Вилаят аль-факих против монархии: взгляд аятоллы Хаменеи

18.02.2020 в 23:52

Rahbar12

Иран отмечает 41 год с момента победы Исламской Революции и учреждения в стране системы вилаят аль-факих – правления мусульманского религиозного законоведа. Поклонники царской России, симпатизирующие Исламской Республике, часто склонны ассоциировать эту систему с милой их сердцу монархией. Критики исламского строя также сетуют, что эта система является автократической и разновидностью монархии де-факто. С обеих сторон, увы, имеет место серьезное недопонимание сути исламской системы, ведь сами иранцы идентифицируют ее как религиозное народовластие, где в учреждении законов и управлении страной участвуют самые разные группы и слои общества – в то время, как правящие законоведы во главе с Вали аль-факихом (Рахбаром) лишь следят за воплощением в жизнь исламских предписаний, соответствием принимаемых законов принципам Шариата и вырабатывают генеральную линию внешней и внутренней политики.

И имам Хомейни, и аятолла Хаменеи всегда подчеркивали, что Исламская Революция носила принципиально антимонархический характер. С шиитской точки зрения, наследственную монархию в исламский мир привнесли омейяды – злейшие противники Ахл аль-Бейт (мир им), семейства Пророка (с). Восстав при Кербеле, Имам Хусейн (мир ему) выступил в том числе и против этой монархии. В «Исламском правлении» имам Хомейни подчеркивал, что их целью было низвержение монархического строя, а не просто отстранение от власти конкретного человека по имени Мухаммад Реза Пехлеви.

В разные годы и по разным поводам аятолла Хаменеи не уставал акцентировать этот момент. Мы приводим небольшую подборку, опубликованную на его официальном сайте Khamenei.Ir.

Вилаят – это Божественное правление, где нет места эгоизму, монархии и деспотизму

«Мы горды и благодарны Аллаху, что это было сделано в наше время руками одного из Его самых праведных служителей [имама Хомейни] – то есть что был учрежден вилаят (аль-факих). Вилаят – это Божественное правление, где нет места эгоизму, монархии и деспотизму: если это появляется в данной системе, это уже не вилаят. Есть разница между Божественным и не Божественным правлением и условиям, им присущим. [В системе вилаят аль-факих] человек, не квалифицированный для занимаемой им должности, отстраняется от нее. Это исключительно важно. Основа Божественного вилаята – полное соответствие распоряжением Аллаха, что вовсе не так в случае с монархиями и изобретенными людьми системами правления.

В этих выдуманных людьми системах правления появляются все признаки автократии, монархии, доминирования, принуждения и эгоизма, в отличие от Божественного правления, ярким носителем которого был Имам Али (мир ему)».

5 апреля 1999 года

Имам Хомейни покончил с тысячелетней монархией в Иране

Imam Khomeini16

«В истории нашей страны имам Хомейни произвел две великие и беспрецедентные трансформации, и одна из них – это уничтожение системы жестокой и не имеющей логичных оправданий наследственной монархии. Эта наследственная монархия имела тысячелетнюю историю в нашей стране. Эта древняя и неприемлемая для нас система, в рамках которой группа людей контролировала правительство за счет своих мечей и армий, а затем передавала свою власть по наследству, была порочной и неразумной – и, тем не менее, она господствовала в нашей стране на протяжении нескольких тысячелетий. И первейшей задачей имама Хомейни стало разрушение этой коррумпированной структуры и передача бразд правления народу.

Вторая великая задача, которую выполнил наш благородный Имам – это создание системы правления на основе Ислама, прецедентов которой не было ни в истории нашей страны, ни в истории Ислама со времен раннеисламской эры. Великая борьба нашего достопочтенного имама привела к таким ценным результатам. А потому здесь уместно процитировать хадис: «Он боролся за Его дело такой борьбой, какую причитается вести за Него» (Бихар аль-Анвар, том 33, стр. 18). Можно также привести аят Священного Корана: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом» (22:78). Подобно другим святым людям, этот великий человек [имам Хомейни] был воплощением данного аята.

4 июня 2015 года

Монархия – это автократия, эксклюзивные привилегии и принуждение

«Важное свойство иранской исламской системы заключается в том, что это стабильная и поддерживаемая людьми политическая система, которая была создана самим народам. Эта система не была навязана народу, и она противостоит монархической идеологии.

В основе монархии лежит определенная идеология. Идеология, воплощенная в монархиях разного типа по всему миру, включает в себя автократию, эксклюзивные привилегии и принуждение там, где им оно требуется.

В силу личной неприязни и несдержанности, обусловленной юным возрастом, Ануширван (Хосров I) – и они еще пытались дать ему имя Ануширвана Справедливого – убил десятки тысяч маздакитов за один день! Он ссылался на тот день, когда его отец, Кавад, попросил его, тогда еще совсем молодого, пасть к ногам Маздака (ибо Кавад был прихвостнем этого Маздака). Он говорил о том, что ужасный запах ног Маздака врезался ему в память, и теперь, став шахом, он пожелал отомстить. Заметьте, что не самому Маздакуа десяткам тысяч маздакитов!

marg bar shah

Вы знаете, что шах Аббас, прославленный монарх, позволял себе невиданный гнет из чистого деспотизма. Он убил и ослепил так много членов свой семьи и родственников, что они вынуждены были спрятать некоторых сефевидских принцев там, где шах бы их не нашел! К примеру, по его приказу четырех сыновей имама Кули-Хана обезглавили прямо на глазах у их отца. И это несмотря на то, что имам Кули-Хан оказал Сефевидам немало услуг, и был среди их придворных командиров и политиков! Но из-за диктаторских замашек и деспотизма шаха его постигла эта судьба. Не только Реза-хан и Мухаммад Реза (Пехлеви) были тиранами. В основе своей монархия предполагает угнетение, диктатуру, автократию, нелояльность к близким к Богу людям. Исламская система восстала против идеологии монархии, хотя наша страна была заражена этой напастью на протяжении многих веков: и до, и после Ислама.

Ислам, зародившийся в Медине, принес миру настоящую свободу и, выражаясь современным языком, подлинную демократию. Она возникла в Медине, родине и оплоте Пророчества. Но это было не так в отдаленных уголках [исламского мира], где было учреждено омейядское правление – в Хорасане, Исфахане, [провинции] Фарс. Каждый из правителей был тираном-самодержцем и творил все, что ему вздумается. Конечно же, иранский народ не верил этим личностям и начальникам – он был привержен Исламу. Сущностным элементом монархической идеологии является деспотизм, другие же ее порочные составляющие появились за последние сотни лет – это зависимость, коррумпированность монархического трона и придворных аристократов, их сексуальная развращенность, моральная нечистоплотность и неимоверная финансовая коррупция.

3 ноября 2001 года

Khamenei.Ir