Нагорный Карабах: субъективный взгляд русской шиитской журналистки

28.10.2020 в 23:52

Karabah1

Молниеносно вспыхнувшая и кровопролитная война в Карабахе мгновенно поглотила внимание всех телеэкспертов, журналистов и военных корреспондентов – примерно так же, как общество долгое время будоражила война в Донбассе. Драматизм этого конфликта оказался и в том, что в лагере российских сторонников Палестины и Сопротивления произошел раскол: одни (как Аббас Джума) выступают за Армению, другие (как Максим Шевченко) – за Азербайджан. Усугубило ситуацию и недопонимание позиции Ирана, позицию которого из-за сознательных информационных вбросов стали априори считать проармянской, хотя Рахбар – сейид Али Хаменеи – и другие высшие шиитские законоведы Ирана издали однозначные фетвы, что Карабах – азербайджанский.

Общая же картина настолько амбивалентна, что в сухом остатке для меня как для шиитки незыблемы три постулата – тезис, антитезис и синтез (прямо по Гегелю!).

Итак, тезис: Нагорный Карабах – азербайджанская земля. Об этом, повторю, есть ясные фетвы Рахбара, Макарема Ширази и других шиитских муджтахидов. Это религиозно-правовой вердикт, который рядовые шииты не вправе оспаривать. И «Михвар» еще опубликует, ин ша Аллах, пространный обзор заявлений ведущих иранских законоведов и их представителей. Ни о какой поддержке Армении там речи не идет и не шло никогда.

Антитезис: Эрдоган и Алиев – называя вещи своими именами, редкостные мерзавцы.

Эрдоган убил свою репутацию еще в Сирии, где он поддерживал антиасадовские силы, и на его совести – очень большая кровь, реки крови. Как и США, как и сионисты, как и саудиты, он кормил головорезов разных мастей, спонсируя и направляя разного рода группировки. Эрдоган был одним из зловещих архитекторов опустошительной сирийской войны, и его имя у сирийцев, ливанцев, иракцев теперь уже всегда будет ассоциироваться с агрессией, террором, непомерными амбициями и грязными интригами.

Ильхам Алиев – враг шиитского Ислама. Это тоже известный факт. Соблюдающим шиитам Азербайджана ненавистна фигура Алиева, известного своими гонениями на траурные церемонии Ашуры и политически активных шиитов. Многие из них были вынуждены навсегда покинуть свою родину, где за любовь к Имаму Хусейну (мир ему), имаму Хомейни и Исламской революции им светили только сфабрикованные приговоры и чудовищные сроки. В 2018 году «Михвар» без опаски писал о деле Талеха Багирзаде, о деле Юниса Сафарова, о событиях в Нардаране. И это только самые громкие дела! По отзывам религиозных азербайджанцев, навсегда эмигрировавших в Россию, при Алиеве Азербайджан утонул в удручающей нищете и вездесущей коррупции. Слава Богу, эти люди получили в России убежище и гражданство, но путь на родную землю им заказан, пока царствует режим Алиева, водящего тесную дружбу с сионистским оккупационным государством.

В том, что Алиев и Эрдоган зарабатывают себе политические очки на отвоевании азербайджанских территорий (еще и израильским оружием, о чем подробно пишет еще один друг «Михвара» – Мария Мономенова!) нет ничего хорошего. Алиев укрепляет свою власть, а Эрдоган – пантюркистские (и также антишиитские!) настроения. Что еще хуже пантюркизма, утверждающегося за счет побед азербайджанской армии, сионистский режим также укрепляет свой «авторитет» среди наивной и легковерной части азербайджанцев. Возможно, поэтому официальный Тегеран так сдержан в своих комментариях, несмотря на ясную исламскую позицию его религиозных лидеров по Карабаху.

И, наконец, синтез: эту войну надо остановить. Нельзя позволять Эрдогану, Израилю и подконтрольному им режиму в Баку парадоксальным образом наживать себе политический капитал на освобождении мусульманских земель. Азербайджанцы спрашивают, почему проблема Карабаха менее значима, чем проблема освобождения оккупированных палестинских и ливанских территорий. Но в том и дело, что юг Ливана освободила правильная сила, стоящая на позициях сопротивления американской гегемонии и глобальному неолиберальному капитализму – Хизбалла. Ровно тот же политический спектр представляют и силы палестинского Сопротивления.

Статус азербайджанских территорий должен решаться путем переговоров. Азербайджан должен вернуть себе свои земли, но мирными способами. Армяне и азербайджанцы должны договориться. Азербайджанцы парируют, что это трудно или подчас невозможно, учитывая эмоциональность и несговорчивость армянской стороны. Но любой диалог об урегулировании давнего конфликта поначалу идет туго.

Собственно, именно в этом и заключается настоящая позиция Исламской Республики Иран: возвратить Азербайджану Карабах, но мирным путем, а не с помощью военных действий.

Анастасия (Фатима) Ежова