Йемену грозит экологическая катастрофа
20.10.2021 в 21:39
Ученые предупреждают, что страдающему от войны, голода и эпидемий Йемену грозит новая беда: к уже имеющемуся крупнейшему в мире гуманитарному кризису с большой долей вероятности может добавиться крупномасштабная экологическая катастрофа.
Об такой возможности предупреждают исследователи из Стэнфордского университета (США), Гарвардского университета (США) и Калифорнийского университета в Беркли (США).
В статье, опубликованной в научном журнале Nature Sustainability, специалисты предупреждают о возможном разливе нефти из старого ржавого танкера Safer, который много лет стоит на приколе на побережье Красного моря.
Плавучий танкер Safer, предназначенный для хранения и отгрузки нефти, был построен в далеком 1977 году и с 1988 года стоит на якоре в 60 км к северу от города-порта Ходейда на западе страны. До начала саудовской агрессии судно, вмещающее 1,1 миллиона баррелей топлива, использовалось для хранения йеменской нефти. После начала военных действий и блокады порта состояние танкера заметно ухудшилось: он ржавеет и разлагается.
Как известно, в 2015 году Саудовская Аравия ввела против Йемена воздушную, наземную и морскую блокаду, перекрыв все порты и ограничив поступающий поток продуктов питания, топлива, медикаментов и товаров первой необходимости. Блокада также помешала коммерческому доступу товаров в Йемен и задержала прибытие гуманитарной помощи.
Исследователи предупредили, что разлив нефти, который «гарантированно произойдет», окажет катастрофическое воздействие на раздираемую войной страну и весь регион в целом.
«Последствия разлива нефти с танкера Safer будут катастрофическими для здоровья населения, особенно для жителей Йемена», — говорится в исследовании.
Согласно расчетам авторов статьи, возможный разлив может оставить около 9 миллионов йеменцев без чистой воды и нарушить снабжение продовольствием от 5 до 8 миллионов человек. Не стоит забывать, что более половины населения этой беднейшей страны зависит от внешней помощи, и что около 70% гуманитарной помощи в страну поступает через порты Ходейда и Салиф, которые находятся в опасной близости от старого танкера. В случае разлива нефти снабжение людей товарами первейшей необходимости может быть поставлено под угрозу.
«Ожидаемые гуманитарные последствия разлива ошеломляют», — рассказал изданию Middle East Eye один из авторов статьи и исследователь из Стэнфордского университета Бенджамин Хьюн, отметив, что количество нефти на борту разрушающегося судна в четыре раза превышает количество нефти, пролившейся из танкера Exxon Valdez в США в 1989 году, что, в свою очередь, стало самым разрушительным для окружающей среды разливом в мире.
Возможный разлив нефти также угрожает нескольким опреснительным заводам и рыбным промыслам, которые приносят доход миллионам йеменцев. По оценкам исследователей, после разлива загрязнение воздуха может распространиться на большую площадь и достичь центральных и северных районов Йемена, что приведет к увеличению числа госпитализаций из-за сердечно-сосудистых заболеваний.
«В связи с тем, что почти 10 миллионов человек теряют доступ к чистой воде и 7 миллионов человек теряют доступ к продовольствию, мы ожидаем массовых предотвратимых смертей от голода, обезвоживания и болезней, передаваемых через воду. Ситуация еще больше усугубляется ожидаемой нехваткой топлива и медицинских принадлежностей, что может привести к повсеместному закрытию больниц. Наконец, мы ожидаем, что загрязнение воздуха значительно повысит риск госпитализации по поводу сердечно-сосудистых и легочных заболеваний», — предупредил Хьюн.
Знакомые с ситуацией эксперты говорят, что при отсутствии активных действий разлив в конечном итоге гарантированно произойдет, и никто не будет в состоянии предсказать, когда это случится.
Первые звоночки уже были: в мае 2020 года случилась утечка в машинном отделении танкера. Она была локализована, однако, очевидно, что она может повториться.
Ученые призвали к незамедлительным действиям, которые «позволят избежать этой надвигающейся катастрофы», добавив, что потенциальный негативный сценарий вполне можно предотвратить, если сгрузить с танкера нефть.
«Нефть должна быть выгружена из танкера Safer. Наилучшим сценарием было бы прекращение продолжающегося конфликта и блокады, это позволило бы переговорам по Safer пройти более гладко. В противном случае, надо найти другой способ разгрузить нефть или отремонтировать судно, это должно стать главным приоритетом».
Одним из явных препятствий к решению проблемы стало противодействие возглавляемой саудитами «коалиции». Движение йеменского Сопротивления «Ансар Аллах» возложило ответственность за возможную экологическую катастрофу на эту самую «коалицию», которая всеми возможными способами саботирует действия по выходу из кризиса.
Решение проблемы тормозится не только саудовской блокадой и бездействием международных организаций, прежде всего ООН. Правительство Йемена обвинило ООН в срыве переговоров по танкеру, заявив, что организация исключила из них большую часть согласованного технического обслуживания из-за отсутствия финансирования.