Жизнь имама Хомейни: вехи революционной политической борьбы

05.06.2020 в 00:26

Khomeini4

Имам Хомейни родился 24 сентября 1902 года в городе Хомейн, входящим в состав Центральной провинции Ирана, в семье, приверженной науке, паломничеству и борьбе на пути Аллаха. Великий отец имама Хомейни, покойный аятолла сейид Мустафа Мусави, после того, как он в течение нескольких лет учебы в Наджафе овладел исламскими науками и знаниями и достиг степени иджтихада, вернулся в Иран, и в Хомейне принимал людей и давал им наставления по религиозным вопросам. Когда прошло 5 месяцев с момента рождения имама Хомейни, деспоты и помещики, поддерживаемые тогдашней властью, ответили пулями на призыв его отца к справедливости, когда он стал сопротивляться насилию с их стороны, и на пути из Хомейна в Арак он пал мученической смертью.

Таким образом, имам Хомейни с раннего детства был знаком со страданиями сирот и столкнулся с понятием мученичества. Детские и юношеские годы он провел под опекой своей набожной мамы (Хаджар), которая принадлежала к набожной и образованной семье покойного аятоллы Хансари (Сахиб Забде аль-Тасаниф). Он также проводил время со своей тетей (Сахибе-ханум), которая была храброй и благородной женщиной, однако в 15-ти летнем возрасте он лишился этих двух дорогих женщин.

Вскоре после переезда великого аятоллы Хадж Шейха Абдул-Карима Хаери Язди (Да смилостивится над ним Аллах!) с 1921 года имам Хомейни учился в духовной семинарии Кума и быстро закончил дополнительное образование с профессорами семинарии. В 1929 году имам Хомейни женился на дочери Мирзы Мухаммада Сакафи Техрани Хадидже Сакафи. В этом браке родились сейид Мустафа, их первый сын (1930); сейид затем родился Ахмад (1958), и три дочери: сейида Фариде, сейида Захра и сейида Седиге.

Дух борьбы на пути Бога имеет свои корни в области веры, образования, семейного окружения, а также политических и социальных условий на протяжении всей жизни имама Хомейни. Его борьба началась с самого начала его юности, его эволюционный путь продолжился с развитием духовных и научных аспектов имама Хомейни, с одной стороны, и политической и социальной ситуации в Иране и исламских обществах, с другой стороны, в различных формах.

В 1961 и 1962 годах в силу текущих политических процессов у имама Хомейни появилась возможность возглавить восстание духовенства и народа Ирана, которое состоялось 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года). У этого восстания были две отличительные особенности: во-первых, наличие единого руководителя – имама Хомейни, и, во-вторых, исламские мотивы, лозунги и цели. Это восстание стало новой главой в борьбе иранского народа, которая увенчалась Исламской Революцией. Для достижения своих важных целей В 1949 году имам Хомейни при сотрудничестве с аятоллой Мортезой Хаери (Да пребудет с ним Бог!) предложил аятолле Боруджерди план по реформированию основы духовной семинарии. Этот проект приветствовали и поддержали ученики имама Хомейни и просвещенные талабе (семинаристы).

Также они внесли свои предложения по законопроекту о государственных и провинциальных ассоциациях, согласно которому изменились требования к их участникам: он должен быть мужчиной-мусульманином, верным заветам Священного Корана. Проект был утвержден администрацией Амира Асадуллы Алламе 8 октября 1962 года.

Имам Хомейни не был против избирательных прав для женщин, которые сразу после победы Исламской Революции были им гарантированы, и они на протяжении всей истории Исламской Республики активно участвовали в выборах, голосовали и избирались в парламент. Но тогда под видом права на участие женщин в выборах шахский режим пытался пролоббировать другие цели. Он хотел узаконить присутствие представителей религии Бахаи на государственных должностях страны. Как отмечалось ранее, поддержка шахом сионистского режима, развитие отношений между Ираном и Израилем была предварительным условием для поддержки шаха со стороны США. Присутствие последователей проводников колониализма-бахаистов в трех ветвях власти Ирана соответствовало этому условию.

Как только была опубликована новость об одобрении указанного законопроекта, после обмена мнениями имам Хомейни и другие богословы (улемы) организовали всеобщую акцию протеста. Роль имама Хомейни в разъяснении реальных целей шахского режима, и деятельность улемов и богословских семинарий в этих условиях была очень эффективной и конструктивной. Протестные открытые телеграммы и письма улемов шаху и Асадулле Аламу вызвали волну поддержки среди различных слоев населения. Тон телеграмм имама Хомейни шаху и премьер-министру был резким и носил предупредительный характер. История государственных и провинциальных ассоциаций стала победным и ценным опытом для иранского народа – особенно потому, что в ней сыграли роль личностные особенности имама Хомейни, всецело позволяющие ему руководить исламской уммой. Несмотря на поражение шаха в истории с ассоциациями, давление США на предмет проведения реформ продолжалось. В январе 1963 года шах перечислил шесть принципов своих реформ и призвал к проведению референдума. Имам Хомейни еще раз призвал богословов из Кума собраться и найти приемлемое решение.

Khomeini8

По предложению имама Хомейни древний праздник Навруз в 1963 году был сорван в знак протеста против действий режима. В заявлении имама Хомейни «белая революция» шаха была названа «черной революцией»: он пролил свет на американо-израильские цели, скрывающиеся за планом шаг. С другой стороны, шах заверил официальных лиц Вашингтона в готовности иранского общества провести проамериканские реформы, назвав реформы «белой революцией». Оппозиция со стороны улемов обошлась ему очень дорого.

Выступая перед народными массами, имам Хомейни отчаянно обличал шаха как главного виновника преступлений и союзника Израиля, призывая народ к восстанию. В своем выступлении от 2 апреля 1963 года имам Хомейни подверг резкой критике молчание ученых из Кума, Наджафа и других исламских стран против новых преступлений режима. На следующий день (3 апреля 1963 года) имам Хомейни опубликовал свое знаменитое заявление под названием «Дружба с шахом – это акт мародерства». Секрет удивительного влияния послания имама Хомейни на настроения в массах коренится в оригинальности его мысли, силе его мнения и его честности с народом.

1963 год начался с саботажа празднования Новруза; затем медресе Фейзие обагрилось кровью угнетенных людей. Шах настаивал на реформах, прописанных по методичкам из США – а имам Хомейни настаивал на просвещении людей и их восстании против американского вмешательства и предательства шаха. 3 апреля 1963 года великий аятолла Хаким из иракского Наджафа послал телеграммы улемам Ирана и призвал их совершить коллективное переселение (хиджру) в Наджаф. Это предложение было сделано для того, чтобы спасти жизни улемов религиозных семинарий.

Не обращая внимания на эти угрозы, имам Хомейни не дал ответа на телеграмму великого аятоллы Хакима, подчеркнув, что массовая эмиграция улемов, которая привела бы к опустению семинарии в Куме, нецелесообразна. Наступил май месяц 1963 года. Имам Хомейни максимально использовал эту возможность, чтобы призвать людей к восстанию против тиранического шахского режима.

3 июня 1963 года имам Хомейни произнес свою историческую речь в медресе Фейзие, которая стала началом восстания 5 июня. Шах отдал приказ о подавлении восстания. Большое количество сторонников имама Хомейни было арестовано вечером 6 июня, а в три часа ночи (утром 7 июня 1963 года) сотни военных, прибывших из центра, окружили дом имама Хомейни, и в то время время, когда он совершал вечерний намаз, задержали его и поспешно доставили в Тегеран, поместив в СИЗО для офицеров; вечером то же дня его перевезли в тюрьму «Каср».

Утром 7 июня новость об аресте Лидера революции дошла до Тегерана, Мешхеда, Шираза и других городов, и возникла ситуация аналогичная в Куме. После 19 дней в тюрьме «Каср» имам Хомейни был переведен в тюрьму воинской части в Ашратабаде. После ареста имама Хомейни и зверских убийств людей 7 июня 1963 года восстание было внешне подавлено. 7 апреля 1964 года без предварительного уведомления имам Хомейни был освобожден и переправлен в Кум.

Протест имама Хомейни против принятия «закона о капитуляции» поставил Иран на грань повторного восстания. Это произошло в октябре 1964 года. На рассвете 4 ноября 1964 года вооруженные сотрудники шахских спецслужб, прибывшие из Тегерана, окружили дом имама Хомейни в Куме. Удивительно, что время его ареста совпало со временем ареста в ходе вечерней молитвой имама Хомейни в предыдущем году. Имам Хомейни был схвачен силами безопасности и отправлен непосредственно в тегеранский аэропорт Мехрабад, откуда на заранее подготовленном военном самолете доставлен в Анкару под в сопровождении сотрудников спецслужб и военных. В тот же день САВАК опубликовал в газетах новость о высылке имама Хомейни, обвиненного в действиях, направленных против безопасности страны! Пребывание имама в Турции продлилось 11 месяцев – и за этот период шахский режим начал с беспрецедентной интенсивностью бить по силам Сопротивления и быстро разгромил их, пользуясь отсутствием имама Хомейни, после чего быстро приступил к одобряемым Соединенными Штатами реформам.

Вынужденное проживание в Турции предоставило имаму Хомейни прекрасную возможность начать писать великую книгу «Тахрир аль-Василе». 5 октября 1965 года имама Хомейни вместе с его сыном аятоллой Хадж Ага Мустафой отправили из Турции во вторую ссылку – в Ирак. Прибыв в Багдад, имам Хомейни для паломничества в мавзолеи шиитских имамов отправился в священные города Каземейн, Самарра и Кербела, а через неделю он уехал в свое основное место ссылки в городе Наджафе.

Имам Хомейни остался в Наджафе на долгие 13 лет, когда, несмотря на отсутствие очевидного давления и прямых ограничений со стороны Ирана и Турции, началось противодействие даже не со стороны явного врага, а со стороны лицемерных религиозных деятелей. Они были настолько активными и раздражающими, что имам Хомейни, со всем его знаменитым терпением и выносливостью, с горечью упоминал о трудностях борьбы в эти годы. Но ни одно из этих испытаний и трудностей не смогло сбить его с того пути, который он сознательно выбрал.

Khomeini17

Во второй половине 1971 года обострились противоречия между баасистским режимом в Ираке и шахом, что привело к изгнанию многих иранцев, живущих в Ираке. В телеграмме президенту Ирака имам Хомейни решительно осудил действия иракского режима. Имам Хомейни решил покинуть Ирак в знак протеста против сложившейся ситуации, но власти Багдада не позволили имаму Хомейни покинуть страну, учитывая последствия переезда Имама Хомейни в тех условиях. Имам Хомейни объявил в своем послании в августе 1977 года: «Теперь, благодаря внутренней и внешней ситуации, а также освещению преступлений режима в иностранной прессе, появилась возможность, которой должны воспользоваться научные и культурные сообщества, патриотические деятели, студенты, находящиеся внутри страны и за рубежом, и исламские общества с тем, чтобы открыто встать на борьбу с этими преступлениями».

Мученическая смерть аятоллы Хадж Ага Мустафы Хомейни 23 октября 1977 года и пышные траурные церемонии, проведенные в Иране, стали отправной точкой для возрождения религиозных семинарий и восстания иранской религиозной общины. В то же время имам Хомейни назвал это событие Божественной мистерией. 24 сентября 1978 года дом имама в Наджафе был осажден силами баасистов. Весть об этом вызвала широкое негодование со стороны мусульман в Иране, Ираке и других странах.

4 октября имам Хомейни хотел уехать из Наджафа в Кувейт. Правительство Кувейта, ссылаясь на требования шахского режима, не позволило имаму Хомейни въехать в страну. Ранее шла речь об эмиграции имама Хомейни в Ливан или Сирию, но после консультации с сыном сейидом Ахмадом Хомейни он решил уехать в Париж. 6 октября он прибыл в Париж. Два дня спустя он поселился в доме одного иранца в Нофль-ле-Шато пригороде Парижа. Сотрудники Елисейского дворца проинформировали имама Хомейни о распоряжении президента Франции о запрете на ведение какой-либо политической деятельности. В своем ответе имам Хомейни также дал понять, что такие ограничения противоречат заявлениям о демократии, и что он не отступится от своих целей, даже если ему придется кочевать из одного аэропорта в другой и из одной страны в другую.

В январе 1979 года имам создал Совет Революции. После формирования шахского совета и завоевания вотума доверия кабинету Бахтияра, 16 января шах бежал из страны. Новость об этом разлетелась по всему Тегерану, а затем по всему Ирану, и люди вышли на улицы праздновать это событие. 21 января 1979 года была опубликована новость о решении имама Хомейни возвратиться в страну. У тех, кто слышал эту новость, выступали слезы на глазах – люди ждали этого 14 лет! Но в то же время люди и друзья имама Хомейни беспокоились за его жизнь, потому что марионеточное правительство шаха объявило о военном положении. Но имам Хомейни был тверд в своем решении и в посланиях народу Ирана говорил, что он хочет быть рядом со своим народом в эти судьбоносные и важные дни.

Правительство Бахтияра в координации с генералом Хайзером закрыло аэропорты страны для зарубежных полетов. Уже через несколько дней правительство Бахтияра не могло сопротивляться и было вынуждено уступить требованиям народа. Наконец, утром 1 февраля 1979 года после 14 лет отсутствия дома имам Хомейни приехал в страну. Беспрецедентная встреча имама иранским народом была настолько грандиозна и впечатляюща, что западные информационные агентства были вынуждены это признать, оценив количество встречающих людей в 4–6 миллионов человек. 8 февраля 1979 года военнослужащие ВВС заявили о своей верности имаму Хомейни в его резиденции (школе Алави в Тегеране).

Менее чем через два месяца после победы Революции 98,2% избирателей, принявших участие в одних из самых свободных выборов в истории Ирана – в референдуме 1 апреля 1979 года – отдали свои голоса за учреждение Исламской Республики. Вслед за этим были последовательно проведены выборы по составлению и принятию Конституции и выбору депутатов Меджлиса Исламского совета.

22 сентября 1980 года иракская армия начала свою широкомасштабную военную агрессию по всей 1280-километровой совместной границе с Ираном: от самой северной точки до портов Хорремшехр и Абадан на юге Ирана. Одновременно с этим иракские военные самолеты (в 2 часа дня) подвергли бомбардировке аэропорт Тегерана и другие районы. Имам Хомейни сразу же издал Указ о сопротивлении.

24 апреля 1989 года имам Хомейни, желая исправить и дополнить организационные основы исламской системы, в своем письме к тогдашнему президенту (аятолле Хаменеи) обязал делегацию экспертов и специалистов рассмотреть и составить необходимые поправки в Конституцию на основе восьми тезисов, указанных в этом письме. Эти поправки касались требований к Рахбару (правящему законоведу), акцента на исполнительной и судебной власти, Гостелерадио и обязанностей Ассамблеи по целесообразности. Измененные статьи Конституции Исламской Республики Иран были представлены на публичный референдум 3 декабря 1989 года (после смерти имама Хомейни) и абсолютным большинством были одобрены иранским народом.

Khomeini33

В первых числах июня 1989 года имам Хомейни готовился встретиться Всевышним. Он провел жизнь в желании заслужить довольство Аллаха, не склоняясь ни перед какой силой, кроме как перед Ним, и чьи глаза не плакали ни по кому, кроме как по Нему. Все его мистические стихи были посвящены о боли разлуки и жажде момента встречи с возлюбленным Богом. И вот наступал этот славный для него и душераздирающий и невыносимый для его последователей момент. Имам Хомейни написал в своем завещании: «Со спокойной душой и уверенным сердцем, счастливым духом и надеждой, по милости Божьей, я буду освобожден от служения моим братьям и сестрам, и я отправлюсь в причитающееся мне место в вечном мире – и я очень нуждаюсь в ваших добрых молитвах и прошу Милостивого и Милосердного Аллаха принять мои извинения за мои грехи, а также надеюсь, что народ тоже простит меня за мою халатность и вину и надеюсь, что Вы (народ) со всей силой, решимостью и железной волей будете двигаться вперед».

В субботу, 3 июня 1989 года в 22:20 наступил момент его возвращения к Аллаху. Остановилось сердце, которое возродило миллионы сердец Божественным светом.