Иракский водоворот: аятолла Систани, Иран, протесты. Кто мутит воду?

27.12.2019 в 21:51

Najaf4

Наджаф, город Имама Али, мир ему, октябрь 2019 года. Огромный золотой купол, словно луна, сияет в иракской ночи. Принявшая Ислам девушка из Японии, которая учится в Иране, стоит перед ним в слезах и читает молитву-дуа. Приличные, с подсветкой и иллюминацией отели, прямо под их окнами – паломники из Индии и Пакистана, босоногие, неприкаянные и давно не мывшиеся, спят прямо на улице. Всюду разбиты мукебы – большие шатры для паломников, и палатки с бесплатной едой и чаем – иракским, пряным и терпко-вкусным, и иранским, обыкновенным. Паломники в клетчатых шарфах и с огромными рюкзаками, необыкновенная красота мавзолейного комплекса, где захоронен первый непорочный Имам мусульман-шиитов, с его переполненными людьми просторными внутренними дворами и мощными облицованными золотом минаретами, широкий и многоводный Евфрат, узкие улочки с беленькими домами и радушными – и ужасающая грязь и вонь, неубранный мусор и всюду валяющиеся пластиковые бутылки: вот таким запомнился Наджаф на заре полыхающих ныне протестов.

В отличие от Кербелы, Наджаф показался более дружелюбным и образованным городом. В охраняемых кварталах с шлагбаумами чисто, прямо как в Иране. В домах у людей – стеллажи с книгами. Принимать паломников Имама Али и Имама Хусейна (мир им) – большая честь, этим людям с радостью, совершенно бесплатно и бескорыстно, предоставляют целые комнаты в домах, разрешают пользоваться душами и чистыми домашними туалетами, угощают едой и чаем. Иракский Наджаф – основной конкурент и «коллега» иранского Кума, центр исламских шиитских знаний, центр ученых и студентов, изучающих религию и исламское право. И когда разразились известные события, взоры людей невольно устремились в сторону одного из самых авторитетных наджафских шиитских законоведов мира – великого аятоллы сейида Али Хусейни ас-Систани.

Протестующие говорят, что Систани «один поддерживает восставший народ против коррупционеров», скептики и конспирологи подозревают в нагнетании антииранских настроений в шиитских массах именно его, сторонники Исламской Революции с ностальгией вспоминают, как еще совсем недавно иранские и иракские ополчения бок о бок воевали против запрещенного в РФ ДАИШ, как иракцы восхищались генералом Касемом Сулеймани, как прорахбаристские ресурсы (канал «Аль-Манар», PressTV и многие другие) транслировали фетву аятоллы Систани о вооруженной борьбе против такфиристов, как представители аятолл Хаменеи и Систани сидели на разных собраниях бок о бок и смотрели друг на друга с подчеркнутым уважением.

Враги Оси Сопротивления из кожи вон лезут, чтобы этим славным временам пришел конец. У них издавна были на аятоллу Систани свои виды. Одно время мукаллидов (последователей) Систани пытались активно противопоставлять мукаллидам Хаменеи, представляя дело таким образом, будто у них «совершенно разный шиизм», и что две эти версии шиизма обречены на столкновение. Карты спутали сами аятоллы Систани и Хаменеи, начавшие активно демонстрировать друг другу почтение, лояльность и поддержку.

Аятолла Систани и имам Хомейни

Итого, противопоставлять аятоллу Хаменеи и аятоллу Систани как якобы непримиримых антагонистов – и некорректно, и ошибочно. Правильнее сказать, что у двух этих исламских ученых хорошие отношения, но разные взгляды на ряд вопросов – как, впрочем, и у всех шиитских законоведов, чьи фетвы на 85 % совпадают, но в оставшихся 15 % разнятся.

Представлять аятоллу Систани как непримиримого противника имама Хомейни и его проекта – также неправильно. В свете этого сайт AhlulBayt (a) Islamic Mission поделился одной малоизвестной, но показательной историей:

«Шейх Нассер ад-Дин Ансари аль-Куми, исследователь биографий исламских ученых и профессор хаузы в Куме, раскрыл детали своей встречи с высшим религиозным авторитетом, великим аятоллой сейидом Али ас-Систани, да сохранит его Аллах.

Шейх Нассер ад-Дин Ансари аль-Куми рассказал:

“Однажды я вместе с группой других людей, находившихся со мной в священном Наджафе, встретился с сейидом Систани (да сохранит его Аллах).

Я спросил его Светлость: ‘Господин Систани, сколько лет вы посещали лекции покойного имама Хомейни в Куме?’

Сейид Систани поднялся с места и сказал: ‘Прежде всего, я должен встать в знак уважения к покинувшему этот мир имаму Хомейни’.

Najaf Sistani3

Затем сейид Систани продолжил следующими словами: ‘Разве вы не знаете, что имам Хомейни сделал для нас большое дело? Мы, зажатые здесь в тисках Саддама, по-прежнему понимаем ценность этого дела. По вечерам я слушал многие выступления имама Хомейни. У меня было маленькое радио, и я обычно шел в свою библиотеку на верхнем этаже и ждал выпуска новостей в восемь вечера, во время которого транслировали речи Имама.

Вы, должно быть, помните, как в одном из выступлений он рассказал историю, как однажды тегеранский торговец пришел к одному из имамов пятничного намаза, обвинив его в том, что его слова – не из Корана, а отсебятина, и что его дела разнятся с его словами. Так вот теперь вы в Иране работаете так, что ваши слова не входят в противоречие с вашими делами’.

У собравшихся на глазах выступили слезы. А сейид Систани пояснил, что целых два года посещал лекции имама Хомейни в Куме, а затем отправился учиться в Наджаф».

С другой стороны, нельзя отрицать, что на какие-то вопросы аятолла Систани смотрит объективно иначе, чем сторонники линии имамов Хомейни и Хаменеи. Вот как эти нюансы пояснил представитель аятоллы Систани в России шейх Мосули, который находится здесь вот уже с 2001 года:

«У шиитов на сегодняшний день есть две генеральные линии. Первая – марджаийя (руководство) имама Систани. Это абсолютно богословское направление, которое не вмешивается в политику. Вторая – линия Исламской Республики и аятоллы Хаменеи. Она утверждает, что религия есть политика, а политика – религия. Один раз они выносят религиозную фетву с политической целью, другой раз – политическую фетву с религиозной целью».

Впрочем, эти разночтения не мешают ему быть в добрых отношениях с представителем и последователями Рахбара. В конце концов, между ними есть и много общего во взглядах и подходах, в том числе и по вопросу об исламском единстве, отношении к суннитам и к такфиристским веяниям.

«Обе этих ветви направлены на сближение между мусульманами, на обоюдные уступки и устранение разногласий не только внутри шиизма, но и между шиитами и суннитами. Различные мазхабы имеют единые основы и общие знаменатели, на основе которых должно происходить сближение. В Ираке издавна распространилась практика суннитско-шиитских браков, что также способствует сближению мусульман», — отметил шейх Мосули в интервью ИА IslamNews.

В общем, использовать Систани в своих многоходовках врагам пока не удавалось. В конце концов, он – перс, а это – особый менталитет и подход к жизни: сложность, гибкость, умение маневрировать и обходить острые углы, дипломатичность, сбалансированность, определенная осторожность, в конце концов.

Если не Систани, то кто?

Поняв, что аятолла Систани не даст использовать себя, известные силы сделали ставку на откровенных противников Исламской Революции и системы вилаят аль-факих, считающих все это якобы несовместимым с шиизмом – семейство Ширази (не путать с кумским аятоллой Макаремом Ширази, активным сторонником Революции, Рахбара и КСИР, набирающим все больше популярности среди шиитов!). Их прочтение религии в Иране хлестко именуют «британским шиизмом», имея в виду, что в ширазистов США и Британия, не скупясь, вливают немалые деньги, лишь бы работа против Исламской Республики внутри самого шиитского сообщества велась по всем направлениям. Пропаганда абсолютной аполитичности, мысли о неприемлемости любых восстаний и революций, нарочитой вражды с суннитами и обвинением их в неверии у ширазистов сочетается с полным обскурантизмом, косным отношением к искусству, ультраконсервативностью в фетвах и тенденцией к тотальному запретительству. И в этом они до боли похожи на своих вроде как антиподов – салафитских такфиристов.

Najaf protests4

Забавно, но «аполитичность» и «контрреволюционность» ширазистов заканчивается ровно там, где начинаются какие-либо антииранские движухи. Запрет на восстание против любых правителей до выхода Имама Махди (мир ему) из сокрытия странным образом не распространяется на выступления против Рахбара и Исламской Республики.

В Ираке видно невооруженным взглядом, что многие религиозные учреждения, увы, «лежат» под ширазистами. Это – мечети, культурные центры, офисы, представительства, те же мукебы, наконец. Ширазистская «мафия», похоже, весьма влиятельна. В Кербеле один из видных представителей семейства, аятолла Садик Ширази, приветствует паломников Имама Хусейна (мир ему) с броских плакатов, развешанных буквально на каждом столбе. Многие мукебы (добротные, расположенные в зданиях, а не в шатрах!) контролирует также он. Вот он, беспроигрышный канал воздействия на шиитские массы, он же – канал беспрепятственного влияния западных спецслужб в условиях слабости и неэффективности государства. Излишне уточнять, что погром и поджог иранских консульств – следствие активности именно спецслужб США, Израиля и Саудовской Аравии. Это попросту очевидно.

Но самое печальное, что в Ираке у них есть мощные и финансово оснащенные религиозные проводники их влияния, с которыми мало что можно поделать. Они «сидят» там так плотно, что их не «сдвинуть». Они умудряются вести свою деятельность даже внутри соседнего Ирана! В Ираке же негативные эффекты не заставили себя ждать: в разгар протестов митингующие подожгли также могилу аятоллы сейида Мухаммада Бакира аль-Хакима, взорванного в августе 2003 года руководителя Высшего совета Исламской Революции в Ираке, в прошлом сподвижника сейида Мухаммада Бакира ас-Садра, друга Исламской Республики Иран и сторонника идей имама Хомейни.

Досрочные выборы и западная демократия?

Неделю назад портал Middle East Monitor сообщил, что аятолла Систани призвал провести парламентские выборы. Также он настаивает на реформе электорального законодательства и создании независимого избиркома.

Позицию аятоллы Систани озвучил его представитель в Кербеле – шейх Абдул-Махди аль-Кербалаи. В частности, он процитировал слова аятоллы Систани, произнесенные им на пятничной проповеди 20 декабря: «В прошлой хутбе мы уже указывали, что народ – источник власти, и он является источником легитимности, как это указано в конституции. А потому ближайший и самый безопасный путь к выходу из текущего кризиса, позволяющий избежать неизвестных последствий, хаоса и ожесточения борьбы – это проведение досрочных выборов».

Кербалаи пояснил: «Досрочные выборы будут проведены после принятия соответствующего справедливого закона, формирования независимой избирательной комиссии и установления эффективного механизма мониторинга на всех этапах работы комиссии, что позволит вернуть людям веру в электоральный процесс».

Также во время пятничной проповеди Кербелаи подчеркнул: «Если закон о выборах будет принят в приемлемой форме, интеллектуальная элита и национальные уполномоченные органы, жаждущие политического действия, могут взять на себя роль в организации этого процесса, подготовке программ для улучшения положения в стране и решения ее усугубляющихся проблем в рамках продуманных политических планов, чтобы быть готовыми представить их избирателям в ходе выборов».

По мнению Кербелаи, «больше не будет никаких задержек в формировании нового правительства, которое никому не должно представляться сомнительным – так, чтобы оно смогло ответить на текущие вызовы, восстановить престиж страны и урегулировать ситуацию». Он также отметил, что выборы должны проходить в условиях «спокойной атмосферы, свободной от циркуляции незаконно добытых денег или оружия, без внешнего вмешательства»…

Между тем, президент Ирака Бахрам Салих отложил назначение нового премьер-министра и послал запрос в Высший федеральный суд Ирака, чтобы именно самый крупный парламентский блок был уполномочен назначать нового премьера.

Тем временем, по Ираку идет волна насилия. Аятолла Систани осудил применение нелегально приобретенного оружия. Доходило и до диких эксцессов: так, в Багдаде линчевали 16-летнего юношу, который просил протестующих не шуметь около его дома, а потом начал палить в воздух из имевшегося у него оружия. Молодого человека выволокли из дома, забили ножами, повесили на светофоре за ноги и перерезали ему горло. Жуткие фото разлетелись по соцсетям и новостным агентствам.

По данным портала Al-Monitor, в кругах, близких к аятолле Систани, и в шиитских учебных заведениях Наджафа бытуют симпатии к западной секулярной демократии как форме правления, отличной от системы вилаят аль-факих, легшей в основу государственного устройства Ирана. Вероятно, что в среде самих законоведов существует лобби, пытающееся вбросить в шиитскую среду выгодные Западу политические модели и стратегии. Но нужно делать скидку и на то, что СМИ часто тиражируют не только проверенную информацию, но также слухи и домыслы, ссылаясь якобы на инсайдерские источники, что в определенном смысле является в журналистской среде признаком «крутизны» и «знаком качества». Поэтому абсолютизировать достоверность информации из СМИ также не стоит.

Najaf protests8

Стоит отметить, что в целом в Ираке участились лозунги о «недопустимости иностранного вмешательства». Мы уже упоминали о том, что в массы протестующих вбрасываются антииранские лозунги, что в Ираке есть силы, обладающие влиянием, деньгами, информационными ресурсами, чтобы мастерски подогревать именно антииранские настроения. Рядовых иракцев явно настраивают против Исламской Республики, о чем свидетельствуют инциденты с погромом и поджогом иранских консульств и представительств. Учитывая, что еще недавно Исламская Республика Иран воспринималась в Ираке в качестве друга и партнера, поскольку она – в частности, в лице возглавляемых генералом Касемом Сулеймани сил «Кудс» – активно помогала иракцам в борьбе против такфиристских террористов, поставляя в Ирак и деньги, и оружие, и инструкторов, и бойцов, и все необходимое для Аль-Хашд аш-Шааби (Сил народной мобилизации).

Иран во всем виноват?

Очевидно, что после уверенной победы руководимой Ираном Оси Сопротивления над террористическими группировками, являвшимися проводниками американо-израильского проекта в регионе, противоположный лагерь решил взять реванш и нивелировать плоды этой победы, испортив отношения Исламской Республики с ее союзниками, включая Ирак. Для этого тщательно изучается обстановка, исследуются текущие проблемы конкретных стран и обществ, чтобы, используя эти реальные проблемы, искусственно вбросить антииранские лозунги и представить Иран якобы виновным во всем происходящем в глазах населения. Параллельно предлагается насадить в регионе западную либеральную демократию, создающую у людей иллюзию выбора, а на деле предоставляющую реальные механизмы власти обладателям капитала и отодвигающую неудобные для Запада исламские законы на периферию общественной жизни.

С другой стороны, отрицать, что после победы над такфиристским терроризмом иракцы столкнулись с целым конгломератом острых и болезненных проблем – невозможно. Коррупция, воровство, кумовство, вывоз денег из страны целыми самолетами, грязь, нищета, безработица – это, увы, те реалии, на которых мастерски играют США, Израиль и саудиты. Но неразумно и опрометчиво делать Иран «крайним» и виновным в таком положении дел. Даже если политики, взаимодействующие с Ираном, чем-то себя запятнали, вероятно, Иран вынужден работать с тем, что есть, потому что, выражаясь словами Сталина, «нет у нас других писателей».

Кроме того, сложно не заметить, что иранцы худо-бедно, но очевидно оживляют иракский рынок. Поток иранских паломников к шиитским святыням Ирака стал просто огромным, иранцы заботливо их реставрируют, на иранские деньги ведется строительство, в том числе и гостиниц для туристов, валящие валом в Ирак иранцы активно покупают иракские товары – от еды до одежды и религиозной атрибутики. Теперь все это поставлено под угрозу.

Что будет дальше? Какую позицию в итоге займет убеленный сединами и обложенный многотомными трудами аятолла Систани? На чью чашу весов ляжет его веское слово? Удастся ли урегулировать внутрииракскую ситуацию, выработав относительно устраивающую все стороны модель взаимодействия? Удастся ли спасти страну от сползания в хаос нового ожесточенного и кровопролитного гражданского противостояния? Удастся ли решить экономические проблемы, облегчив положение простых иракцев?

Пока вопросов больше, чем ответов. Воронка уличного противостояния, словно смерч, засасывает в себя людей. Смерч этот бешеный и абсолютно непредсказуемый, однако, что важно, при этом управляемый.

Те, кто долго живет в Ираке, подмечают тревожную тенденцию: излишний градус озлобленности в обществе и падкость на сектантские настроения. Иракцы вспыльчивы, заводятся с пол-оборота, их легко «накрутить» против кого-то, внушить ненависть к представителям другой страны, этнической и религиозной группы. Не случайно же именно в этой стране отсиделись в подполье и в «час икс» выскочили, как черти из табакерки, террористы [запрещенного в РФ] ДАИШ, которые косили людей из автоматов только за то, что они «рафидиты» (то есть шииты). Это как бензоколонка, около которой опасно прикуривать. Другое дело, что США никогда не волновало, что будет с народами, страны которых они отчаянно поджигают – для них это не люди, а чья-то родина для них – просто зона стратегических интересов, площадка для выкачивания нефти и газа. Но поскольку США еще и безответственны, и недопонимают регион, последствия их деятельности смогут стать непредсказуемыми даже для них самих.

Najaf protests5

Пока неясно лишь одно: неужели иракцы не понимают, что, уйди Иран и силы «Кудс» из Ирака, туда мгновенно вернутся игиловцы? И что они мгновенно вспомнят про женщин, угнанных в рабство, про начиненные взрывчаткой автомобили, взлетающие на воздух близ шиитских святынь, про головы, которые такфиристы отпиливают шиитам с особой сладострастностью, как скоту?

Что бы вообще было с шиитами Ирака и со всем регионом, если бы в 1979 году в Иране не победила Исламская Революция?

Вопрос риторический.

Анастасия (Фатима) Ежова