В память о днях борьбы и революции

05.03.2019 в 21:06

Imam Khomeini 40years

Иранский журналист сейид Исмаил Алави Якана – человек, который застал дни победы Исламской Революции и сам был ее участником. В бытность борцом против шахского режима он около трех лет провел в тюрьмах САВАК.

Он был не только революционным активистом, но и учителем, воспитавшим плеяду выдающихся людей.

В годы Священной Обороны (ирано-иракской войны) он присутствовал на передовой и как журналист, и как боец. Он был военным корреспондентом, который публиковал свои фронтовые репортажи в одной из иранских газет. Сегодня он все еще работает в той же сфере, транслируя ценности Исламской Революции и Священной Обороны новому поколению.

В связи с 40-летием победы Исламской Революции сайт Alahed News опубликовал интервью с сейидом Исмаилом Алави, в котором он поделился воспоминаниями о днях борьбы.

— Как бы вы описали Исламскую Революцию, в которой вы участвовали?

— Стоит поговорить и о зарождении революционного движения, и о его кульминации. Были вещи, которые побудили людей восстать против существовавшего тогда шахского режима.

Спусковым крючком стала публикация статьи, оскорбительной по отношению к имаму Хомейни. Она вышла в свет в 1977 году в одной из прошахских газет и вызвала всплеск народного возмущения и гнева в отношении режима.

Это правда, что восстание под руководством имама Хомейни началось в 1963 году, после чего он был выслан из страны. Но пик революционного движения, нашедшего свое логическое завершение в свержении тиранического режима, пришелся на момент после публикации этой отвратительной статьи. Но и до этого революционные активисты вели свою деятельность, за что подвергались преследованиям со стороны шаха и его полицейской системы.

После публикации статьи жители священного города Кум устроили массовое восстание. Иранцы считают святой Кум религиозным символом. Революционеры были религиозны, и религиозной по своей природе была сама революции. Народ в целом тяготел к религии. И требования религиозных революционеров отражали чаяния всего иранского народа, всех групп и слоев общества.

Свергнутый режим прежде уже сталкивался с подобным. Когда 4 июня 1963 года имам Хомейни был арестован, а религиозным ученым было нанесено оскорбление, на следующий же день масштабные восстания вспыхнули и в Тегеране, и во многим других городах. Накал противостояния был силен, однако режиму удалось подавить этого восстание.

Да, выступления 5 июня 1963 года потерпели поражение. Но революционерам удалось сформировать ячейки, которые сконцентрировались на политической и вооруженной борьбе. В начале 1970-х режим обрушил на революционеров всю свою мощь. Но революционеры не сдались.

В середине 1970-х в политическую борьбу уже были вовлечены университеты и мечети.

В конце 1977 года, после публикации этой гадкой статьи, шахский режим был неприятно удивлен бурной реакцией народа.

Насколько я помню, некоторые из революционеров были убеждены, что революция требует активной работы. Но когда восстал сам народ, все мы были потрясены скоростью развития событий. Многие не ожидали, что народ свергнет шаха настолько быстро.

SayedAlawi

Почему Исламская Революция победила?

— Во-первых, шахский режим не интересовали потребности народа. Но была и еще одна важная причина – любовь людей к имаму Хомейни. Слава Богу, иранцы любили его.

— Шахский режим находился в зависимости от Америки и Запада. Даже Картер, посетивший Иран в последние месяцы существования того режима, охарактеризовал страну как «островок стабильности». Почему же монархия пала?

— Свергнутый режим находился на передовой противостояния советскому влиянию, в чем он пользовался поддержкой Запада. Во времена Холодной войны они [американцы] рассматривали Иран как важную для них страну. И западные государства всячески поддерживали шаха.

Когда Запад сам нуждался в помощи союзных ему стран, включая страны НАТО, он обращался к ним через посредничество шахского режима, которому Запад доверял и который был его полицейским жандармом в регионе.

Шах опирался на эту поддержку и думал, что в случае любого серьезного народного движения она ему безусловно поможет.

— В данном контексте, как мы видим, в последние дни существования шахского режима Вашингтон направил в Иран своего спецпредставителя – генерала Роберта Хайзера. Какой была миссия этого человека в Тегеране?

— Америка послала генерала Роберта Хайзера на подмогу шахскому режиму, чтобы оказать ему военную помощь, как в 50-х. Все это задокументировано – в том числе и в мемуарах самого американского генерала.

Хайзеру было дано задание поддержать шаха и не дать режиму пасть. До этого американские шпионы, работавшие в посольстве США в Тегеране, подготовили для него данные опросов и статистику, необходимые ему для выполнения его миссии.

Но он увидел, что вооруженные силы не готовы к тому, чтобы стрелять в свой собственный народ – и именно поэтому его миссия провалилась.

Более того, многие военные, включая офицеров ВВС, перешли на сторону восставшего народа.

— Но Америка разработала новые планы по подавлению революции.

— Задействовав некоторые схемы, Вашингтон хотел помешать победе Исламской Революции, поскольку она угрожала интересам США в регионе.

Исламская революция была народным восстанием. Сионистский враг оккупировал исламские страны. На том этапе мы рассматривали исламское пробуждение как площадку для противостояния сионистскому плану. А потому вскоре мы увидели, как Исламская Революция послужила источником вдохновения для Сопротивления, революционеров и народов во всем регионе.

Это привело к росту озабоченности со стороны сионистов и американцев. Вашингтон очень обеспокоился будущим и судьбой сионистского оккупационного образования.

Я вспоминаю, как в первые месяцы после победы революции проводились митинги, на которых раздавались призывы отправить добровольцев в Палестину, чтобы они оказали помощь палестинскому народу в его борьбе. Мы стали свидетелями тому, как посольство «Израиля» в Тегеране превратилось в посольство Палестины в первую же неделю после победы Исламской Революции.

По этой причине в первые месяцы после победы Революции американцы и сионисты разработали множество планов по противодействию ей, чтобы она в итоге ограничилась лишь лозунгами и внутренними делами Ирана. Поэтому они активизировали подручные им сепаратистские движения – как, к примеру, движение в провинции Курдистан, подключив также режим Саддама и другие режимы региона, которые сыграли в борьбе против Революции весомую роль. Но все эти проекты провалились.

difa moqaddas15

После фиаско этих проектов и преодоления внутренних проблем революционными силами они приступили к реализации нового плана – нападению Саддама на Иран.

— Почему с самого начала восстания имам Хомейни озвучивал лозунги, не касающиеся только лишь Ирана – например, лозунги в поддержку борьбы палестинского народа против сионистского врага?

— Это было продиктовано культурной и религиозной природой Исламской Революции. Ее задачей было не только решение внутренних вопросов или экономических проблем. У этой революции были далеко идущие и всеобъемлющие цели и горизонты. Первая речь имама Хомейни, которую он произнес еще в 60-х в священном городе Кум в самом начале восстания, стала самым ярким свидетельством этому. В ней он затронул тему мусульманского возрождения и противостояния колониализму и сионизму.

— Как вы сами стали участником революционного движения? Почему шахская охранка арестовала вас?

— Религиозные круги напрямую сообщались с революционными. Когда человек участвует в мероприятиях, проводимых в мечети, хусейнийи или школе обучения Священному Корану, он укрепляется в своем желании противостоять коррумпированному режиму, каковым и был шахский режим – а все потому, что Ислам и Коран подчеркивают важность противостояния угнетателям. Мы видели, что политика шахского режима противоречит учению и целям Ислама.

Мне было 15 лет, когда я подключился к революционной работе и прочувствовал атмосферу, царившую в революционных кругах. Я встречался с лидерами, возглавлявшими революционное движение в те дни, включая аятоллу Хаменеи, мученика аятоллу Бехешти и инженера Мехди Базаргана. Мы учились у них и были вдохновлены их примером.

Так я подключился к революционной борьбе. Мы работали в мечетях и хусейнийях, знакомя людей с идеями имама Хомейни, распространяя его постановления и послания.

Затем мы основали революционную студенческую группу. Именно тогда нас арестовал САВАК, и мы провели в тюрьме около трех лет.

В шахских застенках к революционерам применялись самые жестокие формы пыток. В САВАК были люди, которые прямо специализировались на этом.

В 1971 году шах учредил объединенный комитет из САВАК и полиции. В качестве цели их работы была заявлена «борьба с саботажем». Но в действительности комитет патронировал тюрьму для революционеров, где их истязали и пытали. Я содержался именно в этой тюрьме.

— Каким образом САВАК координировал свои усилия по борьбе с революционерами с Моссадом и ЦРУ?

— Вполне естественно, что САВАК контактировал с Моссадом и ЦРУ, поскольку у шаха были тесные отношения с США и сионистским оккупационным образованием. Поэтому как Моссад, так и ЦРУ делились своим опытом с САВАК.

Imam Khomeini Difa

Как вы знаете, некоторые из наших революционеров отправлялись в Палестину и Ливан, чтобы пройти там боевую подготовку. Моссад передавал данные об этих людях САВАК.

Помните ли вы последние дни накануне победы Революции и тот день, когда имам Хомейни вернулся в страну?

— Я был одним из членов комитета по встрече имама Хомейни. Я был в третьем кольце охраны, обеспечивающей Имаму безопасность. Мы базировались на кладбище Бехешт-е Захра (мир ей), где имам Хомейни должен был произнести речь в честь мучеников революции. Мы провели там десять ночей и дней. Мы опасались актов вандализма и провокаций, которые могли быть осуществлены приспешниками режима во время церемонии встречи Имама.

Я вспоминаю одного из братьев, бывших с нами – ливанского революционера. Его звали Шахер. Он занимался подготовкой нашей группы, состоявшей из ста человек, чтобы мы могли эффективно охранять кладбище Бехешт-е Захра (мир ей).

Та церемония встречи имама Хомейни вошла в историю. Миллионы людей выстроились в ряды от аэропорта Мехрабад и Площади Азади (Свободы) до кладбища Бехешт-е Захра (мир ей). Это ознаменовало собой финальную точку победы Революции. Я до сих пор помню, какими счастливыми и радостными были лица людей в тот день.

Беседовал Мухтар Хаддад

Alahed News