На праведном пути: Фонд мучеников Хизбаллы
17.08.2022 в 01:44
Хизбалла предпочитает смерть унижению. Шахадат сакрален – он прославляем как праведное дело. Никто не отходит от этого принципа, считая это Прямым путем, не говоря уже о том, какой почестью пользуются те, кто отдал свои жизни за защиту родной земли.
В 1982 году в Ливане было создано Исламское Сопротивление. Было принято решение сопротивляться израильской оккупации, чего бы это ни стоило. По мере ожесточения противостояния многие бойцы пали мучениками на Божественном пути. Между тем, предпринимались и усилия возместить ущерб, нанесенный в ходе интенсивных боев.
Меньше, чем через две недели после израильского вторжения группа религиозных ученых спонтанно собралась для того, чтобы предоставить дом, убежище и материальную помощь семьям, которые пострадали от агрессии.
Сейид Иса ат-Табатабаи, мученик шейх Рагиб Харб, Хадж Али Харкус (Абу Хабиб), Хадж Абдул-Халим Атви, шейх Шауки Канаан и некоторые другие ученые старались помогать людям. Со временем эти усилия стали более организованными и вылились в создание самодостаточной организации – общественного благотворительного фонда «Аш-Шахид» («Мученик»). Этот институт получил официальную лицензию от ливанского правительства на осуществление своей деятельности в феврале 1989 года.
Бои достигли своей кульминации. Вследствие этого постоянно проводились героические спецоперации. Враг отступил в растерянности, а мученики отправлялись в Божественный рай. Однако же в этом мире оставались их семьи.
И здесь в дело вмешался Фонд «Аш-Шахид» – Фонд мучеников Хизбаллы. Он взял на себя обязанность по опеке над семьями мучеников и распоряжению всеми их делами. Это предполагало решение множества насущных задач. Число семей, находящихся на попечении Фонда, росло день ото дня. По мере того, как Сопротивление вело все более активную деятельность, Фонд прошел через несколько стадий своего развития, нарастив практический опыт в условиях вызовов и меняющихся обстоятельств.
Какие этапы в своем развитии прошел Фонд?
Она стартовала спонтанно. На ранних этапах цель заключалась в том, чтобы удовлетворить первичные и базовые потребности целевых групп, а также в управлении большим количеством волонтеров.
На следующей стадии деятельность Фонда сконцентрировалась на организации работы и удовлетворении нужд семей мучеников за счет проектов в сфере услуг, покрывающих запросы среды сторонников Сопротивления, что привело к укреплению позиций института и его укоренению в ливанском обществе.
В результате была создана сеть различных клиник, в том числе и известной больницы «Ар-Расул аль-Азам» («Великий Пророк»). Параллельно была открыта фабрика, на которой отшивалась исламская одежда для женщин, институт профессиональной подготовки и средняя школа. Именно тогда – в 1988 году – Фонд получил общественное признание.
Начался третий этап в работе ассоциации. На протяжении этого периода число волонтеров Фонда во всех ливанских регионах (Бекаа, Бейрут, юг, север) выросло до сотен.
Это подтолкнуло соответствующих акторов к тому, чтобы задуматься об усовершенствовании административно-управленческого аппарата и организационной структуры Фонда посредством выработки законов и правил, регламентирующих деятельность организации и реабилитацию команд ее сотрудников.
Соответственно, ставка на волонтерскую работу постепенно утратила свою роль – особенно в сфере социальной опеки. Волонтеры остались задействованы только в поиске спонсоров и сборе средств. Ситуация оставалась такой же вплоть до момента освобождения Южного Ливана в 2000 году, после которого число мучеников Исламского Сопротивления значительно сократилось.
Израильская агрессия в 2006 году стала поворотным этапом в жизни организации: число шахидов снова возросло, что утяжелило бремя, легшее на плечи организации. Ассоциация продолжила пестовать собственную административную структуру, формулировать и усовершенствовать внутренние директивы, после чего приняла регламенты для различных видов активности в зависимости от целей, политики, сфер деятельности и ее механизмов.
Исключительные обстоятельства породили экстренную потребность в интеграции членов семей мучеников в структуру института. А потому этот процесс форсировался, особенно учитывая, что дети шахидов быстро вырастали и нуждались в трудоустройстве, чтобы иметь возможность кормить собственные семьи.
На всех этих этапах Фонд следовал как своим базовым принципам, так и вилаяту факиха, сумев обеспечить семьям мучеников всестороннюю поддержку и моральную помощь, также заручившись поддержкой жертвователей – доноров и спонсоров.
Кто является целевой аудиторией работы Фонда?
Это семьи мучеников – жены, дети и родители. Именно им Фонд «Аш-Шахид» оказывает помощь – разнообразные услуги, соответствующие исламским ценностям. Дети мучеников находятся в центре всех программ института, который в равной степени и справедливо заботится обо всех членах их семей.
Объектами деятельности ассоциации являются три категории людей:
— Сами мученики: Фонд организует их похороны и траурные церемонии. Также Фонд выплачивает личные долги шахидов, его члены восполняют их пропущенные намазы и посты, если таковые имеются. Он также сохраняет их завещания, военную форму и дневниковые записи.
— Родители мучеников: Фонд выплачивает им фиксированную месячную пенсию: 90 % — страховка на медицинскую помощь, остальное – средства для дома и повседневной жизни. Сотрудники Фонда навещают их на регулярной основе.
— Семьи мучеников: Фонд всецело заботится о женах и детях, полностью удовлетворяя все их потребности, пока они не обретут полную социальную самодостаточность и финансовую независимость.
Соответственно, Фонд сохраняет за семьей мученика их дом, выплачивает им месячное содержание и полностью покрывает все расходы на лечение, лекарства и госпитализацию. Он оплачивает его детям все их обучение от начальной школы до университета.
Забота не исчерпывается только этим: Фонд «Аш-Шахид» помогает членам семей мучеников в заботе о своем ментальном здоровье и о стабильности семьи. Он привлекает семьи шахидов к участию в различных культурных и религиозных программах Сопротивления.
Детей знакомят с истинным Исламом Пророка Мухаммада (с), с культурой борьбы (джихад) и мученичества (шахадат) по выработанной программе. Для детей также организуют отдых в спортивных клубах, лагерях скаутов, проводят для них уроки плавания и дайвинга, развивают их таланты.
Латифа аль-Хусейни