«Ас-Сабирин» в Газе: в Палестине появилась своя Хизбалла?
13.12.2017 в 22:54
Глядя на флаг и логотип этой организации, можно предположить, что в Секторе Газа теперь присутствует Хизбалла. Это движение называется «Ас-Сабирин» («Терпеливые»), и его эмблема до боли похожа на эмблему ливанского Сопротивления. Местные оппоненты называют это движение шиитским, но его официальные представители отрицают это и подчеркивают, что координируют свои действия с другими фракциями, чтобы вносить свою лепту в общую борьбу.
Несмотря на все ключевые поворотные сдвиги, произошедшие в жизни палестинцев за последние 10 лет, ни одна из партий не предложила нового политического видения, за исключением нескольких молодежных организаций, которые были вытеснены из политического поля в ходе межфракционной борьбы. Локальное противостояние разворачивается преимущественно между ФАТХ и ХАМАС, ибо каждая из этих организаций стремится контролировать политическую и экономическую сферу на оккупированных Западном берегу и в Секторе Газа вот уже в течение семи последних лет.
На социальный паттерн Газы, которая гордится своими прочными семейными связями, оказывают воздействия межфракционные различия и столкновения. Однако же в том, что касается религии, Газа отличается нетерпимостью к разнообразию, ибо мусульмане-сунниты составляют в ней подавляющее большинство. Поэтому создание новой организации порождает «серьезную обеспокоенность по поводу пути, который она планирует для себя избрать». Представители «Ас-Сабирин» говорят о борьбе против Израиля, но их эмблема содержит в себе некоторые коннотации, позволяющие окружающим воспринимать движение как «сектантское». Обстоятельства и временные рамки возникновения движения еще больше усложняют дело.
Движение возникло во время процесса урегулирования между ФАТХ и ХАМАС, в то время, как «Исламский Джихад» выражал сомнения по поводу того, что будет с вооружениями Сопротивления. В арабском мире есть некоторые противоречия, которые облекаются в конфессиональные и этнические декорации под общей вывеской «арабской весны». В таких условиях новая организация ставит себя в такое положение, что она обречена получать в свой адрес множество вопросов и даже целый ряд обвинений.
Источники в «Ас-Сабирин» сообщают, что члены движения «прекрасно осведомлены о сложностях во внутрипалестинской и региональной ситуации», и именно поэтому организация позиционирует себя как «палестинское движение Сопротивления, которое стремится освободить всю Палестину, не верит ни в какие переговоры и соглашения или даже сколь-либо длительное перемирие с Израилем». Тем не менее, оно объявило о своем появлении на свет после гибели одного из своих кадров (Низара Исы) в результате взрыва, который, согласно их заявлению, произошел по неосторожности. Движение было вынуждено заявить о себе, чтобы иметь возможность взять ответственность за этот инцидент, но его руководство отметило, что [до того] группа действовала на протяжении многих лет.
Пресс-секретарь «Ас-Сабирин», известный как Абу Юсеф, ответил на вопрос об их конфессиональной принадлежности. Вот что он сказал в интервью «Аль-Ахбар»: «Мы верим в исламское единство и отвергаем любые сектантские дискурсы. Каждый, кто поднимает этот вопрос, обслуживает наших врагов – сионистов и глобальное высокомерие, которые встают между нами и ищут любые способы фрагментации и разделения этой уммы». Однако же, добавил он, «мы не отрицаем свободы членов нашего движения избирать для себя тот мазхаб, сообразно которому они хотят поклоняться Аллаху в рамках тех вариантов, которые признает исламский закон. Но этот вопрос так муссируется, как будто в этом есть какая-то проблема, и это стратегия тех, кто старается играть на наших различиях и сеять семена разделения».
Он продолжил: «Сходство эмблем – не повод обвинять нас в том, что мы шииты. Логотипы движения Сопротивления в принципе похожи. Эмблема, которую мы избрали, содержит в себе привычные символы – такие, как рука, держащая оружие, карта Палестины с отмеченным на ней Иерусалимом, и планета Земля, ибо мы являемся сторонниками мира и гуманизма».
Палестинское Сопротивление сильно приросло группами в 1960-х: тогда вышли на авансцену 27 военных и политических организаций. Некоторые из них дожили до сегодняшнего дня, в то время, как остальные утратили значимость. Некоторые из этих организаций уже прекратили свое существование, а другие ударились в политический активизм. Все поворотные пункты в истории борьбы против Израиля характеризовались появлением какой-либо новой фракции. Арабское поражение после Накбы привело к созданию Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) и Движения за национальное освобождение Палестины, известного также под наименованием ФАТХ. С закатом коммунистического движения в регионе роль НФОП уменьшилась, так же, как и роль ФАТХ после того, как представители этой организации покинули Бейрут и отдалились от географического региона, окружающего Палестину.
Прежде, чем ФАТХ вернулся к политической деятельности, благодаря Первой Интифаде, вспыхнувшей в 1987 году в качестве народного движения, укрепили позиции два исламских движения Сопротивления – ХАМАС и «Исламский Джихад». С началом Второй Интифады ФАТХ – вооруженный квазиофициальным постановлением – вновь подключился к вооруженной борьбе, в которой [с его стороны] стали участвовать Бригады мучеников Аль-Аксы и Бригады Ахмеда Абу ар-Риша. Но президент Махмуд Аббас принизил роль последних, минимизировав их присутствие [на арене борьбы], и они распались. С тех пор не возникло ни одной палестинской организации с какой-либо новой политической программой, за исключением мелких военизированных групп.
Связь с Хизбаллой?
Официальный пресс-секретарь «Ас-Сабирин» коснулся темы отношений с Хизбаллой, особенно после того, как вокруг конфессионально-мазхабной идентичности в кругу палестинских пользователей соцсетей возникли кривотолки: «Между нами и Хизбаллой нет связи. Это ливанская организация, а мы – палестинское движение». Он добавил: «Мы солидарны с нашими братьями из Хизбаллы, ибо мы избрали тот же самый путь – путь Сопротивления; мы принадлежим к той же Оси, что и они; мы противостоим тому же самому врагу и пересекаемся на одной и той же дороге – освобождения Палестины. Однако же это не означает, что мы против каких-либо контактов с ними и против того, чтобы набираться опыта у них, равно как и у других организаций».
В 2008-м году на Западном берегу заявила о себе организация под названием Палестинская Хизбалла, но власти ПНА и ХАМАС восприняли это со скепсисом. Эта новая фракция, однако же, охарактеризовала себя как «суннитских джихадистов-исламистов, выступающих против политического процесса». Долго она не просуществовала, и никто более о ней не слышал. Помимо этого, военизированная сеть в Газе, поименовавшая себя Группами Имада Мугнии, взяла на себя ответственность за несколько операций. Меж тем, выяснилось, что эта сеть была связана с ФАТХ.
Увязывание этих организаций с Ираном и Хизбаллой – это очень тонкая и чувствительная для Газы тема. Именно поэтому некоторые арабские и израильские СМИ всеми силами стараются ассоциировать эти движения Сопротивления с конкретными мазхабами и направлениями. Подобный инцидент имел место несколько лет назад, когда палестинская полиция, аффилированная с правительством ХАМАС, атаковала группу, поминающую Арбаин (сороковой день мученичества Имама Хусейна, мир ему) на севере Газы. В городе Хан Юнис, расположенном на юге Сектора Газа, произошло несколько стычек, инициированных адептами салафитского шейха, регулярно нападавшего на сирийский режим, Иран, Хизбаллу и членов «Исламского Джихада».
Сотрудники спецслужб, которым известно об усилиях палестинских фракций по координации действий, рассказали «Аль-Ахбар», что между представителями ХАМАС и «Ас-Сабирин» состоялась встреча, на которой обговаривался статус организации в нише палестинского движения Сопротивления, участники которого могут действовать в Газе, покуда они не выходят за рамки общей канвы соглашений между различными организациями. Но они отказались вдаваться в иные подробности о том, есть ли представители движения «Ас-Сабирин» в Комитете по координации между фракциями, и каков их взгляд на мирный процесс. Эта новая организация, между тем, заявила, что ей удалось наладить хорошие каналы взаимоотношений с другими партиями и с [палестинским] правительством.
Ситуация с безопасностью в Газе подталкивает любую политическую или военную фракцию к взаимодействию с ХАМАС, являющимся крупнейшим движением Сопротивления в Газе, и так оно останется вне зависимости от того, как пойдет процесс урегулирования и какова будет обстановка. Служба внутренней безопасности, аффилированная с правительством, и спецслужбы, аффилированные с Бригадами аль-Кассама – военным крылом ХАМАС – следит за всеми этими организациями.
Относительно того, нуждается ли палестинская политическая сцена в еще одной организации, Абу Юсеф сказал: «В свете новых заговоров по уничтожению палестинского дела, равно как и того, что арабо-исламский мир ныне поглощен иными вопросами, а две крупнейшие палестинские фракции движутся в стороны политического решения, мы пришли к выводу, что наша религиозная обязанность – выйти на эту сцену, дабы палестинский вопрос вновь занял подобающее место, и чтобы исправить сложившееся положение. Палестина стоит жертв, и мы будем идти этим путем, покуда наша земля оккупирована».
Когда Хизбалла объявила о мученической гибели Фаузи Айюба – одного из своих военных командиров в Сирии – это породило волну злобы в израильских медиа, которые вновь сфокусировались на роли Хизбаллы в поддержке палестинских фракций на территории самой Палестины. А здесь следует особо учесть, что Айюб был арестован на Западном берегу в 2000-м и был освобожден в рамках сделки об обмене пленными. Тель-Авив не устает обвинять Тегеран, Дамаск и Хизбаллу в оказании финансовой и военной помощи палестинским фракциям, в тренировке их бойцов, отправке советников на помощь им и в создании спящих ячеек.
Об оружейных арсеналах «Ас-Сабирин» Абу Ислам сказал: «Мы все еще остаемся маленькой группой – это значит, что наши возможности ограничены. Но мы делаем ставку на наш моральный дух, который мы считаем краеугольным камнем нашего противостояния с врагом».
Что касается финансирования, он отказался раскрывать его источники. Он отметил, однако, что материальная поддержка, которую они получают, все еще очень мала и сводится к помощи от тех, кого он назвал «поддерживающими палестинский народ», и к пожертвованиям со стороны частных лиц. Он сказал, что в будущем представители движения намерены «открыть каналы [взаимодействия] с партиями, которые спонсируют Сопротивление и получают необходимую помощь».
Генеральный секретарь Совета Шуры «Ас-Сабирин»
Его позывной – Абу Мухаммад. Его близкое окружение отказывается раскрывать его реальное имя, ибо, по его словам, он не представляет «Ас-Сабирин» единолично. «Скорее существует Совет Шуры, который [коллегиально] принимает решения. Этот совет был создан не вчера, но обнародование его деятельности откладывалось в силу определенных обстоятельств, и очень долго он действовал скрыто».
Не многое всплывает об Абу Мухаммаде, если попытаться навести о нем справки: он – загадочная персона, которая держится в тени. Он разыскивался Израилем на протяжении 18 лет. Он обрел уважение в кругах Сопротивления, когда силы сионистов попытались арестовать его в начале Интифады за военную операцию, в ходе которой в Тель-Авиве были убиты 35 израильских солдат. Но ему удалось покинуть свой дом до того, как они в него ворвались. Поэтому они решили снести его шестиэтажный дом, в ходе чего погиб его отец, а его семья осталась без крова. Его обвиняют в поддержании прочных связей с влиятельными фигурами в Исламской Республике Иран, а это означает, что он находится под наблюдением со стороны спецслужб ХАМАС. Они уже арестовывали его более одного раза, впрочем, не найдя против него никаких улик. Также израильские и палестинские власти заключали его в тюрьму в 1980-х и в 1990-х.
Хани Ибрахим
Некоторые из приведенных в статье данных могли устареть.