Сейид Наср-Аллах: «Главная задача женщины – создание нового человека»
17.10.2018 в 23:16
На прошлой неделе в Ливане хоронили легендарную личность – Амину Салами. Она знаменита не только как мать Имада Мугния, но и как мусульманская активистка, внесшая немалый вклад в развитие благотворительных и исламских религиозных организаций в Ливане. Мы уже немного писали об этой уважаемой в Ливане женщине. В минувшую пятницу лидер Хизбаллы сейид Хасан Наср-Аллах посвятил ей отдельную речь, выступая перед участниками поминальной церемонии. В конце своей речи он также немного коснулся международной и региональной проблематики, но поскольку эта тематика немного диссонирует с рассказом о жизни и деятельности Амины Салами, мы коснемся этой части выступления лидера в Хизбаллы в отдельном, следующем обзоре.
Свое повествование о жизненном пути матери Имада Мугния сейид Наср-Аллах начал с трогательных эпитетов, среди которых – «дорогая» (азиза, галия), «борющаяся и сражающаяся» (муджахида), «мать мучеников» (умм аш-шухада). Это говорит об очень теплом, трепетном отношении к почившей. Впрочем, лидер Хизбаллы философски заметил, что она прожила весьма долгую жизнь (чего нельзя сказать о многих других ливанцах, на чью долю выпало немало войн и испытаний), а, как сказано в Священном Коране, «каждая душа вкусит смерть» (сура 21 «Пророки», аят 35). Также сейид Наср-Аллах прочитал по Амине Салами суру «Аль-Фатиха» («Открывающая»), которая произносится как в ежедневных молитвах мусульман, так и по покойникам, а также некоторые другие аяты Священного Корана, пожелав Амине Салами «упокоиться с мучениками и Пророками, мир им». Он поблагодарил всех, кто пришел на ее похороны.
По мысли сейида Наср-Аллаха, эта, здешняя жизнь (дуния) – арена испытаний на прочность, и на самом деле она является местом, где человеку дана вся полнота свободы выбора и даны все возможности для того, чтобы он устремился к подлинной, будущей жизни (ахират), чтобы обеспечить себе в ней достойный удел. По его словам, «эта жизнь – арена битвы, арена выбора, арена энтузиазма, а в будущей жизни за этим последует полноценное духовное и материальное удовлетворение, подлинное величие, счастье и достоинство. И там же расплата постигнет любого угнетателя и агрессора – многие из которых, увы, в этой жизни ускользают от воздаяния».
«В этой жизни мы сами закладываем основы того, что случится с нами в раю или в аду», — этими словами сейид Наср-Аллах подытожил богословско-философскую преамбулу своей поминальной речи. Дальше он перешел уже собственно к личности Амины Салами.
«С самого начала, когда она была еще маленькой девочкой, а затем и юной девушкой, она обладала Иманом (подлинной верой) и была религиозной мусульманкой в хиджабе. Она ощущала ответственность за свою семью и ее членов, побуждая их к тому, чтобы они стойко переносили тяготы жизни. А для большинства ливанских семей жизнь и по сей день не перестала быть тяжелой», — отметил сейид Наср-Аллах.
Он рассказал, что Амине Салами пришлось работать с детства, еще до замужества. Параллельно она занималась исламским религиозным просвещением, уча окружающих намазу и чтению Священного Корана. Затем Амина Салами погрузилась в социальную работу, помогая бедным, кормя их и оказывая поддержку нуждающимся семьям. Кроме того, вместе с другими активными мусульманками она занималась и культурной работой, равно как и поддерживала связь с известными исламскими учеными своего времени, особенно с аятоллой Мухаммадом Хусейном Фадлуллой и шейхом Мухаммадом Махди Шамсуддином. Также Амина Салами приложила руку и к созданию многих учреждений для женщин, которые успешно функционируют и по сей день. Она состояла во многих ассоциациях и комитетах, была прекрасным организатором и достигала превосходных результатов во всем, за что бы ни бралась.
Дом Амины Салами был оплотом всех и всяческих инициатив, связанных с Сопротивлением. В этом духе были воспитаны и все ее дети. «Так, Имад Мугния примкнул к рядам Сопротивления очень рано – в 15 лет – как, впрочем, и многие другие парни из его поколения, которые возложили на себя ответственность за защиту своей страны и взяли в руки оружие. И этот благословенный дом превратился в обитель Сопротивления, особенно после 1988 года», — с гордостью сообщил сейид Хасан Наср-Аллах.
«На чем стоит остановиться особенно, так это на главном предназначении женщины. Ее основополагающая задача – создание человека, и эта мысль, кстати, была озвучена имамом Хомейни», — подчеркнул лидер Хизбаллы. Далее он подробнее остановился на том, каких детей воспитала Амина Салами.
«Помимо того, что уже было сказано, главные успехи в своей жизни Умм Имад – верующая (му’мина), сражающаяся (муджахида), сопротивляющаяся (мукавима) до последнего вздоха и до последней капли крови – достигла именно деле создания человека. Ее сыновья – Фуад, Джихад, Имад (а также внук Джихад) стали не просто стойкими бойцами Сопротивления – Аллах всех их почтил печатью мученичества. Это мать, все дети которой стали мучениками. И при их жизни она их во всем поддерживала, она была образцом верующей и терпеливой женщины, стойко принимающей ту участь, которую Аллах ниспосылал ей и предписал для ее сыновей. Это хороший пример для всех нас – братьев и сестер, семей других мучеников», — раскрыл свою мысль сейид Наср-Аллах.
Затем он отдельно остановился на необыкновенно теплых и доверительных отношениях между Аминой Салами и ее сыном Имадом:
«Все, кто знал Имада, был в курсе его особой близости с матерью и того влияния, которое она оказала на него и на формирование его личности. Он испытывал к своей маме особые чувства и неподдельное уважение. В ходу была поговорка: “Люди боятся Имада, а Имад боится свою мать”. Он боялся ее в том смысле, что остро жаждал ее довольства, одобрения и любви. Именно она воспитала эту личность – и как образцового мусульманина (му’мин), и как бойца. Тем самым, она была матерью в подлинном смысле этого слова на всех этапах своей непростой жизни».
Сейид Хасан Наср-Аллах также отметил, что после мученической смерти Имада в феврале 2008 г. именно Амина Салами бережно сохраняла память о нем, рассказывая людям о его роли в истории Сопротивления. От себя, редакции «Михвара», напомним, что при жизни Имад Мугния не «светился», ибо был в разработке у множества разведок мира, от которых успешно уходил на протяжении 25 лет – им так и не удалось его поймать, при том, что в тех же США ему грозил бы минимум один пожизненный срок – им пришлось убить его, что равносильно признанию в собственном поражении. И в силу принятой в Хизбалле конспирации Имад не раскрывал подробностей своей деятельности даже членам собственной семьи, а окружающие и вовсе принимали его не то за водителя, не то за переводчика при иранском посольстве.
Лидер Хизбаллы рассказал, что после смерти Имада дом его матери, Амины Салами, наполнился людьми, которые приходили к ней за советами и поддержкой. Школьники, студенты, журналисты, политики – все становились ее гостями. Умм Имад принимала целые делегации тележурналистов, снимавших про нее программы и фильмы. И она никому не отказывала во встрече. Сейид Наср-Аллах назвал это «участием в информационной и психологической войне, в войне смыслов». По его глубокому убеждению, это способствовало наращиванию мощи Сопротивления:
«Любой народ хочет обладать мощью, чтобы защищать свою землю, свое достоинство, свои святыни, противостоя всевозможным вызовам и угрозам. В последнее время мы активно делаем это [в Сирии], и наши победы становятся все более впечатляющими. Мы защищаемся от того, кто угрожает существованию нашей страны, государства и всей исламской уммы [то есть Израиля и такфиристов]. На этом пути мы принесли в жертву кровь наших людей, и Фуад, Джихад и Имад – из числа этих жертв. Это великая битва, и ее цель – отстоять наш выбор, отметя все иные варианты, будь то примирение с врагом или уход от ответственности».
Возвращаясь к роли Амины Салами в этой битве, сейид Хасан Наср-Аллах рассказал: «Умм Имад в каждом доме и по любому поводу пробуждала в людях боевой дух, настраивая их на победы и успех. Это путь Сопротивления, это суть нашей борьбы. И люди слушали ее, ибо она говорила искренне, от всего сердца. Она была как сейида Зейнаб, мир ей. Сейида Зейнаб сохранила для нас память о Кербеле, которая осталась жива, когда с ходом истории уже не осталось свидетелей этих событий. А Зейнаб находилась в сердцевине этих событий, она была вторым [по значимости] человеком в истории Кербелы после самого Имама Хусейна (мир ему). Она добилась того, чтобы ее голос остался в истории и поныне вызывал такие сильные чувства в сердцах женщин, члены семей которых стали мучениками. Такую же роль Умм Имад сыграла для нашего Сопротивления. На всех женщинах из его рядов лежит определенная ответственность, но на тех, у кого родные удостоились мученичества, возложена ответственность уровня сейиды Зейнаб (мир ей). Она в том, чтобы рассказать, за что их близкие пролили кровь. Эти женщины – крепче железа, а Умм Имад, несомненно – один из символов нашего Сопротивления».
Собравшиеся скандировали салават – благословение Пророку Мухаммаду (с) и членам его пречистого семейства – Ахл аль-Бейт (мир им), а сейид Хасан анонсировал следующую часть своей речи, посвященную насущной текучке – Трампу, саудитам и Израилю.
Продолжение следует…
Анастасия (Фатима) Ежова