Сейид Наср-Аллах: «Не надо превращать месяц Рамадан в месяц телесериалов»

26.04.2020 в 21:45

SHN Ramadhan2020

Наступил месяц Рамадан, и в 2020 году он определенно выдался не таким, как обычно. Тем не менее, лидер ливанской Хизбаллы сейид Хасан Наср-Аллах, не нарушая традиции, выступил на телеканале «Аль-Манар» с телеобращением. На этот раз его речь была посвящена сугубо религиозной, а не политической тематике.

Сейид Хасан Наср-Аллах поздравил всех мусульман с наступлением священного месяца, напомнив верующим о его особой ценности, о которой следует знать, ни в коем случае не упуская ее из внимания. По его словам, Всевышний Аллах в Священном Коране, Посланник Аллаха Мухаммад (с) и Ахл аль-Бейт (мир им) многократно указывают на нее, и существует даже специальная проповедь (хутба) Пророка Мухаммада (с), где этот месяц называется «месяцем Аллаха» – а потому все чувства, действия и дни в этом месяце посвящены Аллаху.

«Это месяц, в который люди становятся гостями Аллаха, удостаиваются от Него этой милости», — подчеркнул лидер Хизбаллы, ссылаясь, опять же, на аяты и хадисы. Он напомнил, что, согласно Сунне, в течение 30 дней месяца Рамадан каждое доброе дело записывается в книге деяний человека как прославление Аллаха (тасбих), и даже сон в месяц Рамадан тоже считается как поклонение; принимаются все мольбы (дуа) и праведные деяния; наконец, месяц Рамадан – это та пора, когда был ниспослан Священный Коран.

«Это господин всех месяцев. Есть особая ночь – Ночь предопределения (Лейлат аль-кадр), которая лучше тысячи месяцев, когда открываются врата Рая, заслуживается прощение Аллаха. Мольбы (дуа), милостыня (садака), намаз в эту ночь ценятся больше, чем те же деяния, совершенные за тысячу месяцев; она охраняет от Огня. Есть тексты, указывающие на то, когда именно ждать эту ночь», — отметил сейид Наср-Аллах. От себя отметим, что у суннитов и шиитов есть небольшие разночтения относительно того, когда наступает эта ночь: если сунниты отмечают ее в ночь на 27 рамадана, то у шиитов приняты три другие даты: это ночи на 19, 21 и на 23 рамадана.

Лидер Хизбаллы напомнил об особой награде (саваб, аджр) за рекомендуемые деяния, совершаемые в этот месяц. Особенно это касается дополнительных (нафиля) намазов: любой желательный (мустахабб) намаз в месяц Рамадан оценивается как 70 обязательных (ваджиб) намазов в другие месяцы. То же самое касается вдумчивого чтения (тиляват) Корана: в месяц Рамадан многие мусульмане читают полностью весь Священный Коран – это называется арабским термином «хатм». Сейид Наср-Аллах отметил, что, согласно хадисам, тому, кто прочитал хотя бы один аят Священного Корана в месяц Рамадан, награда (саваб) полагается такая же, как за полное прочтение Корана (хатм) в любое другое время.

Пост

Тема поста стала особенно острой в условиях пандемии: многие мусульмане задались вопросом, не ослабит ли воздержание от еды и питья в дневное время иммунитет. Сейид Хасан Наср-Аллах коснулся этой темы подробно:

«Пост в месяц Рамадан – это базовое обязательство (ваджиб). В Исламе и Шариате пост числится среди столпов религии (фуру ад-дин). Аллах повелел нам поститься в месяц Рамадан и почтил нас этой обязанность. Несомненно, Аллах предписал нам пост именно как первичную обязанность. В этом большая польза для человека – и для его будущей жизни (ахират), и для этой жизни (дуния), он полезен для всех аспектов жизни человека – и, в частности, для его здоровья».

Сейид Хасан Наср-Аллах напомнил, что в высшей степени рекомендуемым (мустахабб му’аккад) в Исламе деянием является пост 3 дня каждый месяц. Он отметил, что пост воспитывает сабр – терпение, которое является очень важным качеством. От себя добавим, что терпение в Исламе – это не беззубое смирение перед тиранами, которое как раз-таки осуждается, а выдержка, стойкость в условии испытаний, когда человек, не теряя духа, методично идет к своей цели, несмотря на трудности, козни врагов, болезни, трагедии и временные проволочки.

«Сабр для веры (Иман) – как голова для тела. Все сложности жизни преодолеваются за счет сабра: финансовые сложности, войны. Если у человека недостаточно сабра, он обречен на поражение», — подчеркнул лидер Хизбаллы.

По его глубокому убеждению, мы сегодня должны противостоять коронавирусу, иначе многие люди умрут – это всеобщая обязанность (ваджиб):

«Хвала Аллаху, в Ливане правительство и люди относятся к этой угрозе серьезно. В части районов опасность не исчезла, не говоря уже о других странах. Нам нужен сабр в этих условиях, благодаря сабру мы можем победить и коронавирус, и израильского врага. Пост – это ежегодное упражнение в сабре. Пост взращивает в человеке способность и силы вытерпеть любое испытание, выдержку, умение противостоять сложным условиям. Сабр – ключ к любой двери, к приходу Имама Махди, мир ему (фарадж), к любой победе».

Ramadhan1

«Кроме того, сам по себе пост приближает человеку к Аллаху, и человеку нельзя уклоняться от него без причины», — напомнил сейид Наср-Аллах. Он напомнил, что в хадисах пост называется щитом от Огня, открывающим врата Небес, что в месяц Рамадан активно принимаются мольбы (дуа).

Сейид Наср-Аллах призвал сконцентироваться на посте, по возможности отложив поездки, даже с поощряемой (мустахабб) целью, чтобы иметь возможность поститься – ведь путникам, находящимся в отдаленных от места жительства местах менее 10 дней, Шариат запрещает поститься, и им приходится восполнять пропущенные дни поста до наступления следующего месяца Рамадан. Например, многие люди до эпидемии коронавируса посещали святые для Ислама места в месяц Рамадан, но, по мнению лидера Хизбаллы, лучше все же поститься:

«Обязательное (ваджиб) важнее поощряемого (мустахабб) всегда, даже если это очень сильно поощряемое деяние (мустахабб муаккад). Если на нас лежит обязанность поститься, нужно делать это по возможности».

Сейид Наср-Аллах отметил, что в некоторых странах некоторые религиозные деятели, что пост может ухудшить иммунитет в условиях коронавируса, подчеркнув:

«Ни один шиитский высший законовед (марджи) не дал такой фетвы. Наоборот! Это, конечно, вопрос личного состояния здоровья, но в общем и целом для всех пост из-за коронавируса не отменяется». К примеру, Рахбар, сейид Али Хаменеи, издал фетву, что если конкретный человек опасается вреда своему здоровью из-за эпидемии, то он может не поститься, но впоследствии он должен возместить все пропущенные дни поста. Однако в целом пост не отменяется, и все остальные шиитские муджтахиды заняли ровно такую же позицию. От поста освобождаются в обязательном порядке только больные и путники, также имеют право не поститься беременные и кормящие, но, подчеркнул сейид Наср-Аллах, даже больным и путникам, у которых есть шариатская причина для несоблюдения поста, не стоит есть на людях и на улице из уважения к посту и постящимся.

Кормление бедняков

Другая важная кораническая тема, которую затронул сейид Хасан Наср-Аллах – это кормление (ит‘аму-т-та‘ам) бедняков и постящихся, для которых в месяц Рамадан традиционно устраивались бесплатные массовые ифтары. Лидер Хизбаллы отметил, что во многих исламских сакральных текстах, в риваятах и хутбах, говорится что это доброе дело равноценно освобождению рабов:

«За это причитается прощение грехов. У всех у нас есть свои грехи – мы не непорочные. Путь к прощению – накормить постящегося верующего (му’мин), даже если это просто вода или кусочек финика. Ведь время Посланника (с) было много голодных, была ужасная бедность…»

«Одна из проблем – как понимать аяты и хадисы. Десятки миллионов в мире тратятся на коронавирус. Но есть, вместе с этим, даже в наши дни, даже в Ливане, множество нуждающихся и голодных. Многие народы в мире страдают от голода. Это – основная исламская тема, в том числе вне контекста месяца Рамадан. Необходимо давать свои деньги, налоги закят и хумс бедным голодающим. Это то дело, которое любит Аллах», — добавил сейид Наср-Аллах.

К сожалению, на кормление людей в публичных местах из-за коронавируса теперь наложен запрет: эти ифтары в 2020 году не проводятся. Точно так же, пришлось забыть о распространенной в исламском мире традиции приглашать домой гостей на ифтар. Но значит ли это, что нужно забыть о такой исламской обязанности, как кормление бедняков? Сейид Наср-Аллах напомнил об истории, как Али (мир ему) и Фатима Захра (мир ей) три дня подряд постились и все три дня отдавали свой ифтар бедняку, который стучался к ним в дом.

По мнению лидера Хизбаллы, от этой традиции ни в коем случае нельзя отказываться: ведь волонтеры могут привозить не выходящим из дома нуждающимся семьям упакованные ифтары.

По словам сейида Наср-Аллаха, награда (аджр) за коромление ифтаром – как за сам ифтар, разговение после дня поста. Он подчеркнул, что о кормлении голодных говорится во мекканских и мединских сурах об этом говорится. В частности, соответствующие аяты есть в суре 90 «Город» («Балад»): «Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это –освобождение раба, или кормление в голодный день сироту из числа родственников, или приникшего к земле бедняка» (90:12-16). Также об этом говорится в суре 89 «Заря» («Фаджр»): «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» Вовсе нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство и страстно любите богатство» (89:15-20).

Feeding poor1

Тема эта настолько важна, что аналогичные аяты есть также в суре 69 «Неминуемое» («Аль-Хакка»), в суре 74 «Завершувшийся» («Аль-Мудассир»), в суре 107 «Подаяние» («Аль-Ма‘ун»). Кроме того, отметил сейид Наср-Аллах, есть также риваяты (предания), где говорится, что кормление бедняков помогает избежать Огня.

«Мы нуждаемся в этой культуре – в нашем обществе, в нашей экономике. Мы должны постоянно сотрудничать в этом. Сотрудничество способствует решению любых проблем», — подчеркнул сейид Наср-Аллах.

Он дал кормящим бедняков волонтерам лишь один совет от себя: «Не надо снимать это ни на видео, ни на фото. Надо помогать бедным людям скрыто, не делать из этого показухи. Нельзя, чтобы они чувствовали унижение, получая еду и деньги. Надо сохранить их достоинство, есть об этом хадис от Имама Хасана (мир ему). Надо делать это ради Аллаха. Нужно также разумно распределять еду, чтобы хватило всем бедным семьям».

Подводя итог своим наставлениям, лидер Хизбаллы резюмировал: «Не нужно превращать месяц Рамадан в месяц телесериалов. Это – месяц стояния в намазе (кийам), месяц поста (сийам), чтения Корана (тиляват), покаяния (тауба), приближения к Аллаху и сближения с другими людьми, месяц прощения грехов. Пост в этот месяц – большой шанс для прощения грехов, который поможет нам в Судный день. Раньше в месяц Рамадан в мечетях, в хусейнийях проводились мероприятия. Сегодня мы проводим этот месяц дома. Это шанс больше уделить внимания поклонению и приближению к Аллаху».