда цензура убивает: соцсети и война против палестинского нарратива
20.12.2024 в 21:49
Пока международному сообществу еще предстоит выразить свою солидарность с палестинцами словом и делом, ему стоило бы, по крайней мере, предоставить палестинцам полное право высказывать свою позицию.
Цензура в социальных сетях – это глобальный феномен, но борьба с пропалестинскими взглядами в соцсетях – это особый вид цензуры, последствия которой удручающи.
Задолго до нынешней разрушительной войны в Газе и эскалации израильского насилия и репрессий на оккупированном Западном берегу палестинские и пропалестинские взгляды подвергались цензуре.
Некоторые связывают эту цензуру с соглашением от 2016 года, цель которого, со слов израильского правительства, – «принудить социальные сети удалять контент, который Израиль считает подстрекательством».
Из-за этого практически тут же были забанены тысячи аккаунтов множества инфлюенсеров в надежде замедлить тренд на рост пропалестинских настроений, транслируемых на платформах, принадлежащих компании Meta* (запрещена в России).
Война против Газы, однако же, привела к эскалации цензуры. В докладе, представленном вниманию Специального докладчика ООН по вопросам свободы мнений и их выражения организацией Human Rights Watch, отмечается, что подобные ограничения на свободу слова «нарушают фундаментальное человеческое право на свободу собраний и высказываний».
Цензура стала очень виртуозной, и все чаще в ней прослеживается непосредственная роль Израиля. В расследовании, проведенном The Intercept в октябре прошлого года, говорится о том, что Джордан Катлер, бывший высокопоставленный израильский чиновник, теперь работающий в компании Meta* на позиции руководителя по политике Израиля, призвал цензурировать аккаунты в Instagram* (соцсеть в России запрещена), которые принадлежат организации «Студенты за справедливость в отношении Палестины» (Students for Justice in Palestine).
Желая гарантировать, чтобы «оскорбляющие» чувства Израиля блокировались в больших количествах, Meta* начала банить за употребление специфических слов, в силу которого весь контент оценивается как оскорбительный, расистский и антисемитский.
Но Meta* – не единственная компания, практикующая подобное. 17 ноября 2023 года платформа Х (прежде известная как Twitter) объявила, что аккаунты пользователей, использующих такие обороны, как «деколонизация», «от реки до моря» и подобные высказывания, будут заморожены.
Спустя год социальная сеть Twitch последовала этому примеру, включив в список «разжигающего вражду и ненависть контента» слово «сионизм» как потенциально оскорбительное.
Эти решения, как и многие другие, не только являются прямым посягательством на свободу слова и прессы, но и способствуют подмене понятий, когда рациональные аргументы трактуются как «антиеврейские».
К примеру, слово «геноцид» – это не бранное слово, а общеупотребительный термин, использующийся во многих странах мира, которые обвиняют Израиль в геноциде, что означает «систематическое уничтожение группы людей по причине их этнической принадлежности, национальности, религии или расы».
Под давлением со стороны многих стран и после рассмотрения этого дела в Гааге ЮАР заставила Международный суд ООН вынести обвинительный вердикт в отношении Израиля, который совершает акты геноцида в Газе в нарушение Конвенции о геноциде от 1948 года.
Иными словами, Марк Цукерберг и руководство прочих соцсетей не вправе принимать такие решения по итогам прямых консультаций с теми, кто чинит массовые убийства в Газе.
То же самое касается слова «сионизм», относящегося к определенному идеологическому и политическому движению, уходящему корнями в Европу XIX века. Этот термин не имеет привязки к расе или религии.
Меж тем, как многие справедливо признают тот факт, что эта широко распространенная и нарастающая цензура напрямую противоречит основным демократическим принципам, вред, который она наносит палестинцам, куда масштабнее.
Согласно докладу Социального центра за права в цифровом пространстве «Сада», всплеск нарушений в социальных сетях, совершенных в отношении палестинцев, происходит в худшее для этого время.
По статистике, приведенной организацией, «платформы компании Meta* повинны в наибольшем количестве нарушений – 57 %. За ней следует TikTok (23 %), YouTube (13 %) и Х (7 %).
«Сада» отмечает, что эта цензура затрагивает и аккаунты в WhatsApp – еще одной платформе, принадлежащей Meta*, контент в которой также строго контролируется.
В отличие от большинства из нас, палестинцы в Газе используют эти соцсети и мессенджеры, чтобы узнавать друг у друга, кто жив, а кто мертв, и где устроена очередная бойня. Очень часто эти люди находятся в изоляции, особенно на севере Сектора Газа.
Что касается северной Газы, то, по свидетельствам «Сады», этот регион пребывает в состоянии «цифрового блэкаута», который сопровождается ужасом, царящим в этом регионе – голодом, массовыми убийствами, разрушением всех больниц и так далее.
Если говорить о специфике цензурирования контента в Газе, эти политически мотивированные решения уносят жизни в буквальном смысле слова.
Human Rights Watch – одна из многих правозащитных организаций, которая постоянно сигнализирует о систематической цензуре на платформах Meta*, особенно в Фейсбуке* и Инстаграме*. В декабре 2023 HRW идентифицировала шесть паттернов цензуры: удаление контента, блокировка пропалестинских аккаунтов, сокрытие из ленты (что можно расценивать как «теневой бан»), ограничения на регистрацию и преднамеренное злоупотребление терминами «разжигание ненависти и вражды» и «жестокий контент».
HRW отмечает, что «Meta* чересчур уверена в уместности автоматизированных средств для модерации контента, а недолжное государственное вмешательство в вопросы удаления контента усугубляют эту ситуацию, способствуя замалчиванию критически важных тем в то время, когда палестинские сообщества столкнулись с жестокими репрессиями и зверствами».
Опасность такого рода цензуры многомерна. Это прямая угроза одной из базовых свобод, которая гарантирована законом любой демократической страны. В случае с Газой цензура принимает мрачный и смертоносный оборот, поскольку речь идет о людях, умирающих под руинами своих домов и нуждающихся в мессенджерах и соцсетях, чтобы позвать на помощь.
Кроме того, цензура такого размаха часто создает прецеденты, зачастую ведущие к другим видам цензуры, которые де-факто уже практикуются в отношении уязвимых сообществ, будь то на национальном или глобальном уровне.
Между тем, как международному сообществу еще только предстоит превратить солидарность с палестинцами в какие-то конкретные шаги, палестинцам, по крайней мере, должно быть предоставлено полное право высказывать свое мнение, делиться своей болью и доносить информацию о том, как их подвергают коллективному наказанию. Мир должен предоставить им эту возможность, не допуская никаких кампаний в соцсетях, нацеленных на подавление столь простого и разумного требования.
Рамзи Баруд
Рамзи Баруд – журналист, редактор портала The Palestine Chronicle, автор шести книг. Его последняя книга, отредактированная совместно с Иланом Паппе, называется «Наш взгляд на освобождение: вовлеченные палестинские лидеры и интеллектуалы высказываются». Доктор Баруд – старший научный сотрудник «Исламского центра глобальных проблем» (the Center for Islam and Global Affairs) Его сайт: www.ramzybaroud.net