Сейид Наср-Аллах о протестах в Ливане, разоружении Хизбаллы и шиитско-суннитском вопросе
12.07.2020 в 08:19
«Михвар» представляет вниманию читателей дословный перевод части выступления сейида Хасана Наср-Аллаха, приуроченного к смерти Рамадана Шаллаха. Выдержки из первой части выступления вы можете прочитать здесь.
Есть несколько острых политических тем, связанных с Ливаном, которые я хотел бы обсудить сегодня: во-первых, это внутренняя политика и ситуация с безопасностью, и, во-вторых, это ситуация в области экономики и финансов.
Первое: известия об отставке нынешнего правительства или его свержении, которые циркулировали в последние несколько дней, ни на чем не основаны. Это – всего лишь слухи, которые распространяются по стране, подобно пожару. Это неправда. Мы не слышали ничего подобного от наших союзников, они не говорили нам такого. Я хочу привести это лишь в качестве примера того, какие страсти полыхают в медиа и на самой политической арене Ливана. На мой взгляд, это форма давления и политических игрищ.
Например, когда на прошлой неделе протесты и насильственные акции вспыхнули вслед за взлетом курса доллара, люди обвинили в этом «шиитский дуэт» в лице Хизбаллы и движения «Амаль» (и в особенности Хизбаллу!) и заявили, что требуют отставки правительства и премьер-министра.
Это странно. С одной стороны, они называют это правительство «правительством Хизбаллы». Затем они говорят, что хотят привести к власти другое правительство – их собственное. Неужели Хизбалла настолько глупа, чтобы распустить свое собственное правительство? Это говорит о противоречиях и путанице в их головах, и о том, что они оказывают прямое давление – ведь эта тема никогда не поднималась прежде.
На наш взгляд, в интересах страны, чтобы это правительство продолжало свою работу, и чтобы оно прилагало усилия к преодолению [текущего кризиса]. И текущая ситуация не меняет нашей позиции по этому вопросу.
Второе: мы всегда призывали к спокойствию. Если мы будем решать приоритетные для нас вопросы экономики, денег, финансов, [нормализации] жилищных условий на фоне ожесточенных политических споров и роста напряженности в обществе, я не думаю, что ливанский народ и ливанское государство сумеет преодолеть этот трудный этап.
Естественным и важным условием этого является политическое спокойствие в стране. Учитывая это, мы должны поддерживать все усилия по примирению между разными политическими лидерами. Любые попытки урегулирования – подобно тем переговорам между спикером парламента Набихом Берри и различными друзскими фракциями, которые транслировал канал «Айн ат-Тине» – должны всячески поощряться.
После определенных событий в горных и некоторых других регионах любой такой шаг очень важен. Любая инициатива такого рода должна получать поддержку и одобрение. Люди должны содействовать их успеху, а не руководствоваться соображениями расчета с целью приобрести себе дополнительные очки или поквитаться с политическими оппонентами.
Третье: некоторые партии призвали выйти на акции протеста в субботу. Что же касается протестов от 6 июня, в ходе которых они призвали претворить в жизнь резолюцию ООН 1559 и разоружить Хизбаллу, то мы считаем, что это неправильно и неприемлемо, и что несправедливо приплетать к этому протесты, повлекшие за собой Революцию 17 октября. Это нечестно по отношению к Революции 17 октября и к революционерам по одной простой причине: многие из них были против того, чтобы разоружать Хизбаллу. У них не было враждебности по отношению к Сопротивлению. А потому вплетать этот лозунг в канву общего протестного движения неприемлемо, неправильно, несправедливо и греховно.
Главным требованием участников протестов 17 октября было не разоружение Хизбаллы, хотя некоторые пытаются педалировать эту тему. Настоящую проблему [для нашей страны] представляет собой не оружие Хизбаллы, а ситуация в экономике, жилищные условия, нехватка вакансий на рынке труда, рост доллара и падение национальной валюты, проблемы с импортом и экспортом, отсутствие ряда продуктов на рынке. Эти проблемы угрожали благополучию общества, способствуя ухудшению уровня жизни людей и их психологического состояния. И эти проблемы приоритетны.
Демонстрации, протесты, выражение любого мнения легитимными и законными способами – это способы привлечь внимание к этим вопросам. Это естественно, это необходимо и это заслуживает понимания. Это все не представляет собой никакой проблемы.
Когда к лозунгам протестующих было присовокуплено требование исполнить резолюцию ООН 1559, это оказало негативный эффект – ибо, как мы видим, это раскололо протестующих. Мы увидели, что многие из партий, входивших в движение 17 октября, дистанцировались от него. Вот почему протесты 6 июня оказались слабыми, и это признали даже СМИ, вещающие в поддержку этих протестов. Они говорили о провале этих протестов, несмотря на денежные вливания и большие надежды со стороны посольства США. Одна из главных причин – споры по поводу повестки и лозунгов. Я называю это расколом в рядах протестующих. Если кто-то хочет протестовать против наличия у Хизбаллы оружия – пусть протестуют. Для нас это вообще не проблема и не повод для беспокойства, но пусть они не смешивают эту свою деятельность с другими требованиями и лозунгами народного протеста – правильными и справедливыми. Это неприемлемо, это предосудительно, и на этом спекулировать нельзя!
Последнее, что я скажу по поводу пропонентов этого лозунга: все эти люди теперь известны. И это смешно. Все эти игрища – инфантильны. Некоторые из них даже распространяют конспирологические теории по поводу протестов 6 июня, будто бы это Хизбалла сама вбросила этот лозунг о разоружении Сопротивления и претворении в жизнь резолюции 1559 в качестве морального оправдания для разгрома народного движения.
Это просто оскорбляет человеческий интеллект! Неужели люди, распространяющие подобное, верят в то, что смогут задурить голову окружающим?
Все ливанцы слышали их заявления и призывы, которые они делали официально или в телевыступлениях, в социальных сетях и газетах. Точно так же, мы знаем, какие партии призывали своих сторонников участвовать в протестах 6 июня под этим лозунгом. Политические силы, которые стоят за акциями 6 июня, прекрасно известны всем ливанцам.
Теперь, если эти люди де-факто работают на нас и на наши интересы, это просто великолепно – на руку Хизбалле играют даже наши враги и соперники, которые вынашивают против нас заговоры. Это похоже на голливудский фильм!
В любом случае, вы можете круглыми сутками разглагольствовать про разоружение Сопротивление – по ТВ, в соцсетях, в новостных выпусках; вы можете даже строчить отчеты об этом американцам и в страны Залива! Для нас это – не проблема. Но если серьезно, неверной дорогой вы идете – со всеми своими лозунгами, протестами, оскорблениями и истошными воплями: все это ничего не изменит.
Что вам действительно нужно – так это убедить сторонников Сопротивления, что у вас есть для них лучшая альтернатива оружию Хизбаллы. Но Сопротивление – это не про оружие. Сопротивление предлагает ливанскому народу, палестинскому народу и народам региона путь и интеллектуальную стратегию противостояния израильскому врагу, которая ведет к освобождению нашей земли, к созданию системы обороны нашей страны, ее территориальных вод, ее земель, ее продукции, ее достоинства, ее суверенитета.
За последние десятилетия мы получили конкретные подтверждения «на земле», что наша логика реально работает. А люди увидели результаты. Какова альтернативная логика. Что за альтернативу вы предлагаете?
Теоретизирования, отсылки к закону и конституции порой не помогают решить реальную проблему. Вы должны выработать конкретную логичную стратегию. Вы можете болтать до бесконечности, но одни только лозунги ни в чем не убедят людей, который каждый день, начиная с 1948 года, сталкивались с актами израильской агрессии, особенно на юге и в Западной Бекаа, жители которой больше всего пострадали от оккупантов и их ежедневных нападений. Вы же просто понапрасну тратите силы, не предлагая никакой реальной альтернативы. Для сторонников Сопротивления это все превратилось в целую идеологию, в систему убеждений, в стратегическое видение, которое доказало свою эффективность. И вы не сможете перебороть все это лозунгами, проклятиями и повсеместными протестами. Больше я не намерен обсуждать эту тему.
Четвертое: этот пункт относится скорее к ситуации в сфере политики и безопасности – речь идет об актах насилия, посягательствах на личное и общественное имущество, нападениях на сотрудников спецслужб и солдат армии, перекрытии дорог, и даже более опасных вещах – оскорблениях в адрес религиозных символов, мусульманских и христианских, суннитских и шиитских.
В этой связи я бы хотел подчеркнуть следующее:
1.Хочу напомнить людям о нашей твердой позиции, которую мы заняли с самого начала этого движения и этой революции, которую мы называем восстанием 17 октября. Все ливанцы помнят мою речь, которую я произносил за два дня до Арбаина Имама Хусейна (мир ему). Я уже тогда говорил на эту тему. И я сказал, что, если протестующие хотят достигнуть результатов, они должны быть осведомлены о некоторых вещах. Так, я призвал их избегать посягательств на общественную и частную собственность, не вступать в столкновения с сотрудниками спецслужб и солдатами армии – потому что они ваши сыновья, братья и близкие – и не оскорблять политические и религиозные символы, и не перекрывать дороги.
Мы сделали акцент на этих вещах в ходе того выступления. И с тех пор мы настаиваем на этом. С тех пор мы настаиваем на этом: всех этих действий нужно избегать ровно постольку, поскольку эти методы не позволят достигнуть цели – надавить на правительство, чтобы оно инициировало реформы. Не только по этой причине данные методы контрпродуктивны и лишь отталкивают людей от протестующих. Тем самым, это создает барьер между участниками протестов и народом; это способствует разжиганию ненависти и вражды между людьми.
К примеру, когда вы сооружаете баррикаду и перекрываете дорогу в субботу или в воскресенье, вы создаете длинные пробки: тысячи машин простаивают в них часами под палящим солнцем. Тем самым вы, выдвигающие социальные требования, настроите этих людей против себя в эмоциональном, психологическом и политическом плане.
Худшее же, чем можно заниматься – это проклинать и оскорблять людей. Это лишь приведет к разделению, сектантскому расколу и хаосу. Но я не думаю, что народ хочет хаоса.
Поэтому я подтверждаю, что это наша общая позиция, которой придерживаемся все мы все – от руководства до всех подразделений нашего движения, равно как и все наши друзья и союзники. Мы всегда говорим об этом, поскольку для нас это фундаментальный гуманитарный, этический, религиозный и патриотический вопрос. Никто не должен допускать каких-либо ошибок, когда речь заходит об этом.
2.Что касается оскорблений и проклятий в адрес политических и религиозных символов, то это отражает определенный недостаток морали и дисциплины у пользователей соцсетей, уличных демонстрантов и даже «традиционных» СМИ в Ливане. Все дело здесь в недостатке дисциплины. Это наша ответственность, равно как и ответственность политических сил, религиозных и политических руководителей государства, общества и элит, чтобы не допустить скатывания нашей страны в хаос и сектантскую вражду. Мы все обязаны быть сдержанными.
Но это продолжится. Это происходит в соцсетях каждый день. Иногда СМИ освещают эту тему. Так, несколько месяцев назад некий персонаж оскорбил Повелителя верующих Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему) в соцсетях. Шииты восприняли это как личное оскорбление. Во время протестов 6 июня некоторые их участники, в свою очередь, бранили мать правоверных и жену Посланника Аллаха (с) Аишу. И наши суннитские братья тоже восприняли это как выпад лично против них.
В СМИ и соцсетях нет дисциплины. Это – моральный упадок и бреши в безопасности страны. Электронные армии, принадлежащие израильтянам и им подобным, хотят, чтобы наша страна была ввергнута в межконфессиональную вражду. Эти армии готовы каждый день поливать грязью символы и святыни всех мусульман и христиан, стравливая их друг с другом. Можем ли мы вверить судьбу нашей страны и нашего народа в руки вражеских агентов, невежественных людей и шпионов – или мы должны вести себя ответственно? А ведем ли мы себя ответственно, не подрывая основы существующего баланса? Например, если кто-то оскорбил Имама Али (мир ему), как мы, шииты, должны на это реагировать? Надо изливать свое возмущение исключительно на тех людей, которые совершили это, не перенося его на их семьи, деревню, политическую партию, не говоря уже об их конфессиональной общине. В этом – мудрость, праведность, религиозность, в этом наши национальные интересы, это зиждется на принципах братства и нравственности. Но обвинять в этом всех суннитов – это преступление по отношению к нам же самим, шиитам.
Такой инцидент произошел недавно. Если молодой шиит бранит или оскорбляет госпожу Аишу, мать правоверных, жену Посланника Аллаха, как должны на это реагировать сунниты? Когда одни нарушают границы других, это приводит к обоюдному нарушению границ.
Этот молодой человек совершил ошибку. Допустим, он совершил проступок – называйте это, как хотите. Однако его семья не несет ответственности за его действия. Точно так же, здесь ни при чем ни его религиозная община, ни его политическая партия, если он состоял в какой-либо из них. Религиозные ученые и лидеры этой общины тоже не причастны к этому. Мы не должны подливать масла в огонь, не должны допустить, чтобы наша страна погрузилась в пучину межмазхабной вражды, в ходе которой всплывут на поверхность воспоминания о давно забытых временах и настанет время для сведения личных счетов.
То же самое касается отношений между христианами и мусульманами, если кто-то из них будет оскорблять религиозные символы друг друга – что обычно позволяет себе разгоряченная молодежь. Но что эквивалентно национальному, морально-этическому и чисто человеческому предательство – так это когда политики и религиозные деятели подключаются к такого рода подстрекательству. И меня сильно беспокоит этот процесс, поскольку он еще далек от завершения.
Все это активно продолжается, поскольку таковы господствующие в стране умонастроения. А потому лидеры каждой из оскорбленных общин должны сделать первый шаг и успокоить эти страсти. Если мы возьмем этот принцип и подход на вооружение, мы избежим многих опасностей, потерь и издержек. Конечно, было бы очень здорово, если бы мы научились вообще не задевать друг друга. Но для нас это пока слишком неподъемная задача – хотя я не говорю, что ситуация вконец безнадежна. Но мы должны выработать механизм, позволяющий нам разруливать такие кризисы – поскольку они более чреваты последствиями, чем посягательство на частную и общественную собственности. Тех, кто присваивает чужое имущество, попросту арестовывают, а ущерб – компенсируется. Но межконфессиональные склоки войдут в каждый дом и создадут страшный раскол в обществе. И с этим нельзя мириться.
Пятое: последний пункт касается недавних актов вандализма, которые зафиксированы в Бейруте и Триполи. Эти действия – безусловно предосудительны и с религиозной, с моральной, и с правовой точки зрения. Даже если кто-то голоден или несчастен, это не дает ему права громить лавочки, магазины, офисы, машины, дома и так далее. Это недопустимо, и никто не вправе поддерживать это, считать это приемлемым или оправдывать это.
К сожалению, погромы начались после того, как разошлись слухи, будто бы курс ливанского фунта к доллару взлетел до 7 тысяч – в то время, как на самом деле он составлял 5 тысяч. Люди разозлились и вывалили на улицы в нескольких районах. Начались беспорядки. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня они не стихают, и я задаюсь вопросом: кто к этому причастен? Кто инициировал акты вандализма? Я расскажу, что об этом говорят.
Говорят, что это были шииты из Дахии (южного пригорода Бейрута), сторонники «шиитского дуэта» – «Амаль» и Хизбаллы. Более того, некоторые дошли до того, что, по их версии, погромы были прямо организованы руководителями Хизбаллы и «Амаль». Это можно было прочитать в статьях, которые публиковали в некоторых СМИ. Там говорится, что руководство подослало этих молодых людей, которые призывали к свержению правительства Хасана Диаба. Некоторые из них призывали отправить в отставку Рияда Саламе. Это, мол было организовано и спланировано нами.
Все это продолжает муссироваться, как будто эти россказни заслуживают доверия. Я бы хотел сказать об этом несколько слов. Во-первых, я хотел бы заметить, что погромы также произошли в Триполи. Каким образом шииты оказались в Триполи и натворили там все это? Это что, люди из Дахии специально приехали в Триполи, чтобы учинить там беспорядки? Эти акты предосудительны, где бы это ни происходило – будь то в Бейруте, Триполи, Дахии, Тире, Баальбеке или Джуние. Это первое.
Второе, что я хотел бы отметить: я хочу присоединиться к парламентариям и официально потребовать от спецслужб и судебной системы решительных действий. На видео попали люди, которые принимали участие в актах вандализма. Допросите их и выясните, к каким партиям они принадлежат, и получали ли они от своего партийного руководства приказ выходить на улицы.
А потому некорректно обвинять Дахию – целый район, равно как и шиитов – целую конфессиональную общину, в тех погромах, которые разразились в субботу. Мы это осуждаем и не принимаем таких методов. Мы не приемлем насилия и вандализма. Мы также выступаем против этой злонамеренной информационной кампании. Но нужно проследить истоки этой травли нас в СМИ, поскольку она не спонтанна, и ее инициаторы пишут это далеко не от незнания и наивности. Мы призываем органы безопасности и судебную систему вмешаться и привлечь к ответственности тех, кто клевещет на нас.
Откровенно говоря, мы переговорили с армией и спецслужбы, чтобы они установили блокпосты и не давали проезжать мотоциклистам. Мы не хотим проблем для своей страны. Мы не хотим, чтобы кто-либо проклинал людей или нападал на них. Это не в интересах страны, и это не в наших интересах, чтобы происходило подобное, и мы не хотим делать что-либо вразрез с нашими собственными интересами. Но даже несмотря на то, что мы попросили об этом армию и спецслужбы, некоторым мотоциклистам удалось проскользнуть сквозь блокпосты в некоторых районах.
В результате произошли субботние погромы, и тогда Хизбалла и «Амаль» согласились послать наших ребят патрулировать улицы и поддерживать там дисциплину – естественно, не прибегая к оружию – чтобы не дать людям совершать акты вандализма и рассекать на мотоциклах. Мы даже говорили с ними и убеждали их, что их действия контрпродуктивны. Мы приложили все усилия, какие только могли, поскольку не хотим, чтобы одна «улица» схлестнулась с другой «улицей».
И здесь я хотел сделать кое-какое заявление. Конечно же, некоторые СМИ и политические партии назвали это все «приватной безопасностью». Пусть они говорят, что угодно, про то, как Хизбалла пытается защитить «приватную безопасность», когда мы хотим уберечь страну от разделения и от межконфессиональной вражды, которая превратит Ливан в один большой полыхающий пожар. И мы сделаем все необходимое, чтобы не допустить этого, включая привлечение сил безопасности к предотвращению столкновений.
Все эти кривотолки не имеют никакой ценности, когда наш глобальный национальный интерес заключается в том, чтобы утихомирить улицы, взять их под контроль, предотвратить столкновения, раздор и хаос. Это становится всеобщей обязанностью.
Честно – говорите, что хотите. В будущем, когда возникнет потребность, чтобы молодые люди из Хизбаллы и движения «Амаль» возглавили любую площадь, улицу и хаос, чтобы не допустить склок, конфронтации и хаоса, мы сделаем это. Отныне учитывайте это.
Но обратите внимание: то, что говорят о Дахии, – неприемлемо, поскольку это безосновательно. В Дахии живет почти миллион человек. Среди них есть сунниты, есть христиане, есть сирийцы; также там расположены лагеря палестинских беженцев. Однако большинство ее населения – шииты. Но если какой-нибудь отдельный житель Дахии сделает что-то, некорректно обвинять в этом Хизбаллу и «Амаль». Если молодые люди на мотоциклах выехали из Дахии и помчались в Хадас, в Бейрут, в Айн ар-Руммане или в Хальде, это не значит, что они автоматически являются членами Хизбаллы или «Амаль». Нам нельзя инкриминировать подобное. Это недопустимо. Это неразумно и незаконно.
Они утверждают также, что Хизбалла и «Амаль» не представляют всех шиитов. Отлично! Это из той же серии, что и разговоры про «правительство Хизбаллы», или что цель «возглавляемых Хизбаллой протестов» – свергнуть «правительство Хизбаллы». С одной стороны, они говорят, что «шиитский дуэт» не представляет всех шиитов. С другой стороны, если один-единственный шиит что-то сказал или сделал, они обвиняют в этом «Амаль» и Хизбаллу! С такой логикой мы далеко не уедем.
Исходя из сказанного, мы не считаем себя ответственными за действия конкретных шиитов – и то же самое касается суннитов и представителей всех остальных конфессий. Есть люди, которые не согласны с программой «Амаль» и Хизбаллы, с их политической методологией, с их руководством. Они существуют – но их процент очень ограничен. Десять, двадцать, пятьдесят из них могут писать что-то в соцсетях, гонять на мотоциклах, выходить на улицы и создавать там проблемы. Но уместно ли возлагать ответственность за это на все шиитское сообщество, или на Хизбаллу и движение «Амаль», подталкивая страну к религиозной войне. Это совершенно неприемлемо.
Я хотел лишь пролить свет на эту проблему – на то, какой масштаб приняла диффамация и моральная деградация, и с какой легкостью люди бросаются обвинениями. Если вы хотите вменить нам что-то в вину, пожалуйста, но тогда пусть в этом будет хоть капля правды, а не одна лишь наглая ложь.
Я призываю ливанское государство, судебную систему и органы безопасности сказать здесь свое веское слово.
А то дойдет до того, что, если будет арестован мародер, посягавший на общественную или частную собственность, а мы или кто-то еще [из шиитов] вмешаются, они предадут это огласке и скажут, что Хизбалла, движение «Амаль» или какая-то еще политическая партия «впрягается за преступника».
Я вновь и вновь призываю к спокойствию, деэскалации конфликта и воздержанности блогеро