• Главная
  • Иран
  • Имам Хомейни, Исламская Революция, вилаят аль-факих

Имам Хомейни, Исламская Революция, вилаят аль-факих

05.06.2025 в 00:22

4 июня – день смерти лидера Исламской Революции в Иране имама сейида Рухоллы Мусави Хомейни, ставшего первым Рахбаром в рамках доктрины вилаят аль-факих, которая лежит в основе государственного устройства современной Исламской Республики Иран. Вопреки распространенному мнению, имам Хомейни не был автором этой доктрины, которая имеет глубокие корни в шиитском фикхе (праве). Он лишь адаптировал ее к сегодняшним политическим реалиям.

Есть также ошибочное представление о том, что Рахбар – это сакральная фигура, соединяющая Небо и Землю благодаря ирфану – мистическому религиозному знанию и опыту. Хотя имам Хомейни действительно был арифом (познавшим Аллаха и приближенным к Нему), ирфан и арифы – это одна тема, а вилаят аль-факих – совершенно иная, связанная не с мистическим опытом богопознания, а с религиозно-политическими и исламско-правовыми аспектами.

Так, главное, что требуется от правящего факиха (законоведа) – это справедливость и компетентность. Компетентность как в современных науках и политических реалиях, так и (что главное) в области исламского религиозного права.

Почему это так важно?

Многие думают, что Исламская Революция – это просто возвращение к духовно-нравственным ценностям. Но дело не только в морали, этике и духовности. Ислам – это религиозно-политическая система, именующая себя словом «дин». «Дин» в переводе с арабского означает «закон», «власть», «подчинение». Ислам включает в себя законы, регулирующие сферу политики, экономики, судебной системы, культуры и международных отношений. В Исламе есть нормы, касающиеся вопросов ведения войны и уголовных наказаний. Имам Хомейни писал об этом в своей книге «Исламское правление» и говорил об этом в своих выступлениях перед народом.

Исламская Революция не возникла на ровной почве – она родилась из процессий Дня Ашуры, когда внук Пророка Имам Хусейн (мир ему) пал в неравном бою при Кербеле вместе с 72-мя сподвижниками. Имам Хусейн восстал против неправедного халифа Язида, который попирал все нормы Ислама, человечности, национальной и социальной справедливости. Это восстание является стержнем, духовно-политическим ядром шиизма. Имам Хомейни ссылался на Имама Хусейна (мир ему), когда обосновывал свое восстание и революцию против шаха. Он подчеркивал, что борьба ведется не против конкретного человека по имени Мохаммад Реза Пехлеви, а против самого монархического строя. Точно так же, как имам Хусейн (мир ему) выступал против наследственной монархии, являвшейся омейядским новоделом.

Но дело было не только в шахе и его монархии, но и в тех, кто за ней стоял. А стояли за ним американцы, которые запросто хозяйничали на иранской земле, прибирали к рукам ее ресурсы и диктовавшие, какие законы принимать в Иране. При шахе Иран был лучшим другом израильского оккупационного режима. Страна была большим вертепом, утонувшим в нищете и зависимости от Запада. Верующее шиитское население не принимало подобного положения дел. Оно увидело своего предводителя в имаме Хомейни, обладавшем харизмой и ораторским мастерством. И после изгнания шаха народ массово проголосовал за Исламскую Республику.

Исламская Революция стала геополитическим контрапунктом к американо-израильскому проекту в регионе. Сразу после победы Революции было закрыто посольство Израиля, и на его месте было открыто посольство Палестины. Иран стал помогать палестинским фракциям и другим движениям Сопротивления. Благодаря личной помощи и распоряжениям имама Хомейни встала на ноги ливанская Хизбалла. Вся Ось Сопротивления является продуктом идей и деятельности имама Хомейни.

Имам Хомейни учил, что Ислам стоит на защите угнетённых против угнетателей. Когда смотришь записи хроники с его интервью и выступления, по коже пробегают мурашки. Это был великий человек, великий революционер, великий факих, великий ариф, Личность с большой буквы. И это признают не только друзья и последователи, но и злейшие враги и критики.

Анастасия (Фатима) Ежова