Шаббир Хасан-Али: «Имам Хомейни представил миру подлинный ислам»
08.02.2017 в 23:24
В 1979 году иранский народ, ведомый аятоллой Рухоллой Мусави, который был известен как имам Хомейни и стал основателем Исламской Республики Иран, покончил с 2500-летней монархией в Иране. Однако вопрос остается: как после тысячелетий шахского правления внутри иранцев проснулся антимонархический дух?
Широко распространено представление, что имам Хомейни, харизматичный религиозный лидер, вдохнул революционный дух в народы Ирана и побудил их к восстанию.
Fars News взял интервью у Шаббира Хасан-Али (Shabbir Hassanally), исламского ученого и активиста из Лейстера (Великобритания), с которым удалось поговорить об уникальных качествах лидера, который пробудил народ к реальности после десятков лет сна и забытья. Хасан-Али поделился с Fars News Agency своим видением имама Хомейни, который оказался наиболее компетентным шиитским лидером на момент Исламской революции 1979 года. Он также пролил свет на то влияние, которое имам Хомейни оказал на другие народы по всему миру. На протяжении всей беседы также обсуждалась концепция вилаят аль-факих (руководства исламского законоведа) – как с теоретической, так и с практической точки зрения.
— Хотя теория вилаят аль-факих (учение о том, что исламский законовед уполномочен распоряжаться теми же делами, что и Пророк Ислама, и шиитский Имам) уходит корнями вглубь веков, исторически Иран стал первым и единственным государством, воплотившим на практическом уровне. Считаете ли вы, что имам Хомейни был наиболее квалифицирован для того, чтобы стать первым вали аль-факих (правящим законоведом) в истории?
— У меня в этом нет ни малейших сомнений. Наивысшая компетентность складывается из множества факторов. Чтобы воплотить Божественную систему правления, каковой является система вилаят аль-факих, нужно, чтобы лидер обладал дальновидностью, глубоким знанием, мудростью и [управленческими] способностями, а также пользоваться поддержкой народа. Все эти ключевые качества у имама Хомейни присутствовали, и результатом стала победа Исламской Революции в 1979-м. Этому предшествовали десятилетия кропотливой работы и бесконечного самопожертвования как со стороны Имама, так и со стороны тех людей, которые были верны ему и поддерживали его.
— Имам Хомейни инициировал проведение Недели Исламского Единства и Международного Дня аль-Кудс. Он подчеркивал тот факт, что внутреннее единство мусульман означает «единый кулак, бьющий по всем силам высокомерия» нашей эры. Почему имам Хомейни так настаивал на том, чтобы мусульмане объединялись?
— Идея единства в исламе присутствовала с самого начала, равно как к нему призывали и все Божественные учения на протяжении истории.
Первый и самый важный шаг, который предпринимает угнетатель, чтобы воплотить свои гнусные планы – это настроить друг против друга тех людей, над которыми он желает господствовать. Тем самым, он отвлекает их от реальных проблем и занимает их тривиальными вопросами. Это то, от чего мусульманский мир страдал исторически. На самом деле если изучить политику как Римской, так и Британской империи, можно ясно увидеть, что они широко использовали этот подход.
Шаббир Хасан-Али (Shabbir Hassanally)
В наши дни есть небольшое отличие. Империя наших дней – Американская Империя – вместе со своими лакеями и сателлитами неустанно сеет семена сектантской вражды между мусульманами. Зачем? Чтобы контролировать их.
Когда имам Хомейни призвал мусульман к объединению, он преподал им урок, что следует не только следовать велениям Корана, но и также стать единым кулаком, наотмашь бьющим по системе высокомерия.
Так было, когда иранцы объединились и вместе выступили под руководством имама Хомейни, и тогда они смогли своими руками избавиться от ярма, надетого на них шахом и его вашингтонскими, лондонскими и тель-авивскими хозяевами, обрести подлинную независимость от любой деспотической системы, положившись лишь на одного Бога.
— В 1979 году журнал “Times” назвал имама Хомейни человеком года, и его международное влияние было признано во всех уголках мира. На ваш взгляд, какими уникальными качествами обладал имам Хомейни, так что идеи Исламской революции смогли быть воспринятыми другими народами? Как вы думаете, есть ли хоть одно место на карте мира, где шиитский ислам ныне не ассоциируется с имамом Хомейни?
На протяжении десятилетий и даже веков мусульмане стали секуляризованы. Ислам переместился внутрь мечетей; ему не позволялось играть сколь-либо большую роль в повседневной жизни людей – не говоря уже об управлении ими. Я твердо убежден, что имам Хомейни был одним из величайших обновителей ислама своего времени. Он взял ислам, который был подвергнут секуляризации, и сделал его центром и основой целой системы правления в Иране. Имам Хомейни пробудил мусульман.
Имам Хомейни пришел и представил человечеству чистый, первоначальный ислам. Он показал, что ислам может играть важную роль в управлении людьми, обществе, политике, экономике и т.п., что это не просто культурный или духовный феномен, призванный быть ограниченным определенными культовыми местами.
В силу господствующего в Иране духа сопротивления и его положения как региональной державы к Исламской Республике приковано всеобщее внимание. Иран – страна с исламской системой правления, с системой вилаят аль-факих, служащей продолжением шиитской доктриной Имамата (вилаята).
Несомненно, когда люди слышат об имаме Хомейни, или об Иране, или об имаме Хаменеи, это ассоциируется с шиитским исламом. Это всеобщее восприятие, и, на мой взгляд, нет никого (особенно с появлением Интернета), кто не был бы осведомлен об этой связи.
— Вслед за захватом американского посольства в Тегеране в 1979-м имам Хомейни провозгласил, что только иранский парламент уполномочен решать судьбу сотрудников этого посольства. Как вы оцениваете верность имама Хомейни исламским идеям и демократическим ценностям в данном контексте?
Вслед за референдумом апреля 1979-го, когда более 98 % населения Ирана провозгласили, что они выступают за систему вилаят аль-факих, она всегда строилась на принципах демократии и уважения [к людям].
Иран освободил от должностей и арестовал тех, кто работал на [американский] империализм, распространяя в Иране всяческое зло и склоки. Если бы имам Хомейни выпустил прямое распоряжение, если бы он заявил, что он один уполномочен решать судьбу этих американских шпионов, на Западе это было бы воспринято как проявление «тоталитаризма» и «диктаторства» — а это был не тот путь, которым следовал имам Хомейни.
Люди избрали эту систему правления, выбрали своих представителей в меджлисе (парламенте). Поэтому самым дальновидным решением было позволить людям самим решать, что делать с вредителями. А это можно было осуществить только через меджлис, где заседают представители народа. Имам Хомейни настоял на этом варианте. Это было подлинно демократическим и истинно исламским решением.
— Внимание к обездоленным (мустад‘афин) и фетва о добром обращении с конфессиональными меньшинствами (зороастрийцами, христианами и иудеями, у которых есть свои квоты в меджлисе) также были частью наследия имама Хомейни. Каков контраст между этим наследием и тем, что происходит в США сегодня! Будьте добры, проясните в этой связи идею имама Хомейни о том, что Америка является «большим сатаной».
Постановление имама Хомейни, на котором он настаивал – посредством своих фетв – заключалось в том, что с представителями конфессиональных меньшинств в Иране (да и по всему миру) следует обращаться с уважением и почтением. Частью этого было распоряжение о выделении им квоты в меджлисе (парламенте), служащее гарантией, что их голоса должны быть слышны, и это исключительно важно. Это служит зримым подтверждением, что ислам является системой, зиждущейся на принципах мира, добрососедства и разумности.
Сегодня в США – и так было даже до избрания Трампа – можно наблюдать ровно противоположное.
Власти США заглушают любые голоса, которые обличают правящую олигархию. А та использует мейнстримовые СМИ, собственное лобби и драконовское законодательство для достижения своих целях.
Как только [американская] Империя не одобряет какое бы то ни было мнение или позицию, ее лакеи в Европе, оккупированных странах Аравии, в оккупированной Палестине и во всех других уголоках мира накладывает на него «вето» и «санкции».
Социальные сети полнятся постами, где реальные новости выставляются фейковыми, а одиозные фейки выдаются за правду. Правда объявляется ложью, а ложь преподносится как правда.
Когда имам Хомейни провозгласил лозунг «смерть Америке», это не означало, что мы противостоим всему населению этой страны – скорее, это та его интерпретация, которую навязывает враг. Гегемония, деспотизм, плутократия, разжигание социальной и межконфессиональной вражды, поощрение аморальности, вмешательство в дела других людей, неуважение к клятвам и договорам, обман, лживые уловки и прочее – вот что является атрибутами данной системы.
В контексте этого лозунг «смерть Америке» знаменует собой знак Соединенным Штатам и всему миру, что мы не будем мириться с перечисленными явлениями и будем сопротивляться данной тирании.
Провозглашая лозунг «смерть Америке», мы объявляем всему миру, что не приемлем оккупацию, колонизацию, культурный и физический геноцид как коренного населения Америки, так и других народов мира. Вот почему лозунг «смерть Америке» так комплементарен с другим лозунгом – «смерть Израилю». Оба эти государственных образования враждебны человечеству. Они несут ценности, которые наносят вред людям и природе. Ценности, которые являются сатанинскими по самой своей природе. Что дает возможность понять, почему имам Хомейни называл американскую Империю Большим Сатаной.
Лозунг «смерть Америке» следует понимать двояко – во-первых, как урок, во-вторых, как мольбу. Когда взывающий к Богу выкрикивает «смерть Америке», он уже одним этим отдаляется от тех мерзких ценностей, которые несет Америка в мир.