Восхождение героя: загадка сейида Наср-Аллаха
29.08.2017 в 23:11
Лидер ливанской Хизбаллы сейид Хасан Наср-Аллах – это, возможно, один из самых таинственных и притягательных ближневосточных лидеров. И он соглашается давать интервью западным журналистам лишь в исключительно редких случаях.
Однажды съемочная группа во главе с сирийским сценаристом Набилем аль-Мильхемом снимала документальный фильм под названием «Загадка Наср-Аллаха». Возможно, этот фильм пролил свет на закрытую и засекреченную жизнь лидера Хизбаллы – Партии Аллаха.
В фильме рассказывается история жизни сейида Наср-Аллаха, который родился в бедной семье в лагере, расположенном неподалеку от Бейрута. С очень раннего возраста он зарекомендовал себя в качестве блестящего студента и истового мусульманина, преданно соблюдающего исламские принципы, чем привлек внимание шиитского руководства в Тегеране еще до того, как он стал лидером целого движения в Ливане.
Хасан Наср-Аллах женат на Фатиме Ясин, ведущей происхождение из деревни Аль-Аббасийя. У них трое [примечание редакции: теперь – уже четверо; после смерти старшего сына у супружеской пары родился еще один сын, который в настоящее время посещает школу], не считая старшего сына Хади, который был убит израильскими оккупационными силами в возрасте 18 лет. Других детей сейида Наср-Аллаха зовут Мухаммад Джавад, Зейнаб, Мухаммад Али [и Мухаммад Махди].
В интервью он охарактеризовал себя как семейного, домашнего человека, который предпочитает проводить много времени со своими близкими. Он читает много книг, отдавая особенное предпочтение мемуарам политических деятелей. В частности, он с интересом прочитал «Воспоминания [израильского премьер-министра Ариэля] Шарона», равно как и книгу Биньямина Нетаньяху «Место под солнцем», ибо, по его словам, он хочет знать своих врагов.
Детство и юность
Центральной фигурой в формировании личности сейида Наср-Аллаха стала его мать, которая растила его в Ливане вплоть до его переезда в Наджаф. Его отец, Абд аль-Карим, был переезжающим с места на место торговцем фруктами и овощами, которые он продавал в деревнях Южного Ливана. В этом ему помогали братья сейида Хасана.
Когда дела у его отца понемногу пошли в гору, он открыл небольшой продуктовый магазин. Хасан часто помогал ему в этом магазине и заприметил портрет имама Мусы Садры, висевший на одной из стен. Маленький мальчик сидел напротив портрета и не отрывал от него глаз, погружаясь в бесконечные мечты. Его привязанность к имаму росло день ото дня, и он надеялся, что когда-нибудь он вырастет и станет его политическим сторонником.
Хасан не был похож на других мальчиков из округи. Они все свободное время играли в футбол и плавали в море, меж тем, как Хасан часто посещал мечети в районах Син эль-Филь, Бурж Хаммуд или Набаа – ибо в районе Карантины, где жила его семья, мечети не было.
Когда Хасану было 9 лет, он отправился на Площадь мучеников в центре Бейрута, потому что на обочинах дорог там распродавались бывшие в употреблении книги. Мальчик жадно читал любые книги, которые касались ислама. Когда ему было сложно понять сказанное в книге, он откладывал ее, чтобы вернуться к ней, когда он вырастет.
Он получил начальное образование в школе «Наджах», будучи учеником одной из последних групп, получивших сертификат. После этого он продолжил обучение в общественной школе района Син эль-Филь. Но из-за вспыхнувшей в 1975 г. гражданской войны его семья была вынуждена покинуть Карантину и вернуться в свою родную деревню. Поэтому заканчивал сейид Хасан Наср-Аллах общественную школу города Тир.
Когда он с семьей еще жил в Карантине, ни он, ни кто-либо из членов его семьи не принадлежал ни к какой партии, несмотря на обилие различных организаций [Сопротивления], некоторые из которых были палестинскими. Но когда они вернулись в родную деревню Базурийя, сейид Хасан вступил в «Амаль». Этот шаг был предельно предсказуемым, учитывая его любовь и привязанность к имаму Мусе Садру. В то время Хасану было 15, а организация «Амаль» была известна под названием «Харакат аль-Махрумин» («Движение обездоленных»).
После того, как Хасан и его брат Хусейн присоединились к «Амаль», он стал представителем данной организации в своей деревне, невзирая на свой юный возраст. И тогда же в течение нескольких месяцев он принял решение отправиться в священный иракский шиитский город Наджаф, чтобы изучать там исламские коранические науки. В то время ему еще даже не было шестнадцати.
Наджаф
В мечети города Тир Хасан познакомился с шиитским ученым Мухаммадом аль-Гарави, который был представителем имама Мусы Садра. Он рассказал ученому о своем желании учиться в хаузе (шиитской религиозной академии) Наджафа. Аль-Гарави, поддерживавший связь с выдающимся иракским шиитским ученым сейидом Мухаммадом Бакиром ас-Садром, отправил Хасана в Наджаф, снабдив его рекомендательным письмом.
Хасан улетел в Багдад на самолете, а оттуда отправился в Наджаф на автобусе. Когда он добрался до города, у него не осталось ни цента денег. Но, по его словам, он всегда ощущал Божественную направляющую и поддерживающую руку. Важно было то, что он был готов вести скромную жизнь, полную материальных трудностей, сидел на хлебе и воде и спал на матрасе.
По прибытию в Наджаф Хасан нашел там ливанцев и попросил их передать данное ему рекомендательное письмо сейиду Мухаммаду Бакиру ас-Садру. Они рекомендовали Хасану обратиться к сейиду Аббасу аль-Мусави.
Поначалу сейид Хасан принял Аббаса аль-Мусави за иракца и заговорил с ним на литературном арабском, но услышал в ответ речь на ливанском диалекте: «Не напрягайся – я тоже ливанец, я из деревни Наби Шит в Бекаа». Это стало началом крепкой дружбы и партнерства.
По распоряжению сейида Мухаммада Бакира ас-Садра сейид Аббас аль-Мусави стал попечителем сейида Наср-Аллаха и ответственным за его обучение. Приняв его лично и прочитав рекомендательное письмо от шейха Мухаммада аль-Гарави, сейид ас-Садр поинтересовался у Хасана, есть ли у него какие-то средства к существованию. Услышав в ответ, что у него нет буквально ни гроша, сейид Мухаммад ас-Садр велел Аббасу Мусави снабдить его комнатой, стать его учителем и заботиться о нем. Затем он дал сейиду Наср-Аллаху немного денег, чтобы он смог купить себе книги и одежду, а также выделил для него ежемесячную стипендию.
Борьба и жертвы: Хади
Далее в фильме «Загадка Наср-Аллаха» рассказывается о том, как сейид Хасан присоединился к иракскому исламскому движению, как саддамовские спецслужбы взяли его на заметку, в итоге депортировав его в Ливан вместе с сейидом Аббасом аль-Мусави, с которым они продолжили деятельность в «Амаль» и затем вместе создали на ее базе новое движение – Хизбаллу. После того, как ставший генеральным секретарем движения сейид Аббас аль-Мусави был убит в 1992 г., сейид Хасан Наср-Аллах стал его преемником. Хизбалла в те годы контролировала деревни Южного Ливана.
Также фильм повествует об операциях, которые Хизбалла проводила против израильских оккупационных сил вплоть до их ухода из Южного Ливана в 2000-м. В фильме реконструируется героическая гибель старшего сына сейида Наср-Аллаха, Хади, и также говорится о провалившейся сионистской попытке покушения на самого сейида Наср-Аллаха.
Когда Хади стал мучеником, сейид Хасан Наср-Аллах предпочел получить поздравления, а не соболезнования. Однако же, сказал он, как и любой отец, тоскует по своему старшему сыну и живет надеждой, что Хади заслужил наивысшее довольство Всевышнего Аллаха. По словам сейида Наср-Аллаха, он потерял очень близкого и дорогого человека, но он уверен, что когда-нибудь они снова встретятся.
«По моему мнению, сейид Наср-Аллах – человек-загадка», — признался сценарист и режиссер фильма аль-Мильхем, — «я снимал его жизнь на камеру, и я ощутил его невероятное влияние, его потрясающую харизму, которая покоряет людей по всему Ливану». Сам сейид Наср-Аллах считает собственную харизму Божественным даром, которую он развил и укрепил благодаря образованию и жизненному опыту.
В данном фильме сейид Наср-Аллах также предстает как человек, который не равнодушен к бедам и трудностям арабского и, в частности, палестинского простого народа.
Взгляды
Слушая страстные и экспрессивные речи сейида Хасана Наср-Аллаха, можно легко составить представление о его взглядах. На его взгляд, корни сионистской оккупации – в американском империализме. Он рассказывает о том, как сионисты, прибывшие из разных стран мира, присвоили себе палестинские земли и возвели на них поселения. Он делает акцент на той помощи, которую США оказывают различным террористическим и репрессивным организациям и режимам мира, снабжая их передовыми видами оружия, разведданными, инструкторами – в качестве частного примера приводя Израиль, который, помимо прочего, получает щедрую американскую военную помощь.
В одном из тех редких интервью, которые сейид Наср-Аллах дает западной прессе, вышедшем на канале ABC, он заявил: «…где был Израиль до 1948 года? Во время Первой мировой войны и Второй мировой войны? На момент окончания Первой мировой войны существовали Ливан, Палестина, Сирия, Египет. Было два мандата – один британский, один французский. А государства под названием Израиль не было. Существовала лишь Палестина и палестинский народ».
«Но затем возникли практиковавшие насилие организации, которые начали свозить в Палестину большие группы людей из разных стран мира. Они захватывали принадлежавшие палестинцам земли, изгоняли палестинцев, совершали акты геноцида…Это государство было основано путем оккупации».
Сейид Наср-Аллах пояснил: «Мои убеждения заключаются в том, что Палестина – это страна, оккупированная от Средиземного моря до реки Иордан, и что палестинский народ обладает правом на [возвращение] всех своих земель. И на этой земле мусульмане, христиане и иудеи смогут жить в демократическом государстве бок о бок в мире и согласии, как они это делали столетиями. Однако государство под названием Израиль не обладает ни легальностью, ни легитимностью».
«Позволите ли вы, чтобы кто-то приехал и оккупировал часть США, основав там независимое государство, а затем вы десятилетиями не имели бы права селиться на этой территории? И, главное, допустите ли вы сам факт такой оккупации? То, что создано нелегально, не может стать легальным лишь потому, что существует уже 50 [и более] лет. Оккупация остается оккупацией, даже если прошли столетия».
«В течение последних 50 [и более] лет Израиль доказал, что он является экспансионистским государством, которое хочет захватить весь регион и которое не удовлетворено тем, что оно уже оккупировало на данный момент. Оно постоянно вмешивается в дела других стран региона, как это происходит в Ливане».
«Я не верю – и никогда не верил – что Израиль может стать проводником мира в нашем регионе».
«Мы хотим сказать, что оккупанты должны вернуться в те страны, откуда они приехали. Например, эфиопские фалаша [так называют эфиопских евреев] могут вернуться обратно в Эфиопию. Всего несколько лет прошло, как они приехали в Палестину – меж тем, как палестинцев оттуда изгнали. И теперь они нашли свое пристанище в Ливане, в Иордании, в Сирии. Меж тем, они озабочены тем, как свозить в Палестину все больше фалаша из Эфиопии. Аналогичным образом, российские евреи могут вернуться в Россию, и так далее. Если вы вернете землю ее народу, не будет никакой войны или войн».
«Наш регион не может смириться с оккупацией, народы нашего региона населяют его с незапамятных времен, между ними сформировались исторические связи, и они являются представителями древних цивилизаций».
«И вы не можете захватить их святыни, которые для них обладают сакральных статусом, с легкостью. Я полагаю, что люди, захватившие Палестину, должны извлечь урок из опыта крестоносцев, которые тоже побывали здесь. А ведь для крестоносцев Палестина была объектом для завоевания в течение двухсот лет».
В конце фильма сейид Наср-Аллах подчеркнул, что ни одно иностранное оккупационное образование не закрепится здесь и не выживет. «С другой стороны, мы можем покончить с этим и без кровопролития».
При всей секретности, которая окружает жизнь сейида Хасана Наср-Аллаха и Хизбаллу как движение Сопротивления, сейид Наср-Аллах является одним из самых могущественных и влиятельных политиков Ближнего Востока. Он – лидер, который непрестанно борется за благо арабов и, в частности, палестинцев, и от каждого слова которого веет его отвагой, харизмой и преданностью делу. Возможно, «загадка» сейида Наср-Аллаха никогда не будет полностью разгадана, но, вероятно, его таинственность стала для него одним из ключей к лидерству.
2003 г.