Мириады зеркал
30.10.2025 в 11:19
Каждый, кто бывал в Куме, в мавзолее Фатимы Маасуме (мир ей), и кто в целом знаком с архитектурой шиитских священных гробниц, видел залы со стенами, инкрустированные тысячами мелких зеркал.
От их мерцания дух воспаряет в иные, горние высоты, эйфория захлёстывает сознание, а тело кажется почти невесомым. Зеркала притягивают так, что из зала не хочется уходить. Фигуры женщин в черных чадрах придают этому великолепию особенный вайб, а протяжные звуки азана и молитв – размеренное спокойствие и умиротворение.
Исламская архитектура вбирает в себя множество явных и сокровенных, мистических смыслов.
Александр Андреевич Проханов усмотрел в мириадах этих зеркал близкую ему идею бессмертия. Зеркала представились ему как бесчисленные миры, в которых он отражался, словно оставаясь живым в иных измерениях.
Для него эти зеркала – символ эфемерности смерти, вечной жизни, бесконечности миров и безмерной милости Господа.
Я множество раз бывала в этой святыне и гуляла по этим залам, наслаждаясь их эстетикой и потаенными энергиями.
И только сейчас, после двенадцатидневной войны, мне пришла в голову мысль, словно озарение, что это души тысяч мучеников Ислама, отдавших свои жизни на пути Аллаха, Пророка и его Пречистого семейства (Ахл аль-Бейт).
Тех, кто восставал против несправедливости и угнетения. Тех, кто защищал свою родину и свою веру. Тех, кто умер в тюрьмах от пыток. Тех, кто не склонил голову перед тиранами этого мира.
Имама Хусейна (мир ему) и его сподвижников, павших в жаркой пустыне Кербелы, сражавшихся против полчищ Язида, игиловцев своего времени.
Шахидов Исламской Революции и Священной Обороны, мальчиков-басиджей в красных повязках и черных клетчатых платках, шедших на саддамовские танки.
Мучеников Хизбаллы, сопротивлявшихся Израилю и такфиристам в Сирии, которые покоятся под сенью жёлтых знамён.
Отважных бойцов «Сил народной мобилизации» («Аль-Хашд аш-шааби»), которые бились против орд террористов из ИГИЛ* (организация в России запрещена).
Мучеников истерзанной Палестины.
Касема Сулеймани.
Сейида Хасана Наср-Аллаха.
Сейида Хашема Сафиеддина.
Сейида Аббаса аль-Мусави.
Имада Мугнии.
Сейида Мухаммада Бакира ас-Садра и его сестры Амины.
И эта трактовка органично соответствует прохановской идее бессмертия, ведь сказано в Священном Коране:
«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Сура «Семейство Имрана» / «Али Имран», 3:169).
Анастасия (Фатима) Ежова