Хусейн Мунзер умер, но «Голос палестинской революции» живет
22.09.2023 в 12:11
Всякий раз, когда израильские солдаты штурмовали окрестности нашего лагеря беженцев в Газе, мы принимались прятать видеокассеты с песнями группы «Аль-Ашикин». Если эти революционные материалы обнаруживались цахаловцами, этого было достаточно, чтобы их владелец был избит, арестован и получил длительный срок.
Вот почему, когда я узнал, что лидер группы, легендарный ливанский певец Хусейн Мунзер – или Абу Али – умер в воскресенье, 17 сентября, меня захлестнула ностальгия.
«О мир, стань свидетелем тому, что случилось с нами и с Бейрутом, стань свидетелем нашей народной войны», — пела группа «Аль-Ашикин» про израильское вторжение 1982 года в Ливан. Я не знаю ни одного человека из моего поколения, кто не знал бы эту песню наизусть.
Мунзер оставил после себя 300 песен, и все они посвящены Палестине, а также арабской и всемирной солидарности с палестинским народом. Он был не один, конечно же. Он обрел свою славу и влияние благодаря участию в группе «Аль-Ашикин», что переводится как «Влюбленные». Любовь здесь означает любовь к Родине, к Палестине, к одной только Палестине.
Группа была основана в 1977 году. Она в большей степени, чем что-либо еще, навела мосты между палестинцами – диаспорой (шатат) и жителями самой оккупированной Палестины. Этим мостом стала идея Родины, сама Палестина как объективная реальность, ее история, ее культура и нечто еще большее.
Они исполняли свои песни так мощно, что благодаря им палестинцы оставались сильными в самые трудные времена: во время осады Бейрута и резни в Сабре и Шатиле в 1982 году, во время своего беспощадного изгнания и многочисленных войн, в условиях предательства друзей и жестокости врагов.
Тексты к песням «Аль-Ашикин», которые Мунзер исполнял своим громогласным голосом, писали самые известные палестинские поэты – такие, как Ахмед Дахбур, Махмуд Дарвиш, Тауфик Зияд, Нух Ибрахим и Самих аль-Касим.
Беглый взгляд на культурно-исторические отсылки в творчестве группы говорит о том, что Палестина для влюбленных исполнителей не была феноменом конкретного места или времени, или же форпостом конкретной фракции и идеологии – она была вечной правдой, которая остается и будет оставаться неизменной.
Они пели об арабском революционере Изз ад-Дине аль-Кассаме (1981), о Бейруте (1982), об изгнании (шатат), о «детях камней» (1987) и об Интифаде. Они пели о Палестине как о женщине (Зариф ат-Туль) – высокой и гордой, красивой и укорененной на родной земле, преисполненной легендарного достоинства и стойкой революционерке.
Кто еще мог спеть обо всем этом с такой силой и спокойствием, как не Хусейн Мунзер. Интересно – и показательно – что он был ливанским художником, с левантийскими (шами) корнями, но с палестинским сердцем. Мунзер был «арабо-палестино-ливанским проектом Шама высочайшего калибра», как написал арабский публицист Сахир Салех на Aljazeera Net.
Фактически «Аль-Ашикин» были арабским проектом, к которому имели отношение покойный Абдаллах Хурани, Хусейн Назик, Мизр Мардини, сестры Маха и Миса Абу аш-Шамат, а также огромное количество палестинских поэтов-песенников, исполнителей, сценографов и организаторов. Панарабизм группы «Аль-Ашикин» отражает период арабской революционной борьбы, в которой палестинское дело принадлежит не только самим палестинцам, но и всем арабским странам.
Большинство палестинских политических партий, включая ФАТХ под руководством покойного Ясира Арафата, внесли вклад в это историческое начинание. На старых видео группы «Аль-Ашикин» можно увидеть крупных представителей ООП, которые сидят в зале на концертах группы наравне со всеми. Мунзер и «Аль-Ашикин» годами ездили в турне по многочисленным столицам арабских стран и всего мира, заслуженно получив титул «Голос палестинской революции».
Хотя многие из тех, кто помогал музыкальной группе, многие из ее ранних участников, авторов песен и теперь сам Абу Али, ушли из этого мира, песни «Аль-Ашикин» продолжают громко звучать в каждом палестинском городе, в каждой палестинской деревне и в каждом палестинском лагере беженцев. Они раздаются повсеместно в Ливане, в Сирии, во множестве палестинских и арабских домов по всему миру.
Величайшее достижение Хусейна Мунзера и его «Влюбленных» в том, что они показали: революция – это не только винтовка, это культура, которая придает смысл этой винтовке. Более того, «Аль-Ашикин» помогли зацементировать повсеместную распространенность ценностей Сопротивления среди палестинцев – Сопротивления как единственного пути к освобождению родной земли.
Сопротивление «Аль-Ашикин» и Хусейна Мунзера стало плодом их совместной и непоколебимой любви к Палестине и ее народу. Абу Али умер, но Голос палестинской революции продолжает жить.
Доктор Рамзи Баруд