Идеи имама Хомейни: политический Ислам – залог независимости Ирана
08.06.2020 в 23:00
В Иране на протяжении его истории имели влияние и националисты, и сторонники Ислама – самые разные лидеры и мыслители. Среди них особое место занимает имам Хомейни, который возродил цивилизацию исламского Ирана, став лидером Исламской Революции и лидером революции культурной. Исламское движение в Иране началось в месяце хордад в 1342 году по иранскому календарю, и имам Хомейни сыграл в нем особую роль, что повлекло за собой неординарные перемены во всех слоях иранского общества, оказав воздействие и на другие страны и народы.
Если воспринимать развал Советского Союза и двухполярного мира как важнейшее политическое событие второй половины XX века, то, несомненно, Исламская Революция в Иране является самым значимым политическим свершение той эпохи на Ближнем Востоке. И эта революция принесла в мир новые идеи. Ее нельзя рассматривать как незначительное происшествие и переворот, который быстро завершился. Это исторически значимая революция, корни которой следует искать в мировоззрении иранского народа, являющегося самым большим шиитским сообществом в мире. И вследствие этого корни революции – в шиизме. Исторически такие города, как Кум и Рей, были первыми иранскими городами, население которых придерживалось джафаритского мазхаба, и в которых развивалась шиитская культура. Горд Кум издавна был шиитским городом, и Исламская Революции в Иране под предводительством имама Хомейни началась именно в этом городе. Имам Хомейни впитал в себя культуру этого города, традиции его религиозных учебных заведений, нравственные качества его жителей. В Куме началась борьба против режима Пехлеви и западного империализма. И из этого города имам Хомейни предоставил идеи Исламской Революции иранскому народу и всему миру.
Невозможно отделить друг от друга исламскую революцию в Иране и имама Хомейни, нельзя изучать их по отдельности. Понять Исламскую Революции можно, только познакомившись с ее лидером. Поэтому выводы об исламской революции неразрывно связаны с правильным пониманием мыслей, взглядов и целей Имама Хомейни в разных плоскостях человеческого общества – что в индивидуальной, что в социальной, и даже выше – в масштабах всей мировой исламской общины (уммы). Имам Хомейни совершил огромный рывок – от идеи, что государственные законы могут базироваться на исламских ценностях, до руководства иранскими революционерами и до построения Исламской Республики, которая стала примером для всей мусульманской общины и предметом ее гордости. Его идеи воплощались в жизнь постепенно, поэтапно, в результате чего в мире появилось государство, управление которым основано на теории вилаят аль-факих (главенства мусульманского ученого).
Со времен начала Исламской Революции и до сих пор об этой теории и о революции в целом было написано множество книг и статей. Каждый по-разному воспринимал цели и задачи революции и нового государства – что внутри Ирана, что за его пределами. Но имеется не очень много аналитики об Исламской Революции в Иране с точки зрения ее взаимоотношения с мировым сообществом на международном уровне. Мы попытаемся проанализировать идеи и взгляды Имама Хомейни с этой стороны.
Международные отношения в современном мире базируются на идеях либерализма и неолиберализма. Имам Хомейни критиковал эти идеи, считая их порождением империализма и колониализма. Его взгляды, идеи Исламской Революции, несли миру новые ценности. Он считал, что прежние принципы внешней политики Ирана, которым была придана законная сила, обеспечивались лишь силовой поддержкой со стороны западных государств, и что они несли пользу только шахскому правительству Ирана. Приказы шаха в таком государстве, как Иран, заменили собой повеления Бога. Политики и государственные деятели тех времен считали, что государство должно обладать политической силой, чтобы режим был в состоянии не допустить гражданской войны или народной революции. Имам Хомейни же с самого начала своей деятельности опирался на народ, и политическую силу революции черпал в народной поддержке, а не в чем-то другом. Иными словами, он считал, что вся нация должна принимать участие в государственной политике. Поэтому во всех своих посланиях и выступлениях – что до Исламской Революции, что после ее победы – он всегда опирался на народ, всегда придавал значение мнению и желаниям народа. По этой причине он оказал влияние не только на иранскую нацию, но и на народы всего мира, независимо от их религиозных убеждений.
Имам Хомейни критиковал материализм. В те времена различные политические партии и движения взирали на человека, общество и социальные перемены через призму материалистических ценностей. Однако он провозгласил Исламскую Революцию на основе духовности, которая может наилучшим образом изменить в лучшую сторону экономическую, общественную и культурную жизнь народа. По мнению имама Хомейни, революции бывают двух видов: мирская революция (материалистическая) и Божественная революция. Он говорил, что Исламская Революция в Иране, революции Пророков и Имамов (мир им) – это виды Божественных революций. Он описывал разницу между мирской и божественной революциями следующими словами: «В мире происходило множество революций. Уходило одно государство, и на его смену приходило другое. Разваливался один режим, и на его руинах возникал новый. Французская революция, советская революция, другие революции, которые свершались в течение истории, были явлениями, в результате которых один режим сменялся другим режимом. Все эти существующие режимы стремятся к мирскому, те люди, которые делали революции, руководствовались мирскими желаниями. В качестве примера можно привести животных, которые дерутся друг с другом, и одно из них уничтожает другое. Помыслы этого животного – это его естественные природные инстинкты, это мирские стремления. Так же и те революционеры: они хотят силы и могущества для себя, они хотели мирского для себя. Но революция Пророков свершалась с другими помыслами, в их выступлении не было мирских целей. И если они меняли мирскую жизнь в лучшую сторону, то это было следствием их главного мотива. Их главным мотивом был Бог, их цели были Божественными целями. Они делали все во имя Бога, для того, чтобы люди узнали Бога, для того, чтобы наполнить общество Божественной справедливостью. Поэтому одна революция отличается от другой революции мотивацией тех, кто делает эту революцию».
Приведенная выше цитата – это взгляд имама Хомейни на основную суть Исламской Революции. Смысл, который превосходит все мирское, стоит над материальным. И эти взгляды могут и должны стать основой политических и международных отношений. Имам Хомейни, опираясь на Божественные помыслы, желая распространения Божественной справедливости, был мусульманином-революционером, стремившимся установить исламское правление – народное и религиозное. Это религиозное государство, которое не стремится исключительно к мирскому и материальному, а которое во всех сферах преследует высшие цели. Это религиозное государство с политическим Исламом в виде официальной идеологии. А политический Ислам обладает огромной значимостью в исламском мире, и по этой причине оказывает влияние и на весь остальной мир. Политический Ислам опирающийся на иджтихад (компетентное толкование исламских законов) мусульманских ученых, не зависящий от места и времени. Поэтому имам Хомейни говорил, что врата иджтихада всегда открыты.
В силу этих причин политические взгляды имама Хомейни оказали глубокое воздействие не только на иранцев, но и на остальных людей на международной арене. Его лозунгом в исламском движении Ирана стал клич: «Независимость, свобода, исламская Республика!» Эти три слова, три важных лозунга захватили умы и каждого человека в Иране, и всего общества. И так как они универсальны, и не ограничены границами одного общества, то они были услышаны и на международной арене. Этот лозунг сводит на нет все теории, которые управляют государствами исключительно ради силы, ради мирского, которые несут народам тиранию и несправедливость.
Если взглянуть на международные отношения тех времен, то есть в годы начала исламского движения в Иране, в годы революции, и после победы Исламской Революции, то мы увидим, что миром правили эти теории – теории, опирающиеся на силу, на влияние, на мирское. Это отчетливо прослеживается и внутри самих государств, и в их отношениях друг с другом. Одной из целей Исламской Революции было стремление изменить такое положение в мире, дать миру новые ориентиры для построения международных отношений. Имам Хомейни критиковал сложившееся положение в мире, и в самые первые годы своей революционной деятельности говорил, что Исламская Революция – это в том числе революция культурная, она несет высокую культуру, меняет в лучшую сторону внутреннюю сущность каждого человека. В своем выступлении перед жителями Кума он говорил: «Путь для исправления какого-либо государства – это культура этого государства. Исправление необходимо начинать с культуры. Империалисты пытаются влиять на нашу культуру и работают над этим. Они не позволяют нашей молодежи быть независимыми и самостоятельными. Они не позволяют, что наша молодежь развивалась в наших университетах. Они пытаются сделать так, чтобы наша молодежь с детства воспринимала их культуру, и в таком случае, когда молодежь становится взрослой, то она не знает ни об Исламе, ни о себе. Если мы сможем исправить нашу культуру, то мы непременно исправим и наше государство».
Для того чтобы укрепить культуру Исламской Революции, имам Хомейни инициировал важные начинания для университетов и студентов, так как считал, что перемены начинаются в университетах: университеты определяют дальнейшую судьбу общества, делают нацию счастливой или несчастной.
В мире всегда творилась несправедливость, у человека и у целых народов отсутствовала свобода, людей и целые страны принуждали к тому, что не выгодно им, разным народам навязывали волю угнетателей. Имам Хомейни видел в победе исламской революции избавление иранской нации и остальных народов от всех этих негативных факторов. Их можно классифицировать следующим образом:
1. В Иране
До победы революции Иран под правлением Пехлеви относился к третьему миру. По сравнению с другими странами третьего мира с точки зрения экономики Иран не был отстающим, а, наоборот, развивался. Но с точки зрения политического устройства он был государством с традиционным монархическим правлением. Правление и власть шаха навязывались народу, и слово шаха воспринималась как закон. Преданность конституции означала преданность шаху. Реальных выборов не было, влияния народа не чувствовалось – все сводилось к безграничной власти шаха, и не допускались даже малейших возражений против его мнения и взглядов. Тем самым, режим Пехлеви был тоталитарным. Однако Имам Хомейни считал, что свобода является естественным и неотъемлемым правом человечества, и что жизнь и значимость жизни зависит от свободы людей. Он говорил: «Свобода принадлежит народу, конституция гарантирует ему свободу, Бог дал народу свободу, Ислам дал народу свободу».
Поэтому он никак не мог согласиться с безграничной властью шаха, которая отнимала у людей свободу и их права, которая противоречила свободе человека самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Судьба каждого человека находится в его собственных руках, каждая нация должна сама выбирать свой путь. Конечно же, когда имам Хомейни говорил о свободе, он не имел в виду ничем не ограниченную свободу. Под свободой он понимал то, что дал Бог, и что сам Бог ограничил Своей волей. Имам Хомейни критиковал свободу в понимании западных либералов и говорил: «Свобода, о которой трубят на Западе, когда каждый человек может делать что угодно, включая нечестие и мерзости, нам в Иране не нужна». Поэтому Имам Хомейни ограничил свободу теми рамками, которые совершенствуют человека и человеческое общество.
2. На Ближнем Востоке
До победы революции Иран занимал такое положение на Ближнем Востоке, что на него обращали внимание центры обоих военных блоков тех времен (США и СССР). Это стало возможным по причине его географического и стратегического положения. Режим Пехлеви на Ближнем Востоке не имел социальных институтов среди других народов и наций, поэтому свою легитимность был вынужден доказывать с политической стороны, то есть привязкой к одному из центров двухполярного мира – и в большей степени, конечно же, к западному блоку. Это привело к тому, что западный мир навязывал свою волю Ирану, и режим Пехлеви стал своего рода жандармом Запада в Персидском заливе, исполняющим все его желания и поручения. Режим для своей сохранности был вынужден подчиняться Западу. Поэтому, видя все это, имам Хомейни выдвинул лозунг: «Не Восток, не Запад – Ислам». То есть Иран должен стать самостоятельным государством, независимым от других стран. И это было одним из главных направлений политической деятельности имама Хомейни на пути к победе Исламской Революции. Он говорил: «Сегодня наш народ понял, что шах, привязавшись к Западу и Америке, а также играя с Востоком, сводит на нет наши ресурсы, губит жизни представителей иранской нации. Наш народ понял, что многочисленные преступления шаха проистекают из его привязанности к Западу. Наш народ поднялся, и другие нации, жители других государств, особенно исламских стран, тоже поняли эту горькую истину».
Поэтому после победы Исламской Революции в Иране лозунг «не Восток, не Запад» стал основой внешней политики Исламской Республики. Иран стал развиваться самостоятельно, вести ни от кого не зависимую политику. И свидетельством этому является противостояние Израилю и помощь палестинскому народу в его борьбе с сионистскими оккупантами. И уже это стало причиной дальнейшего укрепления исламского движения среди народов мусульманских стран Ближнего Востока: в Ливане, Сирии, Кувейте, Бахрейне, Ираке, Турции, Пакистане, Афганистане. Исламская Революция и ее лозунги заняли прочное место в мыслях народов этих и многих других стран.
3. На мировой арене
Во времена имама Хомейни мир был свидетелем гегемонии двух противоборствующих блоков – западного и восточного. И каждый из этих блоков состоял из трех частей: 1) могущественный центр; 2) союзники, приближенные к центру; 3) зависимые от блока страны третьего мира. В этой схеме сила принадлежала центру, и окончательное решение было за центром. И в реальности всегда выходило так, что если центр принимал решение относительно какой-либо страны или какой-либо местности, то это решение становилось окончательным, и у остальных не было права на самостоятельное решение.
Международное сообщество было вынуждено под гнетом центра отказываться от своих прав. И между центром западного блока и центром восточного блока противодействие шло не на их территориях. Ареной их деятельности друг против друга всегда становились третьи страны. Третьи страны приносили жертву во имя выгоды центров, а сами в большинстве случаев оставались в убытке. Свою безопасность многие страны могли обеспечить, только присоединившись к одному из двух существующих блоков. В результате правительства третьих стран шли на эти вынужденные меры и терпели притеснения со стороны центров двух блоков, соглашаясь с их условиями, не имея при этом права критики и несогласия.
4. Центры двух блоков
Два блока назывались Востоком и Западом, и каждый из них в свою очередь в отношении стран третьего мира был Севером, а сами страны третьего мира были Югом. Экономика юга находилась в зависимости от севера. Север в этих экономических отношениях оставался при выгоде, а Юг нес убытки в пользу севера. Поэтому юг пребывал в отсталости, разрухе и деградации, тогда как Север процветал.
И именно при таких условиях в Иране произошла Исламская Революция. И одной из целей исламской революции было изменение сложившихся условий. Иными словами, революция заявила, что народы и нации не должны находиться в рабской зависимости от чужаков, каждый представитель нации имеет право на богатства и ресурсы своей страны. Человек в качестве наместника Бога на земле должен иметь все условия для того, чтобы прожить счастливую жизнь. Этому учит исламское Откровение, и этого хотел Имам Хомейни. Поэтому Исламская Революция поставила перед собой задачу спасти свой народ из лап чужаков, предоставить каждому человеку свободу и независимость. Лозунг Имама Хомейни «не Запад, не Восток» преследовал именно эту цель. Исламская революция дала Ирану возможность не зависеть от двух блоков, быть самостоятельным государством со своей политикой, основанной на исламской культуре и воле иранского народа.
Таким образом, именно благодаря личностным качествам имама Хомейни Исламская Революция победила. Она отличалась от всех остальных революций и внесла перемены во все сферы жизни иранского народа, а также оказала большое влияние на народы других стран. Революция завершилось победой во многом благодаря тому, что ее идеолог и лидер обладал глубокими знаниями о природе человека, о сути человеческого общества, о международной ситуации и отношениях на мировой арене. Его взгляды и деяния изменили иранское общество, и каждый иранский мусульманин поверил в себя и внес свой вклад в дело избавления от всякого рода зависимости.
Мухаммад Мазахери
Мнение автора может не во всем совпадать с позицией редакции.