Палестина в оковах оккупации: обрести смысл в океане страдания

14.11.2024 в 15:37

Есть запоминающаяся сцена, которая повторяется в «Облачном атласе» – фильме 2012 года по роману Дэвида Митчелла. Сонми-451 – клонированная женщина, которая обслуживает привилегированный класс – понимает, что она должна восстать против него. Она говорит, что репрессивная система «должна быть низвергнута».

Она добавляет: «Мы все должны сражаться, и, если нужно, умереть, чтобы научить людей истине».

Дни проходят, и революция проигрывает. За минуты до казни историк, работающий на ее палачей из мировых корпораций спрашивает Сонми-451, знала ли она, что план восставших провалиться.

Удивленный и одновременно возмущенный ее утвердительным ответом, историк задает ей вопрос, зачем она сделала это. Она отвечает спокойно, со сдержанной улыбкой: «Если бы я предпочла быть невидимой, истина бы тоже оказалась сокрытой. Я не могла допустить этого».

Далее историк спрашивает: «А что, если никто не верит в эту истину?»

Она говорит невозмутимо: «Кое-кто уже верит».

Смысл

Многие из нас в Газе перешептываются между собой, есть ли логическое обоснование всей той боли и тяготам, через которые мы проходим. Есть смысл во всех этих невообразимых страданиях?

С 1948 года десятки тысяч палестинцев в Газе родились и умерли в условиях оккупации. Единственное, что, похоже, может изменить наше пребывание в подвешенном состоянии и неопределенности – это то, что перспективы мира и реализации нашего права на самоопределение на нашей собственной земле становятся все более отдаленными с каждым годом.

Однако же мы остаемся. Несмотря на борьбу, ее последствия и наши мучения, само наше существование и стойкость перед лицом, казалось бы, непреодолимых препятствий уже сами по себе являются тихой, но впечатляющей победой. Наше продолжающееся присутствие – и наша твердость – служат свидетельством, что дух этой земли и ее люди не могут быть уничтожены, даже если обстоятельства кажутся непереносимыми.

Смысл невыносимой боли может заключаться не в достижении немедленного успеха, но скорее в сохранении наследия истины, стойкости и надежды. За счет личного самопожертвования мы освобождаемся от ограничений, предполагаемых сложившейся ситуацией, черпая силы и смыслы из понимания, что наша борьба проложит путь для кого-то другого.    

Сохраняя эти ценности живыми, люди передают этот факел будущим поколениям, вдохновляя их не только продолжать борьбу, начатую другими поколениями, но обрести более широкое видение того, что коллективный успех возможным. Таким образом, мы жертвуем собой ради более высокой цели, и этот акт вдохновения сам по себе становится актом свободы.

Возможно, именно поэтому Сонми-451 из «Облачного атласа» сказала своему угнетателю: «Таков естественный порядок в этом мире…и у истины в нем должны быть защитники».

В последней сцене другого человека, восставшего в другое время и в другом месте, но чей опыт аналогичен истории Сонми-451, его мучитель спрашивает: «Ради чего? Не важно, что ты делаешь, это все равно будет каплей в безграничном океане!»

Восставший поднимает голову, ухмыляется и отвечает, указывая на силу выносливости и единства: «Что, если это океан, просто состоящий из множества капель?»

Сопротивление формирует историю

История показывает, что изменения наступают благодаря сопротивлению – часто маленькая группа, казалось бы, обычных людей, поднимает восстание, чтобы требовать перемен. Начиная со словесного протеста, адресованного человеку во главе власти, вплоть до вооруженного сопротивления тем, кто обладает военной мощью – сопротивление столь же старо, как сама история.

Эта история начинается с Кербелы, где Хусейн ибн Али выступил лицом к лицу против угнетения, требуя свободы, и вплоть до еврейского восстания в Варшавском гетто, где люди рыли тоннели, сопротивляясь нацизму. Можно вспомнить и Нельсона Манделу, который проделал большой путь к свободе, борясь против апартеида в Южной Африке.

Акции Сопротивления – такие, как палестинская «Буря Аль-Аксы» – входят в число сотен таких же примеров аналогичной борьбы за свободу, достоинство и справедливость ценой тюрем, смертей и аннигиляции.  

Палестинцы понимают, что самопожертвование и боль – это цена их права на свободу и самоопределение. Но израильтяне в целом не стремятся к самопожертвованию – это слишком тяжелый путь.

Бывший британский дипломат Алистер Крук говорит об израильтянах – в частности, о молодых людях из числа военных, которых он называет постмодернистами: «Страдание – это не то, чего они хотят. Страдание – это то, чего они избегают. Страдание для них не имеет ни смысла, ни ценности».

Крук добавляет, что, напротив, израильтяне «имеют дело с врагом, который видит смысл в страдании, в том, чтобы пожертвовать жизнью». Даже если «кровопролитие беспощадно, если оно ужасно…есть кое-что, что может сохранить твой народ, даже если тебя с ним уже не будет. Это совершенно иной тип мышления и мировосприятия».

Между тем, широкие массы человечества твердо стоят на стороне палестинцев. Это не обязательно принесет им свободу прямо сегодня. Но это оставит след в душе тех, кто хорошо изучал историю и знает, что освобождение неизбежно, включая израильского историка-эмигранта Илана Паппе. Это огонь, который Израиль не в силах погасить, это топливо, которое питает Газу и благодаря которому каждый, стар и млад, обретает надежду, что скоро Палестина станет свободной.

Большинство революций и освободительных движений побеждают спустя долгое время, после многочисленных попыток и лишений на этом пути. Ключ к облегчению боли и страданий кроется в осознании, что цель не в том, чтобы достигнуть всего и сразу. Наоборот, необходимо понять, что каждая капля в океане имеет значение.

Покуда наше дело живет в сердцах и умах масс, грядущая победа так же очевидна, как наступление светлого дня после долгой ночи боли и страданий.

Асем Альнабих, инженер и аспирант, ныне находящийся на севере Газы. Он является пресс-секретарем Муниципалитета Газы и публиковал свои статьи на многих платформах – как арабских, так и англоязычных.

The Electronic Intifada