Бертран Хайльбронн против Давида Чемлы: «Оправдан ли бойкот Израиля?»
17.01.2019 в 19:20
По счастливому стечению обстоятельств, в ноябре этого года я смогла стать свидетелем дебатов двух, несомненно, образованных и подкованных европейских интеллектуалов. Сам формат мероприятия, несмотря на простоту, был выбран очень хорошо: хочется отметить слаженную работу модератора и людей, обеспечивших техническую поддержку собранию. Что бросилось в глаза – почти все пришедшие на дебаты были людьми в возрасте. Последнее для Европы не редкость – как мне рассказали позже, и в других странах наибольший интерес к палестинской теме проявляют именно те люди, которые могли бы ограничиться поливкой цветов и заботой о внуках. Однако они живо интересуются политикой, неплохо в ней разбираются, готовы отстаивать свою точку зрения и задавать острые вопросы.
Всё очень просто – небольшой зрительный зал, на возвышении – стол, за ним двое участников и ведущий. При входе была подготовлена небольшая экспозиция, для погружения в историю конфликта. Скромный фуршет для гостей. Участники дебатов колоритны, и зал оживляется сразу при их появлении. Ещё бы – за столом будут разговаривать не теоретики, а тот, кто попробовал на вкус израильское «гостеприимство» – Бертран Хайльбронн, президент Ассоциации французско-палестинской солидарности (France-Palestine Solidarity Association) – самой популярной во Франции пропалестинской организации. Хайльбронн бывал в Газе, поэтому теоретиком его назвать нельзя. Ассоциация, которую он возглавляет, насчитывает около 5000 членов во Франции. Это не самая большая организация в мире, но в Европе она имеет примерно такой же статус, как Кампания солидарности с Палестиной (Palestine Solidarity Campaign) из Соединенного Королевства.
Цель организации – прекращение оккупации Палестины, блокады и незаконного присвоения земель на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме, отстаивание права на создание независимого палестинского государства (в границах 1967 года) и права на возвращение палестинских беженцев домой (согласно резолюции ООН 194). Г-н Хайльбронн рассказал, что многие простые французы выступают за сворачивание конфликта и за привлечение Израиля к ответственности. Население просит правительство Франции ввести санкции против Израиля, и одной из целей ассоциации является оказание давления на правительство для осуществления правосудия.
С другой стороны стола – личность не менее колоритная. Давид Чемла – еврей, родился в Тунисе, вырос в Париже. После окончания средней школы в 1967 году он покинул Францию и вскоре после Шестидневной войны присоединился к кибуцу. Он говорит, что желал прекращения палестино-израильского конфликта уже с юных лет, став активным борцом за мир и решение на основе двух государств.
Бертран Хайльбронн
Через 10 лет Чемла вернулся во Францию и стал лидером движения Peace Now France. Это еврейская левая организация, существующая с 70-х годов. Члены организации приняли участие в протестах во время нападения Израиля на Ливан (1982-1984) в Тель-Авиве. Позже, в 2010 году, Давид Чемла с несколькими друзьями (среди них бывший посол Израиля во Франции Эли Бар-Нави и бывший посол Израиля в Германии Ави Примор) основал JCall. Главная цель, как заявлено – решение по принципу двух государств и мирное урегулирование конфликта. JCall сопоставима с американской организацией J—Street.
Бывший член кнессета от партии «Мерец» Йоси Сарид как-то сказал, что участники JCall – «люди, использующие любую возможность, чтобы публично выступить в защиту Израиля, и они были на его стороне даже во время операции “Литой свинец” и после доклада Голдстоуна…».
Дебаты начались с краткого анализа истории конфликта, который привел к сегодняшней ситуации. Чемла считает, что важно понять суть конфликта, и эта суть, согласно его позиции – столкновение арабского и еврейского национализмов. Хайльбронн не согласен с этой точкой зрения, хотя признает, что национализм имеет место быть с обеих сторон, но их нельзя даже сравнивать – силы слишком неравны, и проявления национализма с израильской стороны чудовищны. Чемла также подверг сомнению само понятие «палестинцы», которых, на его взгляд, не существовало до начала Первой Интифады. С его слов, до этого речь всегда велась об «арабских беженцах». По его мнению, важно, чтобы палестинцы согласились с тем, что 5 миллионов человек не имеют права вернуться в Палестину, и сравнивает ситуацию с другими конфликтами, которые привели к переселению народов (например, конфликтом между Пакистаном и Индией), но палестинцы – единственные, кто настаивает на праве на возвращение для всех беженцев, что, по словам Чемлы, просто глупо: «Вы не можете повернуть время вспять и стереть то, что произошло. Мы должны принять ситуацию, как она есть сейчас, и искать справедливое решение. Следует признать, что Израиль является еврейским государством». Когда речь зашла о дискриминации арабов, Чемла сравнил изгнание палестинцев с изгнанием евреев из арабских государств.
Присутствующий на дебатах уроженец Туниса громко возразил ему, что евреи по-прежнему являются частью тунисского общества, в Тунисе есть даже министр, еврей по крови, и что большинство евреев покинули Тунис из-за экономической ситуации, но никак не из-за ущемления их прав – так что сравнивать палестинцев с ними некорректно.
Давид Чемла (справа)
После замечания земляка Чемлы модератор начал сводить дебаты к главной теме вечера – «Оправдан ли бойкот Израиля?». Бертран Хайльбронн коротко пояснил, что движение BDS появилось после Второй Интифады, когда Израиль начал строить стену, изгонять палестинцев из их домов в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу, одновременно ужесточая блокаду Газы, когда ситуация все больше и больше становилась похожа на апартеид как он есть. Несколько пропалестинских ассоциаций во всем мире все чаще призывали к санкциям против Израиля, чтобы положить конец несправедливости. Тогда и началась история движения BDS.
Хайльбронн заявляет, что очень важно, чтобы бойкот был умеренным – ведь Израиль часто жалуется на угрозу, исходящую от пропалестинских организаций, но ни одна из таких организаций никогда не заявляла о желании уничтожить Израиль. Для всех них, особенно в Европе, основной принцип – добиваться решения на основе принципа двух государств. Также для них важно, чтобы продукты с Западного берега были промаркированы, и потребитель видел, за что платит, а массовая кража продуктов из долины реки Иордан должна быть остановлена (например, финики вывозятся оттуда и продаются по всему миру). Г-н Бертран добавил: важно, чтобы израильское государство перестало утверждать, что движение BDS является террористической организацией – ведь и BDS, и другие ассоциации поддерживают ненасильственный метод борьбы с апартеидом. Целью BDS является сенсибилизация еврейского населения и оказание давления на израильское правительство, чтобы найти пути решения конфликта.
Движение BDS стоит на трёх китах: “The Boycott, Divestment, Sanctions”. “Divestment”, или «отчуждение», является очень важным моментом, особенно для французского народа – особенно с тех пор, как французская компания Alstom продала свои знаменитые скоростные трамваи израильскому правительству. Теперь по Иерусалиму можно прокатиться на тех же трамваях, что ездят в Париже. Только есть отличие: трамваи, заказанные для Иерусалима, специально оборудованы по запросу сионистского правительства. Вагоны имеют пуленепробиваемые стёкла, а все части двигателя скрыты в кожухе вагона, чтобы в них нельзя было спрятать взрывные устройства. Это не единственный пример сотрудничества Франции и Израиля, где Франция получила свой профит.
Также Хайльбронн выразил мнение, что культурный бойкот Израиля должен быть разумным. Мы четко должны понимать, где Израиль пытается обелить апартеид и использовать мероприятие для пропаганды (например, Евровидение), а где – нет. Так же внимательно надо подходить к академическому бойкоту, особенно с учетом исследований и разработок вооружений израильской армии.
Чемла в ответ назвал движение BDS «контрпродуктивным», сказав также, что ситуацию нельзя сравнивать с бойкотом государства апартеида в Южной Африке (который Чемла сам поддерживал, будучи юным). Бойкот в ЮАР, по словам Давида, был важен, потому что небольшая группа населения (белые) угнетала чернокожее население. А вот бойкот Израиля затрагивает весьма разношерстное общество (друзы, арабы, христиане), а потому даже арабские политические партии и левые группы в Израиле не поддерживают движение BDS, за исключением отдельных лиц. Риторика Чемлы понятна и не нова – во-первых, просионистские организации часто призывают остановить бойкот, говоря о том, что от бойкота страдает не только израильский бизнесмен, но и его палестинский работник, собирающий апельсины для своего хозяина. Во-вторых, мнение некоторых арабских политиков, часто насквозь коррумпированных и боящихся потерять свои тёплые места в кнессете, а потому идущих на сделку с совестью и сионистами, нельзя даже рассматривать всерьез. Движение BDS представляет реальную угрозу для них, для тех, кто может потерять много, если существующая порочная система будет разрушена и изменена.
Чемла добавил: бойкот Израиля не вредит правительству – напротив, правые партии используют его для демонизации Движения, потому что они против еврейских товаров, они против еврейской идентичности. Давид Чемла настаивал на том, что бойкот понимается как антисемитский, потому что он напоминает отношение к евреям в нацистской Германии. Однако, он согласен с Хайльбронном, что продукты с Западного берега должны быть промаркированы.
В конце своего выступления Чемла сказал, что важно вкладывать средства в совместную работу разных гражданских сил, приведя в качестве примера группу Сдерот, которая контактирует с палестинцами в Газе и стремится к миру – но он не преминул отметить, что они также выступают против бойкота.
Большой интерес у меня вызвала женщина средних лет с коротко остриженными волосами – на вид арабка, но пришедшая на дебаты с французским супругом, большую часть мероприятия мирно дремавшим на соседнем стуле. Она близко к сердцу воспринимала всё происходящее, то горячо кивая, то мотая головой, а иногда и вовсе комментируя вслух заявления, больше всего возмутившие её.
Присутствующим было предложено задавать вопросы. Тут стало жарче, потому что некоторые вопросы вывели из себя Чемлу, пару раз даже повысившего голос. Его нежелание произнести вслух слово «геноцид» и постоянные апелляции на тему «а вот арабы…» возмутило ту самую эмоциональную арабку из зала, и она первой осмелилась прямо задать вопрос: «За что было вырезано население палестинских деревень, за что были убиты старики и дети из Сабры и Шатилы?». Чемла ответил коротко: это реакция государства Израиль, которое «вынуждено защищать себя».
На этих словах женщина забрала свою куртку и вышла, взяв мужа за руку. Также комнату начали покидать другие, посчитавшие невозможным остаться после этих слов Чемлы. Долго думая о том, выйти или остаться, я решила всё же остаться, чтобы увидеть окончание дебатов и поблагодарить г-на Хайльбронна и организаторов за интересное и нужное мероприятие. После того, как дебаты были объявлены законченными, Давид Чемла быстро покинул комнату, а вот женщина-арабка, спорившая с ним, и несколько других, покинувших зал в знак протеста, вернулись и начали беседовать с другими гостями. Мне посчастливилось познакомиться и поговорить с г-н Хайльбронном – и да, господин Бертран, я знаю, что вы это читаете, спасибо ещё раз за яркую дискуссию, спасибо и господину Чемле – без него она бы не была такой острой и эмоциональной.
Мы ушли, а организаторы дебатов уже начали готовиться к следующему мероприятию – встрече с Салахом Хамури. 33-летний гражданин Франции палестинского происхождения Салах Хамури был задержан в Иерусалиме 23 августа 2017 года. Это не первое его задержание. В 2001 году Салах Хамури был приговорен к пяти месяцам заключения за распространение антиизраильской пропаганды, а в 2005 году он был задержан вместе с другими членами Народного фронта освобождения Палестины. До 2011 года он находился в тюрьме. Именно про его опыт будет вестись разговор на следующем мероприятии, куда попасть я, увы, уже не успела.
В заключение хочу сказать: активность европейцев, имеющих весьма опосредованное отношение как к Ближнему Востоку, так и к религии, вызывает восхищение – они отстаивают правду и борются за справедливость. Они прекрасно знают свои права и используют законные методы, чтобы организовать сопротивление режиму апартеида. Но мое восхищение перемешивается со стыдом, поскольку невозможно оправдать тех мусульман, которых политика геноцида в отношении палестинцев не беспокоит так сильно, как среднего европейского пенсионера.
Анна Сотникова
Специально для Mihwar.ru из Виллебон, Париж