Сабир Акбари Джидди: «Хиджаб – “красная линия” для исламского общества»
24.01.2023 в 02:53
В беседе с корреспондентом РИА ФАН Аббасом Джумой Представитель аятоллы Хаменеи в России Сабир Акбари Джидди подробно объяснил, почему хиджаб как глубоко укорененная часть культуры Ирана, как часть наследия Исламской Революции и шариатский закон является обязательным на территории Исламской Республики, почему враги педалируют именно этот вопрос и почему упразднение этого закона может обернуться непоправимыми последствиями.
Аббас Джума
Западная пропаганда очень сильна, и, к сожалению, в России она тоже набирает силу, и многие в России тоже думают, что проблема реально в хиджабе. Вы как богослов, как человек, который в этом глубоко разбирается, расскажите, пожалуйста, российскому читателю популярно об иранских законах о хиджабе, о том, есть ли действительно такая проблема и как ее решать. Если честно, я тоже со многими девушками общался в Иране, и они не хотят носить платок. Как это противоречие решить, и является ли это, по-Вашему, реальной проблемой.
Сабир Акбари Джидди
Из истории вы знаете, что Иран – это Исламская Республика. А каким образом Иран стал Исламской Республикой? После победы Революции был проведен референдум, и сами люди – 98 % – проголосовали за исламский республиканский строй. Соответственно, после выборов все законы в государстве были сформулированы на основе исламских предписаний.
После того, как в Исламской Республике сформировался парламент, который занимается законодательной деятельностью, также был создан Совет стражей Конституции (Шура-е негахбан), проверяющий принятые парламентом законы на соответствие нормам Ислама. Точнее, он занимается двумя вопросами: во-первых, проверяет законы на соответствие Шариату, во-вторых, проверяет их на соответствие Конституции. Так как существующий строй – исламский, это нормально, что законы сопоставляются именно с нормами Шариата. В конце концов, это основополагающий принцип, лежащий в фундаменте Исламской Республики.
После победы Исламской Революции в качестве одного из самых острых вопросов встал вопрос о хиджабе и о том, как его регулировать. Вы знаете, что до Исламской Революции, во времена Резы-шаха и на основе его распоряжения, продиктованного его господами в Британии и на Западе в целом, в Иране вышло постановление, что все женщины должны снять хиджаб. Но в народе отсутствие хиджаба порицалось, что совпадало с позицией Шариата. Поэтому после Революции был принят закон о хиджабе, который женщины соблюдали, которому общество следует вот уже более 40 лет и продолжает ему следовать – вопреки тому, что на хиджаб сегодня столько нападок.
Хиджаб существует не только для женщин – для мужчин тоже есть свои ограничения в одежде. С точки зрения Шариата всегда стоял вопрос, является ли предписание о хиджабе личным делом каждого (и, если человек его не соблюдает, это его проблема и его грех), или же что оно касается ограничений для общества в целом. Это до сих пор дискуссионный вопрос в среде экспертов по Шариату. Однако в целом большинство факихов (законоведов) и улемов (богословов) в своих фетвах исходят из принципа, что хиджаб – не личное дело, что это не только индивидуальное, но и общественное предписание, и, если общество живет по исламским законам, в нем должен присутствовать хиджаб.
Аббас Джума
То есть люди должны выглядеть в соответствии с исламскими нормами…
Сабир Акбари Джидди
Да! Причем это касается не только женщин, но и мужчин. И это феномен, который был в Иране и существует и поныне. Но основной вопрос в том, почему враг использует в качестве предлога для раздувания протестов именно вопрос хиджаба.
Хиджаб – это очень тонкая грань, которая отделяет исламский стиль жизни общества от неисламского. Почему? Исторически иранское законодательство о хиджабе качнулось от одной полярной позиции к другой. Во-первых, в фикхе все же существует мнение, что это личное дело человека, а не предписание, касающееся общества. Во-вторых, в современной истории Ирана сначала был период обязательного снятия хиджаба, а потом – период его обязательного ношения. Произошла некая раскачка общества.
После Исламской Революции вопрос о хиджабе в законодательной плоскости долго находился в подвешенном состоянии. Почему это было так? Поскольку в силу общественного давления человек просто не мог выйти из дома без хиджаба. Во времена Революции среди людей господствовал такой дух, и общественные умонастроения не позволяли одеваться иным образом. Тем самым, ситуация регулировалась на уровне самого общества.
Основной вопрос, где неосведомленных людей можно сбить с толку, – это именно вопрос хиджаба. Они говорят: ну пусть люди носят хиджаб по желанию, ведь они же свободны. Но, если речь зайдет о светофоре, никто не будет рассуждать в том ключе, что каждый свободен ехать на красный свет. Почему-то здесь никого не смущают четкие ограничения. Люди понимают, что, поехав на красный, они рискуют попасть в аварию. Это настолько особый и чувствительный вопрос, что все осознают необходимость запрета. Однако люди не могут с первого раза прочувствовать – так же, как в случае с красным светом – что хиджаб тоже является «красной линией» для исламского общества, переход за которую может обернуться для него катастрофическими последствиями. Не все люди это понимают. Они думают, что наличие или отсутствие платка на голове конкретной девушки никому не навредит. Они не понимают, какой урон может быть нанесен исламскому обществу в целом, если хиджаб станет личным делом каждого. Поэтому они легко говорят о нарушении этой «красной линии» и сами ее переходят.
Аббас Джума
То есть если будет нарушено одно предписание, дальше будут по цепочке нарушаться все остальные?
Сабир Акбари Джидди
Если говорить о «красных линиях» Ислама, хиджаб – это самая тонкая «красная линия». Враги могут прорвать эту линию, ведь они наступают с той стороны, где прощупывается самое слабое и уязвимое место.
Перед Исламской Революцией, до принятия закона о хиджабе, в обществе хиджаб был чем-то само собой разумеющимся. Сегодня хиджаб – это часть наследия Исламской Революции. Кроме того, хиджаб – это один из шариатских законов. Это тоже очень важно. Также это официальный закон Исламской Республики.
Нарушение этой «красной линии» приведет к пресечению всех трех линий: первая линия – это само лицо Исламской Республики (женщина в хиджабе – один из образов, автоматически ассоциирующихся с ИРИ), вторая линия – негативное влияние на религиозность людей за счет открытого нарушения норм Шариата, третья линия – прецедент неуважения к законам Исламской Республики. И враг работает над тем, чтобы, прорвав одну линию, пересечь все три перечисленные. Поэтому он вкладывает в это все средства и уже давно над этим работает. Я лично занимался этим вопросом и точно могу сказать, что, как минимум, 15 лет враг целенаправленно прилагает усилия к достижению этой цели.
Это очень тонкая линия, но, несмотря на это, уже 15 лет религиозные люди в Иране сопротивляются ее прорыву. Поэтому враги ничего не могут добиться. И, конечно же, когда в стране есть законы, обязательно существуют и органы, которые контролируют исполнение этих законов, и за нарушение закона предусмотрено соответствующее наказание.
В чем основная цель врага? Освободить женщин? Нет! Той свободы, которая сегодня есть у женщин в Иране, нет нигде: женщины занимают очень высокие позиции в разных областях. Иранский народ понимает: враг хочет прорвать эту линию не для того, чтобы принести женщинам свободу, он желает испортить нравы в обществе, подорвать его этические основы. Культура Ирана – это культура хиджаба, скромности, закрытых одеяний.
Почему Иран сопротивляется нападкам на хиджаб? Потому что хиджаб укоренен в менталитете и культуре Ирана. И до Резы-шаха, и после него люди носили хиджаб. В Ардебиле, моем родном городе, в течение 30-40 лет после распоряжения Резы-шаха об обязательном снятии хиджаба не было ни одной женщины без хиджаба. Почему? Потому что это часть культуры народа, которому присуща скромность и достоинство.
Аббас Джума
Мой отец однажды сказал: чтобы победить Россию, им не хватит ста лет, потому что у России очень много оружия. Но, если испортить российских матерей, через одно поколение они получат целую страну рабов.
Сабир Акбари Джидди
Именно так. Принудительная отмена хиджаба была навязана нашему народу – и Иран сопротивлялся, и многие люди стали мучениками на пути сохранения этих ценностей, а потому он не согласится, чтобы какая-то из этих ценностей, для сбережения которой пролилось столько крови, упразднили и бросили под ноги.
Очень интересный момент: почитайте завещания шахидов, и в большинстве их них они призывают к защите хиджаба. Это прекрасное наставление. А ведь эти мученики жили среди людей, и сегодня они принадлежат народу: люди знакомятся с ними, читают их завещания, имеют к ним доступ и понимают, насколько важен вопрос хиджаба.
Конечно же, для исполнения законов необходимы контролирующие органы, однако физический метод контроля – это не всегда метод: лучший и более правильный метод, помимо физического контроля – это культурная работа, поддержание культуры хиджаба путем интеллектуальных усилий и доводов, чтобы люди понимали, зачем это нужно.
Естественно, Запад и подконтрольные ему СМИ делают все, чтобы разрушить эту культуру, уничтожить ее. Это – часть гибридной войны против ценностей Исламской Революции и ценностей Ислама как таковых.
Эксклюзивное интервью Аббаса Джумы с господином Акбари Джидди читайте на РИА ФАН