Вилаят аль-факих: лекция Представителя Рахбара в России Сабира Акбари Джидди. Часть 1
21.03.2021 в 23:05
Тему вилаят аль-факих – исконной шиитской теории, которая легла в основу государственного устройства Исламской Республики Иран – можно рассматривать в трех плоскостях: правовой (фикх), богословской (акида) и в политической.
«Во всех правовых системах есть правило: если кому-то даются возможности, на него же возлагаются обязанности и ответственность», — поясняет господин Сабир Акбари Джидди, Представитель Рахбара аятоллы сейида Али Хаменеи в России. Так, в исламском праве эти обязанности по руководству и ответственность возложены на Имама, а если у него нет возможностей для реализации этих прав и обязанностей – они возлагаются на его заместителя (наиб). Тем самым, в отсутствие Имама делами мусульман распоряжается факих.
«Неправильно считать, что эта теория появилась недавно», — подчеркнул господин Акбари Джидди. По его словам, на начальных этапах полномочия факиха считались настолько очевидными и сами собой разумеющимися, что об этой теории даже не упоминали в книгах. Но первым, кто написал о ней, был Нараги, упомянувший о вилаят аль-факих в своем труде «Аваид аль-Айям». Согласно этой теории, если у факиха есть возможности для претворения в жизнь исламских предписаний – он должен это делать, если нет – то эта обязанность с него снимается. Имам Хомейни не изобрел эту теорию, но привнес в ее интерпретацию новые мысли. Так, он настаивал, что, если нет условий для реализации законов Шариата, нужно самим создать эти условия. Кроме того, он отверг монархию как неправильный строй, учредив систему народовластия: необходимо, чтобы люди принимали Рахбара, чтобы он был для них доводом. Тем самым, имам Хомейни заложил предпосылки для революционного прочтения этой теории и для самой Революции.
Полностью с первой частью лекции Хаджи ага Сабира Акбари Джидди можно ознакомиться на канале Московского исламского центра icrus в YouTube.