Египетское разочарование: повторит ли ХАМАС судьбу ихванов?

12.09.2017 в 23:34

jamaa islamiyya1

Из Египта поступила информация о готовности [запрещенной в России] организации «Аль-Гамаа аль-Исламийя» (Исламский Джамаат) возобновить политическую жизнь. После захвата власти генералом Сиси партия была исключена из политики Египта по причине объединения с «Братьями-мусульманами» [группировка в России частично запрещена] против военной хунты.

На нынешнем этапе лидеры «Джамаата»* заявляют об ошибочности прежних позиций (а именно – связей с «Братством»), готовы идти на диалог с военной диктатурой и пытаются добиться легитимизации во внутренней политике. 

В целом такое поведение исламской организации понятно: сыграло роль и разочарование от союза с ихванами, и неспособность к действенным политическим решениям по причине отсталости в аналитическом направлении (то же самое касается всех исламских групп Египта). Но и на обочине истории все же прозябать не хочется никому. Поэтому доступные варианты участия в политической жизни, предоставленные хунтой – в их числе «местные выборы» – «Джамаат»* использует.

(Сами по себе выборы в Египте – результат маневров хунты во внешней и внутренней политике; это игра в «демократию» для Запада – на внешнем поприще, продолжение политики ослабления ихванов путем противопоставления одних другим – внутри страны).

Основные причины отхода «Джамаата»* от ихванов кроются все же в личных разногласиях, нежели в теневом влиянии хунты или происках внешнего врага.

Так, стало известно, что «Аль-Гамаа аль-Исламийя»* моментально отказались от альянса с «Братьями» сразу после заявления заместителя руководителя ихванов, сделанного в Британской палате общин, в котором он обвинил «Джамаат»* в «подстрекательстве к насилию» (в действительности никакого призыва к насилию против армии конечно не было).

Отстранение от ихванов и заигрывание с хунтой можно рассмотреть как попытку ведения своей игры. В тех условиях, в которых «Джамаат»* вынужден действовать, возможно, это временный выход из захлестнувшего организацию кризиса, однако насколько эффективно воспользуются сами члены движения новой тактикой, не ясно. Стоит учитывать, что в любой момент диктатура генералов может принести очередную жертву из исламской оппозиции Египта в угоду взаимоотношениям с Западом. Ритуальная «борьба с терроризмом», как и «борьба с иранским влиянием» традиционно используется арабскими диктаторами как качественный кредит в отношениях с империализмом. Поэтому нынешние попытки выстроить новую парадигму взаимоотношений могут с легкостью развалиться как карточный домик, и «Исламский Джамаат»* как заложник ситуации мало что может изменить и реформировать.

Ихваны стали обузой?

Hasan al Banna

Мы можем наблюдать, как связь с «Братьями-мусульманами», будь то идеологическая (ХАМАС) или тактическая («Аль-Гамаа аль-Исламийя»*), начинает носить характер своего рода «ущербности». Главная причина кроется в неспособности ихванов к прагматичной политике и в идеологическом застое: попросту говоря, сыграло роль отсутствие развития во всех направлениях, за исключением социальной работы на благо населения. Плюс негативно сказалось игнорирование советов союзников, что впоследствии очень болезненно отразилось на партии – как во внутренней политики, так и во внешней. Но если момент с «игнором» в целом приемлем, то коллапс идей виден невооруженным глазом. Ихваны не смогли прогрессировать и так и «застряли» на рубеже XX и XXI веков. О каком-либо анализе ситуации или образе будущего и говорить не приходится.

Добавим, что и революционный пыл партии себя исчерпал сразу после заявления «мы – египтяне», то когда они открыто абстрагировались от восстания арабских масс. Некоторые расценят такое поведение как «трусость», другие скажут: «Ихваны не политики, и тем более – не революционеры». Оба эти утверждения справедливы. Но основная причина провала ихванизма заключается все-таки в отходе от первоначальных принципов легендарного Хасана Аль-Банны и переход на более «либеральные» позиции [1]. Если неготовность брать на себя лидерство в революционной борьбе еще можно объяснить недостатком опыта в подобной сферы, то отказ от защиты народа и даже своей собственной общины путем недопущения создания боевой организации не выдерживает никакой критики.

(Кстати, существует версия об паразитическом влиянии британской агентуры на ихванов с самого момента рождения организации. Если этот факт подтвердится, то многое станет понятным. С другой стороны, также известно, что в свое время режим Египта использовал «Исламский Джамаат» в качестве барьера перед распространением левых идей. Более того, также известно, что один из главных идеологов организации – Аббуд аз-Зумар – являлся офицером военной разведки до того, как он попал в тюрьму по ложному обвинению в убийстве диктатора Садата. Зумар был выпущен из тюрьмы после революции в 2011 году.

Бытует и такое мнение, что хунта, имеющая разветвленную сеть во всех слоях египетского сообщества, намеренно позволила «Джамаату»* возродить свою деятельность, и, активизируя «старые» связи в организации, пытается столкнуть его лбами с «Братством». Как бы то ни было, несмотря на влияние западных спецслужб, тираний Залива и местной хунты, исламские организации должны искать причину провала в первую очередь в самих себе.

[1] ХАМАС следует внимательно изучать положение ихванов Египта: в случае полного отхода от принципов покойного шейха Ясина палестинской организации грозит нечто подобное.

Hamas1

На рубеже становления и оформления как политической организации египетские ихваны после успешной внутренней работы с населением получили еще больше поддержки после формирования групп добровольцев и отправки на битву за Палестину в 1948-1949 годах. То есть «исламские демократы» и ихваны, позиционировавшие себя в первую очередь в качестве общественной организации, все же имели боевое крыло и разветвленный аппарат стратегического планирования, так как призыв к борьбе с оккупацией распространялся по всей умме. Однако убийство Хасана аль-Банны и начавшаяся волна репрессий против исламского движения «подкосило» братство, и его лидеры приняли решение свернуть на путь борьбы по «демократическим правилам». Итогом была залитая кровью сторонников ихванов площадь Рабиа и разгром организации.

Таков справедливый итог отказа от «революционности» и своего лица в виде боевой организации (сразу после окончания войны с сионистами боевое крыло прекратило свое существование под нажимом тогдашних египетских властей).

Напомним, что нечто подобное наблюдалось у ХАМАС.  Сдвиг в сторону «демократизма», отдаление от Оси Сопротивления, готовность признать сионистское государство в рамках границ 1967 года, давление на собственное военное крыло – все это имело место быть, однако приход к власти одного из основателей «Бригад аль-Кассама» Яхьи Синвара остановил указанные процессы, в будущем увидим, сможет ли политик «старой закалки» сохранить основной стержень ХАМАС, не позволив «умеренным настроениям», по сути, «кастрировать» данное движение.

Дамир Назаров 

* Организация «Аль-Гамаа аль-Исламийя» («Исламский Джамаат») в России запрещена.

Мнение автора может частично или полностью не совпадать с позицией редакции. Редакция может не испытывать симпатии ко всем или к части упомянутых в статье движений, редакция не сочувствует запрещенным в РФ группам; заметка носит сугубо аналитический характер.