К 40-летию пропажи имама Мусы ас-Садра, основателя ливанского Сопротивления

08.09.2018 в 00:39

Musa Sadr1

Ливан отметил 40-ю годовщину исчезновения имама сейида Мусы ас-Садра, который пропал вместе с двумя своими спутниками летом 1978 года во время визита в Ливию, где он встречался с печально известным полковником Муаммаром аль-Каддафи. Сейид ас-Садр родился в Иране во влиятельной, высокообразованной и религиозной семье, и одним из важнейших направлений его деятельности в Ливане было сопротивление против сионистского оккупационного образования.

Невозможно отрицать, что наследие имама Мусы ас-Садра просто блистательно, и что в нем отразился его ум, ценности и благородные привычки. Спустя четыре десятилетия после пропажи имама Мусы ас-Садра и двух его сподвижников – шейха Мухаммада Якуба и журналиста Аббаса Бадреддина – можно сказать, что их исчезновение оказало огромное воздействие на ливанскую, арабскую и мировую политическую сцену. Это значит, что мир потерял мыслителя, который призывал к миру и веротерпимости.

Сегодня идеи имама Мусы ас-Садра о мирном сосуществовании представителей разных конфессий актуальны как никогда. Вплоть до сегодняшнего дня нет четкой информации, какова же его судьба. После коллапса правительства Каддафи в 2011-м ливанское правительство должно приложить коллективные усилия к ее прояснению. Однако проблема в том, что сегодня Ливия погрузилась в племенную раздробленность, когда каждый регион управляется своим кланом.

Сейид Муса ас-Садр основал первую организацию сопротивления против сионизма. Она также боролась против того маргинального и униженного положения, в котором в те времена находились ливанские шииты. В 1970-е он стал страстным защитником своего обездоленного и нищего шиитского сообщества. В тот период Ливан был плавильным котлом для разных политических и культурных движений. В этих условиях имам Муса ас-Садр стал влиятельным лидером с феноменальной харизмой, пользовавшимся поддержкой не только среди шиитов, а во всем разношерстном ливанском обществе.

Популярность сейида Мусы ас-Садра вышла за рамки какой бы то ни было религии, культуры или идеологической позиции. Несомненно, его мысль снесла все эти барьеры. Он был образцом преданного делу и необыкновенного лидера, который призывал к равенству, к построению гомогенного, единого и суверенного Ливана. Его гений проявился в его способности доносить свои идеи до самых разных и часто конфликтующих слоев ливанского общества.

Musa Sadr7

Что же это был за человек, как и откуда он вышел на авансцену ливанской политики?

Сейид Муса ас-Садр родился 15 апреля 1928 года в священном иранском городе Кум в семье сейида Садр ад-Дина, который был ливанцем из Джебель-Амиль. В Куме сейид Муса ас-Садр получил религиозное образование, а в Тегеранском университете – академическое: он окончил юридический факультет. Он стал преподавателем, читавшим лекции по праву и логике в Исламском университете Кума, а затем, в 1954 году, отправился в Наджаф. В 1955 году он женился, и в этом браке у него родились четверо детей.

Имам Муса ас-Садр впервые посетил Ливан в 1955 году – в частности, по приглашению выдающегося религиозного ученого сейида Абдул-Хусейна Шараф ад-Дина, который яростно сопротивлялся французской оккупации Джебель-Амиль. Он совершил турне по ливанским деревням и городам, призывая к отказу от сектантской раздробленности и дискриминации по религиозному принципу, от коррупции и безверия. В сотрудничестве с епископом Грегором Хаддадом он основал десятки благотворительных ассоциаций и сиротских приютов.

В 1969 году Муса ас-Садр создал Высший исламский шиитский совет Ливана, призванный финансировать и представлять интересы дискриминируемого шиитского сообщества. В 1974 году он основал «Движение обездоленных» («Харакат аль-махрумин»), а в 1975 году он анонсировал создание ливанского Сопротивления. Более того, 27 ноября 1975 года имам ас-Садр объявил о начале национального диалога и реформ в различных сферах. Таким образом, он представил передовую модель сосуществования между мусульманами и христианами, пытаясь положить конец ливанской гражданской войне и спасти юг страны от сионистских посягательств.

Эта ситуация нервировала сионистов и различные западные гегемонистические силы, которые стремились разжечь гражданскую войну между соотечественниками-ливанцами. С начала 1975 года в стране воцарился ужасный хаос. Ливан, который раньше называли «ближневосточной Швейцарией», наполнился сектантской враждой, взрывами, похищениями и покушениями. В разгар этой вакханалии сейид Муса ас-Садр пропал вместе с двумя спутниками.

Сообщается, что всех троих видели в аэропорту ливийской столицы – Триполи. Общепринятая теория гласит, что все они были насильно увезены и убиты по приказу Каддафи. Однако же Каддафи заявлял, что из Ливии они улетели в Италию – что было опровергнуто итальянскими следователями. После падения режима Каддафи распространились слухи, что сейид Муса ас-Садр, шейх Мухаммад Якуб и журналист Аббас Бадреддин живы, и что их удерживают в секретной ливийской тюрьме вот уже 30 лет, не позволяя общаться с внешним миром.

Imam Musa Sadr Ali Shariati

Имам Муса ас-Садр читает джаназа-намаз над телом иранского революционного философа Али Шариати

Сейид Муса ас-Садр стремился превратить Ливан – страну, где наличествует 18 конфессий – в оазис сосуществования и образец для других культур. Он настаивал на важности мультикультурализма и единства общества, не разделенного по конфессиональным швам, проповедуя эти идеи как в мечетях, так и в церквях. В одном из своих выступлений сейид Хасан Наср-Аллах обратился к нему напрямую: «Вы все еще присутствуете среди нас. В эти дни мы вспоминаем вас и клянемся следовать по вашему пути. Определенно, победа 2006 года была одержана благодаря вашей методологии…вы – отец всех этих поколений, в которые вы вдохнули дух сопротивления».

Сейид Муса ас-Садр отвергал любой мир с сионистскими агрессорами, которые [по его словам] «плетут заговоры против всех ценностей и всех народов». Он настаивал, что сопротивление является методом праведных и угнетенных: «Наш долг заключается в освобождении нашей земли и в выдворении оттуда врага». Что касается палестинского вопроса, то он сказал: «Мы – те, кто сохранит палестинское Сопротивление, и мы освободим Иерусалим».

Сондосс аль-Асаад

US Journal