• Главная
  • Иран
  • Саудовское примирение с Ираном, Йеменом и Сирией: потенциальные вызовы

Саудовское примирение с Ираном, Йеменом и Сирией: потенциальные вызовы

28.04.2023 в 03:30

Если все пойдет по плану, шаги к восстановлению дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией станут прологом к открытию дипломатических миссией и консульств в обеих странах не позднее 9 мая. Эти сроки рассчитаны на основании прогноза помощника министра иностранных дел Ирана Али Резы Энаяти.

Саудовская делегация побывала в Иране, чтобы создать почву для открытия посольства КСА в Тегеране и саудовского консульства в Мешхеде. Иран также работает над открытием своего посольства в Эр-Рияде и генконсульства в Джидде в свете приближающегося сезона хаджа.

Между тем, соответствующая атмосфера создана для восстановления дипломатических отношений между Ираном и Бахрейном. Что касается остальных стран Залива, то Иран поддерживает дипломатические отношения и имеет послов в целом ряде государств, включая Кувейт, ОАЭ, Оман и Катар.

Говоря вкратце, позитивные последствия саудовского-иранского сближения скажутся на всем регионе, за исключением Израиля. Тель-Авив взвешивает все возможные последствия этих процессов для собственных планов по формированию регионального антииранского альянса под лозунгом нормализации.

Соединенные Штаты также встревожены этим дипломатическим прорывом, особенно в свете того, что этот договор (между Ираном и КСА) был заключен в обход американцев. Напротив, именно Китай протолкнул это соглашение и выступил в качестве миротворца на Ближнем Востоке.

Мотивы Саудовской Аравии

За последние несколько дней и вскоре после подписания соглашения в Пекине Саудовская Аравия сделала несколько значимых шагов вперед.

Саудовская делегация приземлилась в Сане, чтобы принять участие в поиске политического решения для прекращения войны в Йемене; сирийский министр иностранных дел посетил Эр-Рияд впервые с 2011 года по приглашению саудовской королевской семьи, чтобы обсудить возвращение Сирии в ЛАГ; делегация ХАМАС посетила Саудовскую Аравию после многих лет противостояния. Меж тем, как у визита ХАМАС может иметься и религиозное измерение, его политическая составляющая более, чем очевидна.

Упомянутые встречи прошли в позитивной атмосфере, созданной за счет ирано-саудовского регионального соглашения.

Более того, все эти шаги были предприняты без оглядки на Вашингтон, который, к примеру, выступает против любого арабского примирения с Сирией и любого китайского вмешательства в дела данного региона, которое усилило бы позиции Пекина на Ближнем Востоке.

Подоплека новой саудовской политики имеет свое объяснение:

— Саудовская Аравия сконцентрировалась на реализации экономического плана кронпринца к 2030 году. Этот план предполагает привлечение иностранных инвестиций, а это, в свою очередь, требует стабильности, и идущая конфронтация в регионе не идет этому плану на пользу.  

— После восьми лет войны против Йемена саудовские успехи оказались весьма скромными и, возможно, приносящими разочарование. Это усугубилось колебаниями со стороны йеменских союзников КСА и разногласиями с ОАЭ, которые поддерживают сецессию юга.

— Саудовская Аравия глубоко раздосадована тем, что американцы не дали ей гарантий безопасности, которые бы обязали Соединенные Штаты встать на защиту КСА в случае любой угрозы.

Атака на саудовские нефтяные сооружения в сентябре 2019 года и неспособность Вашингтона предпринять что-либо обернулись разочарованием Эр-Рияда в американской мощи, особенно в свете переориентации США на Восточную Азию.

— Укрепление экономических, нефтяных и прочих связей Саудовской Аравии с Россией и Китаем вбило клин между Саудовской Аравии и Соединенными Штатами, учитывая попытки Вашингтона наложить ограничения на эти контакты. Это позитивно отразилось на отношениях между Эр-Риядом и Тегераном, особенно в свете сближения Китая с мусульманскими и соседними странами.

— Иранские угрозы ответить на вмешательство Саудовской Аравии в события в Иране прошлой осени подтолкнуло саудовскую и иранскую стороны к переговорам. Эр-Рияд форсировал шаги в сторону соглашения после небольшого иранского промедления в переговорах.

Мотивы Ирана

Их можно резюмировать следующим образом:

—  Иран долго искал пути к установлению хороших отношений с Саудовской Аравии, исходя из того, что это выбьет из рук США и Израиля козырную карту в виде «иранской угрозы». Слово оставалось за Эр-Риядом, который выдвинул условия для нормализации отношений с Ираном.

Саудовская Аравия осознала: вместо того, чтобы нести тяжелые убытки, сражаясь с расширением влияния Ирана в регионе, стоит обменяться с Ираном гарантиями безопасности и развивать с ним взаимовыгодные экономические отношения, поскольку Иран является одним из столпов региональной безопасности. В свою очередь, сегодняшний Иран, похоже, в большей степени готов взаимодействовать с Саудовской Аравией в свете перемен в регионе и в мире. Иран отдает приоритет устранению всех поводов для сохранения американского военного присутствия в регионе и прямого иностранного вмешательства в его дела.

— Нормализация отношений между государствами Залива и Израилем привела к росту напряжения между Ираном и этими странами, особенно после того, как эти отношения приняли форму альянса военных и спецслужб. Нет сомнений, что возобновление отношений между Ираном и Саудовской Аравией разрушит подобный альянс, который зиждется на враждебности в отношении Ирана. Для Ирана это великая цель, равно как и для его соседей, поскольку это сузит спектр конфронтаций в регионе.

— Прокрастинация со стороны администрации США, возглавляемой Джо Байдена, в деле возврата к ядерному соглашение, равно как и ужесточение санкций против Ирана, заставила Тегеран искать пути укрепления политических и экономических отношений с незападным миром, особенно поскольку американская блокада нанесла существенный ущерб иранской экономике. Сейчас Иран мечтает продвинуть свою экономику за счет упрочения отношений с соседними странами, включая государства Залива, равно как и с Россией, с Китаем и другими далекими от него странами.

Возможные риски для соглашения

Позитивный разворот Саудовской Аравии лицом к странам региона кажется остро неожиданным и стремительным, но в самой своей основе он несет в себе несколько потенциальных вызовов, среди которых самыми важными можно назвать следующие:  

— Есть опасения, что Эр-Рияд вновь окажется проводником американской политики, если в следующем году на президентских выборах победит кандидат от республиканцев. В саудовско-американских отношениях давно наблюдаются колебания от взаимного недовольства к былой гармонии, хотя изменения в международных отношениях могут снизить вероятность подобного сценария.

Отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном проходили через последовательные фазы сближения и охлаждения, включая такие вехи, как иракское вторжение в Кувейт в 1990-х, события 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, различные подходы к событиям в регионе после оккупации в Ираке, сирийский кризис и ядерное соглашение с Ираном. После, в период правления Дональда Трампа, последовал период гармонии и согласия на почве ненависти к Ирану.  

— Надежды, возлагаемые на завершение войны в Йемене, могут разбиться о широкий спектр категоричных требований с йеменской и саудовской стороны. Этот вопрос является дестабилизирующим элементом саудовской внешней политики, который оставляет свой отпечаток на саудовском подходе ко всем остальным делам.

Однако же остается вопрос о шансах на политическое решение в свете саудовских калькуляций на международной и региональной арене, и раздражения со стороны аффилированных с Эр-Риядом йеменских партий в свете открытости Саудовской Аравии к переговорам с «Ансар Аллах», равно как и возможного промедления в этом деле.  

В данном контексте утечки из секретной документации высшего командования Пентагона указывают на то, что «саудиты намеревались растянуть процесс переговоров, избегая четких договоренностей», и что они «надеялись постепенно сократить количество требований со стороны хуситов, будучи уверенными, что хуситы находятся под давлением и нуждаются в решении гуманитарных вопросов до начала месяца Рамадан, выпавшего на 22 марта».

Несмотря на это, саудиты осознали, что временный договор не принесет им мира, если они не согласятся на базовые условия со стороны движения «Ансар Аллах» – как-то открытие йеменских морских портов и аэропортов, выплата зарплат работникам, обмен пленными и начало переговоров о политическом решении.

На следующий день после своего визита в столицу Йемена саудовский посол в Йемене Мухаммад аль-Джабер заявил: «Я посещаю Сану с целью стабилизировать режим прекращения огня, оказать содействие процессу обмена пленными и обсудить пути к диалогу между компонентами йеменской (политической арены), чтобы прийти к всеобъемлющему и состоятельному политическому решению в Йемене».

Прямые контакты между Саудовской Аравией и «Ансар Аллах» говорят о том, что Иран все уже сказал наперед, и что он поддерживает все решения данного движения, которые будут приняты в Сане.

— Разговоры, ведущиеся в странах Залива, о том, что Сирия, Ирак и Йемен должны вернуться в лоно арабского мира, могут стать прологом к возможному возврату к политике острой поляризации и столкновениям с Ираном по ряду региональных вопросов в будущем, исходя из стереотипа, что эти страны следуют иранской линии просто потому, что решили развивать отношения именно с ним.

Подобная риторика подпитывает опасения, что нынешнее восстановление отношений все эти шаги были предприняты без оглядки на Вашингтон это всего лишь тактический ход в свете неспособности изменить расклад сил методами, которые использовались в прошлом.

Сегодня мы исходим из допущения, что каждая из сторон осознает свой прошлый опыт и связанные с ним тяжелые убытки, и понимает, что региональное сотрудничество, а не конфронтация, является путем к выходу из кризиса. Опыт развития отношений между Ираном и Турцией может стать образцовой моделью, которой можно следовать, несмотря на разногласия по некоторым вопросам.

Также есть некие маркеры, что наряду с шагами к реструктуризации отношений с Ираном, Йеменом и Сирией Эр-Рияд может также сделать соответствующие шаги к договоренностям с Израилем на основе модернизированной версии Арабской мирной инициативы, с которой Саудовская Аравия выступила в 2002 году.

Подобный шаг может порадовать Соединенные Штаты и развернуть американские планы в отношении Саудовской Аравии в противоположном направлении, но это приведет к возобновлению напряженности в регионе, затруднив налаживание отношений в свете экстремизма и притеснений со стороны сионистского режима.  

Али Абади

Alahed News