Хурр, вестник Сопротивления, как образец для армий исламского мира
08.11.2017 в 22:57
Хурр – именитый военачальник Куфы, представитель сильного рода, имевший влияние как в доисламский период, так в после принятия Ислама. Хурр прославился тем, что перешел на сторону революции, поддержав Имама Хусейна (мир ему) в борьбе против тирании омейядов, олицетворяющих собой невежество, диктатуру и открытое издевательство над исламскими законами.
Фигура такого прекрасного полководца является примером и ориентиром для всех тех искренних мусульман, кто находится под удавкой мировой тирании и, имея сильную волю, хотел бы перейти в лагерь революционеров и в стан Сопротивления. Но в его героическом поступке для определенной категории верующих присутствует и другой смысл: для них Хурр занимает особенное место в качестве идеологической опоры. Речь идет о представителях вооруженных сил любого ранга.
Хурр является образцом для всех тех военных, кто обладает исламской ментальностью, кто прекрасно понимает нынешнюю обстановку и искренне желает изменить ее в лучшую для уммы сторону. Осознание истинного пути полководцем говорит о том, что, помимо военных заслуг, Хурр обладал разумом, живой душой и стратегическим видением ситуации во благо уммы.
История исламского мира новейшего времени наполнена рядом примеров действий отважных военных деятелей и регулярной армии, но наличие исламской идеологии проявилось только на примере Исламской Республики Иран. Когда в среде офицеров и солдат шахской армии нашлись герои, поддержавшие народное восстание, которые со свободной совестью покинули казематы диктатуры, присоединившись к исламскому движению и поддержав его лозунги, исходивших от народа и ее лидеров.
Поэтому еще есть время для решительных шагов, и личность Хурра является образцом для революционного подхода армии по отношению к тираниям, осевшим в исламском мире.
За последнее время армии региона зарекомендовали себя именно в качестве яркой политической силы – так, например, на рубеже XX и XXI веков в исламском мире произошло много военных переворотов. Турция, Ирак, Пакистан, Египет, Алжир, Судан, Йемен, Сирия – во всех этих странах армия играла и продолжает играть существенную роль. Образуя тандем с другой политической силой (и нередко при консультации с внешними силами), генералитет свергал действующую власть, заменяя ее союзниками или временно включал «режим хунты», устанавливая военную диктатуру.
Такому стечению обстоятельств необходимо положить конец. Один из последних переворотов осуществлен в Египте местным генералитетом. Известны последствия данной трагедии: сотни убитых, установление авторитарного режима, подавление всех активных исламских организации и партий, выступающих с антизападной риторикой. Эта ситуация является ярким примером того, как секулярные идеи и ценности, навязанные либерализмом, полностью довлеют над умами представителей вооруженных сил не только в Египте, но и во многих других исламских странах, и с какой свирепой жестокостью они готовы подавлять любую исламскую инициативу.
Но даже в такой, казалось бы, бесперспективной ситуации есть некоторые позитивные моменты. Известно, что в армии Египта служит много хафизов Корана, а для рядовых солдаты и офицерского корпуса характерны происламские настроения. Большое количество соблюдающих мусульман наличествует в рядах вооруженных сил Турции, Пакистана, Марокко, Иордании, Судана и ряда других африканских стран. В исламском мире, особенно в арабских странах (но не во всех), в среде простого населения армия пользуется большим авторитетом. Поэтому нередко в истории военные перевороты пользовались поддержкой населения (сказалось отсутствие исламской альтернативы), так как надежды простых мусульман на улучшение социально-политической обстановки связаны либо с религиозной организацией, либо именно с армией как с символом порядка и стабильности. Соответственно, авторитет и роль армии в укреплении государства увеличится еще больше, если определенная часть военных возьмет исламские идеи за ориентир, востребованный в развитии страны и уммы.
В нынешней ситуации, в которой находится исламский мир, такие важные понятия, как идеология, могут отступить на второй план, так как политическая, экономическая, духовная ситуации многих стран требует быстрых и продуктивных решений. Идеология же куется за относительно большой срок времени и проходит свои этапы развития. Поэтому для многих мусульман из арабских стран объединение на исламской платформе между представителями армии и определенных умеренных исламских структур могут дать шанс на преображение некоторых из этих стран – хотя бы временно. Но также всегда важно иметь запасные варианта на случай возможного коллапса тактических маневров в политическом поле. Ситуации в Турции, Пакистана, Индонезии отличаются от положения в арабских странах.
Сейчас очевидно, что многие исламские партии и организации могут обеспечить себе социально-материальную, но не политическую базу в своих странах. Поэтому помощь исламизированной армии таким исламским объединениям необходима. От такого союза выигрывают все; а главное – есть возможность избежать лишнего стресса в виде гражданской войны. Так или иначе бороться с провокаторами все равно придется, поэтому противостояние террористическим элементам будет вестись независимо от сложившейся политической обстановке в стране. Но избежать междоусобицы шанс есть.
Возрождение активной роли ислама в армиях мусульман – шаг, требующий усиленной идеологической работы и переосмысления задач армии в исламском мире как таковой. При детальном и непредвзятом изучении политической ситуации офицеры увидят, что именно внешний фактор является главным очагом нынешних бед уммы.
Сегодня Язид – это Запад и его сателлиты, а, значит, смелые офицеры армий мусульманских стран должны стать коллективным Хурром. Из урока, преподанного Имамом Хусейном (мир ему) мы знаем, что только восстание и борьба могут сокрушить сатанинскую систему.
Вспомним слова покаяния Хурра в день Ашура.
После выстраивания войска противников Имама Хусейна (мир ему) Мухаджир ибн Аус, который был в войске Умара ибн Сада, спросил его: «Ты хочешь начать атаку?». Но Хурр, которого трясло, ничего не ответил. Поражённый этой картиной, Мухаджир сказал ему: «Клянусь Аллахом, я ни на одной битве не видел тебя в таком состоянии. И если бы спросили, кто самый храбрый человек в Куфе, то я бы назвал тебя. Так что же с тобой такое?» И Хурр ответил ему: «Поистине, я вижу себя между раем и адом. И клянусь Аллахом, даже если меня порубят на мелкие куски и сожгут на костре, я выберу лишь рай». Сказав это, он погнал коня к лагерю Имама (мир ему).
Сообщается, что он пришёл к Имаму Хусейну (мир ему) в смятении и, сказав, что никогда не думал, что дело дойдёт до войны, стал просить у него прощения. Имам простил его и сказал, что в этом и в грядущем мире он действительно свободный человек (Хурр – «Свободный») [1].
Конечно, наличие исламско-революционных идей в армии будут моментально пресекать, подвергая их адептов репрессиям, так как генералитеты в абсолютном большинстве связаны с западными элитами, но даже одно маленькое выступление искренних военнослужащих породит надежду в сердцах многих мусульман.
В завершение приведем душераздирающую речь Хурра:
«О, Имам! О, Хусейн! Поскольку я – первый, кто встал у тебя на пути, Хусейн, я хочу стать первым, кто будет убит перед тобой во имя Аллаха. Дабы в день Страшного суда моя рука была в твоей руке!».
Далее Имам (а) позволяет Хурру принять бой… Хурр сражается и погибает. Имам (а) приближается к нему и гласит: «О, Хурр! Как было дано тебе это имя, так ты и являешься Хурром (свободным) в этом и вечном мире». Затем Имам (а) повязывает платком окровавленную голову Хурра…
[1] Балазури. Т. 2. С. 475–476; Табари. Т. 5. С. 392, 422, 427–428; Муфид. Т. 2. С. 100–101; Ахтаб Харазм. Т. 2. С. 12–13; Ахтаб Харазм. Т. 2. С. 14.: автор упоминает, что фраза Имама (мир ему) была сказана после битвы.
Дамир Назаров
Мнение автора может не во всем совпадать с позицией редакции.