Путь героев: хуситы становятся оплотом Северного Йемена

19.10.2017 в 09:27

Ansar1

Когда саудовские принцы и американские стратеги планировали вторжение в Йемен, они явно не ожидали того эффекта, который дали бомбардировки древнего народа.

Из новейшей истории уммы мы знаем, что любая агрессия прозападных коалиций или их сателлитов против исламских сил всегда заканчивалась крахом. Но речь не просто о военном поражении: главная причина провала агрессоров заключалась в появлении нового политического фактора с нескрываемой жаждой противостояния и волей к победе, военный момент лишь ускорял создание независимых исламских анклавов или союзов. Так было в период агрессии Саддама против Исламской Республики Иран, где в условиях войны формирование исламского строя произошло в разы быстрее; регулярные атаки сионистов на Газу и Ливан способствовали ускорению политических процессов, в ходе которых появились ХАМАС и Хизбалла – так и нынешняя военная кампания в Йемене укрепила статус Ансар Аллах в обществе, сделав хуситов главными игроками на политическом поле региона.

Естественно, агрессоры и провокаторы все еще не отходят от шока, вызванного случившимся: никто из либеральных политтехнологов и подумать не мог, что войны с мусульманами указанных стран и местностей поспособствуют созданию исламских политических объединений. Собственно, поэтому спецслужбы Запада и начали выращивать и активно поощрять развитие и распространение такфиристских групп – для создания противовеса суннитско-шиитским политическим объединениям.

Возвращаясь к Йемену, можно констатировать, что хуситы выстояли перед лицом агрессии; более того, саудовская авантюра дала зейдитской организации импульс для формирования Сопротивления по всем направлениям – не только военной организации (на случай будущих атак Эр-Рияда и США), но в первую очередь социально-религиозной структуры. Формирование народных комитетов, сотрудничество с армией Йемена, лояльной бывшему президенту Салеху, постоянный диалог с суннитскими племенами и партиями – все это выдвигает Ансар Аллах на передний план в глазах народа севера страны. Активная работа ведется и в направлении укрепления религиозной идентичности с учетом борьбы против «политнафса» [1], будучи формой защита от либеральных и такфиристких идей.

Можно для себя отметить тот факт, что саудовская авантюра сподвигла хуситов на более активную и разноплановую работу по сохранению своей исламской идеологии; только если в предыдущих военных конфликтах (в том числе внутри Йемена) хуситы только защищали собственную идентичность, то теперь происходит обратная реакция, но не с миссионерской подоплекой, а в формате Сопротивления врагу – как на внешнем, так и на внутреннем фронте.

Ansar2

Приведем пример.

По данным Wikileaks, хуситы никогда не стремились восстановить «Имамат», ранее существовавший в данном регионе (а именно в этом обвиняет йеменцев пропаганда врагов). В период конфликта с бывшим президентом Салехом (ныне он их союзник против саудитов) хуситы выдвинули ряд требований ради окончания многолетней войны в Северном Йемене. В первую очередь они требовали реконструкцию и компенсацию за время войны, возмещение ущерба от грабежей, развития экономики, предоставления базовых услуг и прекращения культурной и политической дискриминации в отношении зейдитов, которые составляют большинство населения провинции Саада. Wikileaks также сообщает, что хуситы, чувствуя угрозу со стороны растущего влияния псевдосалафизма, стремятся создать свои собственные медресе и университеты с углубленным изучением зейдитского мазхаба. Соответственно, это делается ради сохранения своей уникальной идентичности, религиозных убеждений и практик.

Другой пример – союз с КСИР, который позволил Ансар Аллах выйти на новый уровень в политической жизни уммы. Так, присоединение к Оси Сопротивления дало хуситам большой бонус в виде регулярных консультации и плотного сотрудничества с КСИР. Враги твердят про «иранское влияние», но в чем оно заключается? В несуществующей иранской военной базе? Или в желании народа Северного Йемена сопротивляться агрессору? Не вникая в пропаганду сионистов, зададимся вопросом: в чем же те самые «бонус» от союза с КСИР?

Присоединение к альянсу само по себе сулит политико-экономические плюсы, но в случае установления связей с Осью Сопротивления происходит особый уклон именно в религиозно-политическую плоскость, которые далее проявляются в поведении лидеров или партий. Владея таким «козырем», намного легче бороться с врагом, увеличивать количество союзников, решать внутренние проблемы. Из фактов религиозно-политической деятельности хуситов мы знаем примеры призыва (даваат) в стане союзников – йеменской армии (что, кстати, раздражает светское руководство армии Салеха), регулярные контакты с суннитскими племенами и партиями (например, с партией «Аль-Ихляс»), активное участие в претворении в жизнь призыва легендарного имама Хомейни к борьбе против сионизма и его союзников.

Абсолютно не важно, ведется ли этот призыв и диалог по совету КСИР, или же это инициатива самих хуситов, или же плод совместных усилий. Де-факто упомянутые процессы в йеменском обществе идут, а значит – надежда на будущую стабилизацию и общую победу над врагом есть.

Если в начале 2000-х хуситы представляли собой разрозненные фракции, не имеющие четкой идеологии и политической программы, то теперь организация «Ансар Аллах», объединившая многих йеменцев независимо от мазхаба и расширившая внешние связи, является весомым фактором в международной политике, что немаловажно в нынешних реалиях.

В былые годы хуситы стремились в первую очередь защитить родную провинцию Саада ото всех внешних вызовов, и данное желание естественно и понятно. Но теперь хуситы превратились в доминирующую силу на севере Йемена и в главного защитника страны от агрессоров. Одна из первых заслуг Ансар Аллах – то, что они вынудили американцев убрать авиационную базу Аль-Анад на юго-западе Йемена.

Ansar3

«Ансар Аллах» еще предстоит много работы по созданию фундамента для примирения всех йеменцев. Сотрудничество с другими местными реальными силами в деле строительства государственного аппарата, основанного на исламских принципах, борьба с амбициями местных князьков, искоренение сектантских настроений и подавление внешнего влияния – вот основные направления для этой работы. Но очевидно одно: первые шаги хуситы сделали, и жестокая агрессия саудитов не сломила волю йеменского народа.

[1] «Политнафс» — пороки людей, связанных с политикой – коррупция, клановость, национализм, ростки сектантства, политическая и религиозная безграмотность.

Дамир Назаров