Сейид Наср-Аллах: «Пророк пришел, чтобы покончить с дурными адатами»

25.10.2021 в 13:55

SHN MavlidNabi 2021

В честь Дня рождения Пророка Мухаммада (с) и шестого Имама мусульман-шиитов Джафара ас-Садика (а), именем которого названа вся шиитская школа права (джафаритский мазхаб), Хизбалла собрала в Бейруте огромный митинг на открытом воздухе. Эта демонстрация силы и солидарности была как нельзя кстати, учитывая недавнюю дерзкую провокацию в виде бойни, учиненной «Ливанскими силами» Самира Джаджаа. Сторонники Хизбаллы хотели показать, что они ничего не боятся и крепко держатся за вервь, объединяющую всех мусульман мира, шиитов и суннитов – Пророка Мухаммада (а).

«Лаббейка, йа Наср Аллах!», — скандировали мужчины и женщины в черных абайях, собравшиеся на эту многолюдную акцию.

«Йа Аллах, йа Аллах, нахну маа Наср-Аллах!» — «О Аллах, о Аллах, мы с тобою, Наср-Аллах!» — так они недвусмысленно выражали свою четкую позицию.

Сейид Хасан Наср-Аллах, обращавшийся к своим сторонникам через режим прямой трансляции с большого экрана, улыбнулся, произнес традиционные салаваты, а затем поздравил верующих с этими праздниками, подчеркнув, что День рождения Пророка (с) служит поводом для единения всех мусульман.

«Посланник Аллаха (с) родился в год Слона, в месяце раби аль-авваль. Есть расхождения по поводу даты его появления на свет, но это не так важно. Сунниты отмечают этот праздник 12-го числа, а шииты – 17-го. Аллах даровал имаму Хомейни Свое благословение в виде победы Исламской Революции в Иране, после которой имам Хомейни подчеркивал, что мусульмане – это единая семья, и что необходимо соблюдать это исламское единство. И из наших обязанностей в любую эпоху – познавать этого великого Пророка (с), его личность, его качества, его биографию, его деятельность, каждую сферу его жизни. Это наша базовая обязанность в нашем исламском мире. Мы должны задавать о нем вопросы, читать о нем, следовать его Сире (биографии), и познакомить следующие поколения с этой великой личностью.

У него были великие достоинства. Во-первых, мы не можем познать Ислам, Шариат и его правовые нормы (ахкам), не познав Пророка (с), ибо один из основополагающих источников Шариата – Сунна, Сунна Непорочных (мир им) – их высказывания, их действия. Во-вторых, он – вервь (усватун хасанатун), за которую мы должны держаться, как нам приказал Всевышний Аллах. Это путь в будущей жизни (ахират) и в ближней жизни (дуния) для тех, кто хочет следовать Исламу.

Посланник Аллаха (с) – самый высокий образец для нас во всех сферах жизни. Он вывел людей и джахилийи и гнета, создав умму и создав государство. Посланник Аллаха воплощал в себе человеческое совершенство и совершенство веры (Иман). Он – цель творения, он – основополагающий элемент всех наших обществ, нашей культуры и идентичности. Политика, война и мир, экономика – все это зиждется на Сунне нашего Пророка (с), вне зависимости от поколения и конкретной страны».

Особое внимание сейид Хасан Наср-Аллах уделил социальной сути миссии Пророка Мухаммада (с):

«Мы должны сопоставить эпоху джахилийи, то, как тогда жили люди, какой была их мораль, какой была их культура – и то, как они стали жить при Исламе. Если мы посмотрим на аравийское общество до и после Пророка (с), мы многое поймем…

Посланник (с) достиг своих целей всего за 13 лет, он полностью изменил общество за это время. К сожалению, сегодня в Ливане существуют плохие традиции и дурные адаты. Мы все знаем об этом. Мы все – ученые и другие люди – должны работать над тем, чтобы за десятки лет эти традиции изменились.

Когда Пророк (с) пришел в свое общество, все эти деструктивные адаты были очень глубоко укоренены в обществе – но он сумел изменить их всего лишь за 13 лет и в значительной степени.

Что конкретно изменилось?

Первое: племенной шовинизм сменился единством народов.

До Посланника Аллаха люди поклонялись камням, Солнцу, Луне, идолам. Пророк (С) заменил это единобожием, Таухидом.

Второе: произошло изменение взгляда на человека, на котором зиждется вся система права и обязательств между людьми.

В джахилийском обществе богачам отдавалось предпочтение перед бедняками, племени курайш перед другими племенами, арабам перед не арабами, белым перед черными, мужчинам перед женщинами. Посланник Аллаха (с) изменил и стиль мышления людей, и законодательство.

Аллах сказал в Коране: “О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий” (49:13).

Тем самым, наиболее достойный – не самый богатый и не самый белый, а самый богобоязненный. Главное – это богобоязненность (таква).

Праведные и богобоязненные бедняки стали выше богатых. Биляль Хабаши (чернокожий муэдзин) – хороший пример этому. Коран был ниспослан как единое руководство для всего человечества.

Третье: до Пророка (С) аравийское общество пребывало в джахилийи, то есть оно было невежественным: не было ни культуры, ни науки. Большинство людей не умели читать и писать. Они прозябали между двумя великими империями, между римлянами и персами.

Есть риваят (хадис – ред.) о поисках знания [где рекомендуется искать знание вплоть до Китая]. Ислам стал отдавать предпочтение ученым перед необразованными. Еще один хадис гласит, что чернила ученых ценнее крови мучеников.

Исламское общество было пронизано жаждой знаний. Мусульмане писали книги, переводили их, создавали огромные библиотеки – была даже такое библиотека, где насчитывалось 50 тысяч книг.

Четвертое: Посланник Аллаха (с) изменил положение женщины.

Женщина в эпоху джахилийи на Аравийском полуострове не считалась ценным человеком. Когда рождалась девочка, араб чернел лицом. В большинстве семей было именно такое отношения к девочкам. Дочери не оставляли наследства, ее могли насильно выдать замуж за человека, за которого она не хотела выходить. Это были не просто обычаи – это была глубоко укорененная культура, которая насчитывала десятки лет.

Там, где в Священном Коране упоминается где мужчина, там непременно упомянута и женщина, ведь:

“О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин” (4:1).

“Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду” (33:35).

“В качестве примера о верующих Аллах привел жену Фараона. Вот она сказала: Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!’ А также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули в него от Нашего духа. Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных” (66:11-12).

Коран не просто возвеличивает и прославляет Марьям (мир ей) как мать Иисуса (мир ему). Важно и то, что Аллах избрал 18-летнюю девушку и возвысил ее над созданиями. Это – часть исламской культуры отношения к женщине.

У женщины нужно получить согласие на брак с конкретным человеком, нельзя принуждать ее к браку с тем, за кого она не хочет выходить замуж!

Пятое: Посланник Аллаха (с) установил внутренний мир в обществе.

Во времена джахилийи жизнь человека не имела ценности. Его можно было запросто убить или ранить по любому, самому малейшему поводу, войны вспыхивали очень легко. К жизни человека не было никакого уважения.

Так, в Медине до Посланника Аллаха (с) шли войны между племенами аус и хазрадж.

Посланник Аллаха (с) принес внутренний мир. Но он установил его не с помощью армии, полиции и спецслужб – он поселил мир в сердцах людей, он заложил в их головах мысль о неприкосновенности жизни и имущества окружающих. Некоторые факихи (исламские ученые) говорят, что самый невежественный человек (джахиль) – это тот, кто носит оружие напоказ и пугает им людей (даже не убивает!). Пророк (с) запретил даже пугать окружающих своим мечом!

Мы во всех наших обществах нуждаемся в оживлении этого мышления и опыта, поскольку в наших мусульманских странах, увы, процветает междоусобица и террор с целью устрашения окружающих.

Посланник Аллаха (с) пришел с принципиально новой культурой. Его призыв к людям заключался в этом: ты человек, и ты ответственен за всех остальных людей, за весь Земной шар. Ты будешь держать ответ в Судный день – но ты несешь ответ и в этой жизни (дуния)!

Поэтому человек несет ответственность за свою страну, за свой народ, за достоинство и имущество окружающих людей, за бедных, нуждающихся и путников, за угнетенных.

Пророк (с) за 13 лет своей деятельности попытался изменить человека, чтобы он преобразился, чтобы он начал помогать окружающим, а не пользоваться ими; чтобы он стал помогать Исламу всем: своим имуществом, своими детьми и даже своей жизнью…

И мы должны спросить себя: кто занимает самое высокое положение перед Аллахом?

Вы ответите: тот, кто является истинно верующим (му’мин), то есть тот, кто выполняет все обязательное (ваджиб) и поощряемое (мустахабб).

А в хадисе говорится, что самое высокое положение занимает тот, кто служит созданиям Аллаха, кто лучше всех знает о правах своих братьев и жестче всего отстаивает эти права.

Мы имеем обязательства перед всем человечеством. А где границы наших обязательств? Мы должны исполнять их по мере наших сил и возможностей. Например: необходимо сражаться против захватчиков, против террористов сообразно тем силам, которые у нас имеются».

Завершив часть, особо посвященную Пророку Ислама (с) и его миссии, сейид Хасан Наср-Аллах также вкратце коснулся текущей повестки, отвечая на вопрос: как именно мы можем следовать опыту Посланника Аллаха (с) в наше время?

«Первый вопрос, который сегодня на повестке – Палестина. По этому вопросу сунниты и шииты не имеют разногласий: в Палестине есть угнетенный народ, есть захваченная земля и ее святыни – мусульманские и христианские, и есть свободный народ – преимущественно мусульманский. А у всех мусульман по Палестине единая позиция (в отличие от позиции по Ираку, по Йемену и т.п.) – это позиция, которую задал сам Посланник Аллаха (с).

Сопротивление в Палестине нуждается в финансировании. Бизнесмены арабского мира обязаны снабдить палестинцев деньгами. Это обязательно (ваджиб), а не поощряемо (мустахабб).

Далее, каждый должен использовать возможности телевидения, чтобы освещать события в Палестине. Молчать об этом неправильно!

Сегодня Америка и некоторые арабские режимы подговаривают мусульман отказаться даже от палестинского дела, которое диктует нашему сердцу наш Иман. Увы, это происходит в некоторых государствах. Мы должны всеми силами сопротивляться нормализации.

Примером тому служит происходящее в Бахрейне. Ученые Бахрейна предупреждают, что Бахрейн идет на сближение с израильским врагом. Враг открывает свое посольство в Манаме. Бахрейнцы выходят на улицы в знак поддержки и солидарности с палестинцами. Это обязанность мусульман, и в этом жив дух Пророка (С)!

В иракском Эрбиле ученые сунниты и шииты, политические партии, фракции Сопротивления, племена заняли официальную позицию, пресекли фитну (смуту). в зародыше.

Нужно занять позицию в поддержку палестинцев, как это сделала Исламская Республика Иран и Сирия. Это – из числа наших обязанностей (ваджибат)», — жестко резюмировал лидер Хизбаллы.

Дальше он точечно прошелся по самым актуальным и болезненным темам: Йемен, запрещенный в России ДАИШ / ИГИЛ и, наконец, то, что происходит в самом Ливане.

«Йеменцы – это народ, угнетенный годами идущей против него агрессии, и нужно отдавать в этом отчет. Обязанность всех ученых, народов региона и народов мира – выступить в защиту этого народ. Крупные города и провинции Йемена находятся в руках движения “Ансар Аллах”. Они празднуют день рождения Пророка (с), следуя желанию народа. Сотни тысяч людей отмечают этот праздник на улицах. Международное сообщество не должно смотреть на силу США и Саудовской Аравии – необходимо сочувствовать угнетенному йеменскому народу».

В контексте разговора о личности и пути Пророка (с) естественным образом зашла речь о тех, кто своими действиями искажает и пятнает облик истинного Ислама:

«Кто создал [запрещенный в России] ДАИШ и натравил его на умму, на мусульман, пытаясь опорочить имя Посланника Аллаха (с), убивая мужчин, женщин и детей в мечетях, прикрываясь этим именем? Это сделали США, чтобы нанести урон целым народам и государствам. Сегодня наш долг (ваджибат) – сохранить доброе имя Пророка Мухаммада (с). Это обязанность ученых, исламских движений и простых мусульман, чтобы его имя не ассоциировалось со злодеяниями террористов. Это наша всеобщая обязанность!» — подчеркнул сейид Наср-Аллах, упомянув недавнее злодеяние игиловцев, которые подорвали мечеть в афганском городе Кандагар во время пятничного (джума) намаза, в результате чего погибли и были ранены сотни людей.

Говоря о Ливане, лидер Хизбаллы в первую очередь затронул тему исламского единства, благо его неделя традиционно отмечается между датами дня рождения Пророка (с) в суннитской и в шиитской версии:

«После победы Исламской Революции этому стало уделяться особое внимание. Имам Хомейни, затем имам Хаменеи начали собирать суннитских и шиитских ученых на конференции, чтобы они обрели это единство, чтобы мусульмане, выражаясь кораническим языком, сближались и сотрудничали на основе праведности и богобоязненности. Вот уже 40 лет они [власти и ученые Исламской Республики Иран] призывают к этому. Это не только риторика, это богословская и философская позиция. Цель здесь не в том, чтобы всех суннитов сделать шиитами. Причина заключается в том, сотрудничество между мусульманами имеет особую важность».

Сейид Хасан Наср-Аллах отдельно пояснил, что имеется в виду:

«Исламское Сопротивление в Ливане и в Палестине одерживает победы благодаря этому единству. В Оси Сопротивления есть и сунниты, и шииты. Они вместе сумели одержать победу над [запрещенной в России террористической группировкой] ДАИШ. Наш враг, желающий расколоть регион, стремится нас разделить, используя любые политические, религиозные и личностные разногласия. И здесь мы несем коллективную ответственность: необходимо пресекать фитну, разделение и отчуждение между мусульманами, над раздуванием которых американские и британские спецслужбы работают над этим и в шиитской, и в суннитской среде».

Внутриливанских тем сейид Наср-Аллах коснулся лишь в самом конце и вкратце – по пунктам.

«Ат-Тайюна: мы все следим за расследованием. Это смелое расследование. Необходимо оказывать народную и политическое противодействие тем, кто хочет разджечь в стране гражданскую войну. Для этого необходимы терпение (сабр), проницательность (басира), мудрость (хикма). Семьям мучеников Хизбаллы и “Амаль” я могу сказать, что, ин ша Аллах, скоро мы расследуем дело об их убийстве до конца.

Морские границы: это экономически важный для региона вопрос. Мы в Хизбалле не хотим вмешиваться в это, поскольку это задача государства. Однако сегодня вечером я хочу прокомментировать действия израильского врага, ведь некоторые принадлежащие ему нефтяные компании хотят наложить руку на наши месторождения нефти: у Сопротивления есть силы, чтобы защитить Ливан – а именно, нефть, газ и воды Ливана – от израильского врага! И я говорю ему: несомненно, в подходящее время Сопротивление, следящее за вопросом нефти и газа, ответит врагу на его притязания».

«Лаббейка, йа Наср-Аллах!», — восхищенно закричали сторонники Хизбаллы, меж тем, как ее лидер поставил финальный аккорд в своем выступлении:

«Мы должны достигнуть внутриливанского примирения внутри Ливана ради улучшения жизненных условий».

Он перечислил самые насущные вопросы: это бензин, хлеб и общественный транспорт.

«Для всего этого нам нужен займ от Центробанка. Легко сказать: “Денег нет”. На деле же нужно разработать многоступенчатый план, как именно сделать это, как помочь бедным. Но для этого надо иметь смелость для принятия решений на официальном и национальном уровне».

«Мы отвечаем на призыв Аллаха и Пророка (с), который сегодня состоит в том, чтобы помочь Палестине, а также укрепить внутренний мир и дух взаимопомощи», — подытожил сейид Хасан Наср-Аллах.