Вилаят аль-факих против монархии: взгляд аятоллы Хаменеи
18.02.2020 в 23:52
Иран отмечает 41 год с момента победы Исламской Революции и учреждения в стране системы вилаят аль-факих – правления мусульманского религиозного законоведа. Поклонники царской России, симпатизирующие Исламской Республике, часто склонны ассоциировать эту систему с милой их сердцу монархией. Критики исламского строя также сетуют, что эта система является автократической и разновидностью монархии де-факто. С обеих сторон, увы, имеет место серьезное недопонимание сути исламской системы, ведь сами иранцы идентифицируют ее как религиозное народовластие, где в учреждении законов и управлении страной участвуют самые разные группы и слои общества – в то время, как правящие законоведы во главе с Вали аль-факихом (Рахбаром) лишь следят за воплощением в жизнь исламских предписаний, соответствием принимаемых законов принципам Шариата и вырабатывают генеральную линию внешней и внутренней политики.
И имам Хомейни, и аятолла Хаменеи всегда подчеркивали, что Исламская Революция носила принципиально антимонархический характер. С шиитской точки зрения, наследственную монархию в исламский мир привнесли омейяды – злейшие противники Ахл аль-Бейт (мир им), семейства Пророка (с). Восстав при Кербеле, Имам Хусейн (мир ему) выступил в том числе и против этой монархии. В «Исламском правлении» имам Хомейни подчеркивал, что их целью было низвержение монархического строя, а не просто отстранение от власти конкретного человека по имени Мухаммад Реза Пехлеви.
В разные годы и по разным поводам аятолла Хаменеи не уставал акцентировать этот момент. Мы приводим небольшую подборку, опубликованную на его официальном сайте Khamenei.Ir.
Вилаят – это Божественное правление, где нет места эгоизму, монархии и деспотизму
«Мы горды и благодарны Аллаху, что это было сделано в наше время руками одного из Его самых праведных служителей [имама Хомейни] – то есть что был учрежден вилаят (аль-факих). Вилаят – это Божественное правление, где нет места эгоизму, монархии и деспотизму: если это появляется в данной системе, это уже не вилаят. Есть разница между Божественным и не Божественным правлением и условиям, им присущим. [В системе вилаят аль-факих] человек, не квалифицированный для занимаемой им должности, отстраняется от нее. Это исключительно важно. Основа Божественного вилаята – полное соответствие распоряжением Аллаха, что вовсе не так в случае с монархиями и изобретенными людьми системами правления.
В этих выдуманных людьми системах правления появляются все признаки автократии, монархии, доминирования, принуждения и эгоизма, в отличие от Божественного правления, ярким носителем которого был Имам Али (мир ему)».
5 апреля 1999 года
Имам Хомейни покончил с тысячелетней монархией в Иране
«В истории нашей страны имам Хомейни произвел две великие и беспрецедентные трансформации, и одна из них – это уничтожение системы жестокой и не имеющей логичных оправданий наследственной монархии. Эта наследственная монархия имела тысячелетнюю историю в нашей стране. Эта древняя и неприемлемая для нас система, в рамках которой группа людей контролировала правительство за счет своих мечей и армий, а затем передавала свою власть по наследству, была порочной и неразумной – и, тем не менее, она господствовала в нашей стране на протяжении нескольких тысячелетий. И первейшей задачей имама Хомейни стало разрушение этой коррумпированной структуры и передача бразд правления народу.
Вторая великая задача, которую выполнил наш благородный Имам – это создание системы правления на основе Ислама, прецедентов которой не было ни в истории нашей страны, ни в истории Ислама со времен раннеисламской эры. Великая борьба нашего достопочтенного имама привела к таким ценным результатам. А потому здесь уместно процитировать хадис: «Он боролся за Его дело такой борьбой, какую причитается вести за Него» (Бихар аль-Анвар, том 33, стр. 18). Можно также привести аят Священного Корана: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом» (22:78). Подобно другим святым людям, этот великий человек [имам Хомейни] был воплощением данного аята.
4 июня 2015 года
Монархия – это автократия, эксклюзивные привилегии и принуждение
«Важное свойство иранской исламской системы заключается в том, что это стабильная и поддерживаемая людьми политическая система, которая была создана самим народам. Эта система не была навязана народу, и она противостоит монархической идеологии.
В основе монархии лежит определенная идеология. Идеология, воплощенная в монархиях разного типа по всему миру, включает в себя автократию, эксклюзивные привилегии и принуждение там, где им оно требуется.
В силу личной неприязни и несдержанности, обусловленной юным возрастом, Ануширван (Хосров I) – и они еще пытались дать ему имя Ануширвана Справедливого – убил десятки тысяч маздакитов за один день! Он ссылался на тот день, когда его отец, Кавад, попросил его, тогда еще совсем молодого, пасть к ногам Маздака (ибо Кавад был прихвостнем этого Маздака). Он говорил о том, что ужасный запах ног Маздака врезался ему в память, и теперь, став шахом, он пожелал отомстить. Заметьте, что не самому Маздаку – а десяткам тысяч маздакитов!
Вы знаете, что шах Аббас, прославленный монарх, позволял себе невиданный гнет из чистого деспотизма. Он убил и ослепил так много членов свой семьи и родственников, что они вынуждены были спрятать некоторых сефевидских принцев там, где шах бы их не нашел! К примеру, по его приказу четырех сыновей имама Кули-Хана обезглавили прямо на глазах у их отца. И это несмотря на то, что имам Кули-Хан оказал Сефевидам немало услуг, и был среди их придворных командиров и политиков! Но из-за диктаторских замашек и деспотизма шаха его постигла эта судьба. Не только Реза-хан и Мухаммад Реза (Пехлеви) были тиранами. В основе своей монархия предполагает угнетение, диктатуру, автократию, нелояльность к близким к Богу людям. Исламская система восстала против идеологии монархии, хотя наша страна была заражена этой напастью на протяжении многих веков: и до, и после Ислама.
Ислам, зародившийся в Медине, принес миру настоящую свободу и, выражаясь современным языком, подлинную демократию. Она возникла в Медине, родине и оплоте Пророчества. Но это было не так в отдаленных уголках [исламского мира], где было учреждено омейядское правление – в Хорасане, Исфахане, [провинции] Фарс. Каждый из правителей был тираном-самодержцем и творил все, что ему вздумается. Конечно же, иранский народ не верил этим личностям и начальникам – он был привержен Исламу. Сущностным элементом монархической идеологии является деспотизм, другие же ее порочные составляющие появились за последние сотни лет – это зависимость, коррумпированность монархического трона и придворных аристократов, их сексуальная развращенность, моральная нечистоплотность и неимоверная финансовая коррупция.
3 ноября 2001 года